Модернизация и повышение эффективности государственного управления с использованием новейших информационных технологий — одна из важнейших задач, реализуемых органами государственной власти России в последние годы. Для ее решения на федеральном и региональном уровнях принимаются законы, указы, постановления и приказы, запускаются целевые программы в области информатизации госуправления, привлекаются средства федерального и региональных бюджетов.

Поиск новых возможностей повышения эффективности работы органов исполнительной власти требует новых информационно-аналитических подходов и реализующих их программно-аппаратных платформ и решений, позволяющих охватить существующее многообразие взаимоувязанных социально-экономических задач, помогающих объединить ресурсы государства и общества для их оптимального решения.

Федеральное и региональное стратегическое планирование социально-экономического развития сегодня немыслимо без применения основанных на информационных технологиях инструментов по сбору, обработке и анализу структурированных и неструктурированных данных. Федеральные ведомства и региональные органы исполнительной власти создают и развивают свои информационно-аналитические системы, служащие для осуществления и контроля разнообразных мероприятий по оценке состояния, прогнозированию и программно-целевому планированию отдельных аспектов социально-экономического развития. Очевидно, от функциональности, качества и согласованности применяемых при этом информационно-аналитических инструментов непосредственно зависит эффективность проводимых мероприятий и расходования бюджета.

Проводимый Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации конкурс «Лучшие информационно-аналитические инструменты — 2016» ставит перед собой следующие основные цели:

  • повышение качества и обоснованности экспертно-аналитических рекомендаций и управленческих решений;
  • снижение издержек реализации функций и осуществления полномочий органами государственной власти и местного самоуправления, их экспертно-аналитическими подразделениями, а также другими заинтересованными организациями;
  • развитие информационных технологий, в том числе информационно- аналитических инструментов, в России.

Организаторы Конкурса определили его задачи:

  • сравнительный многокритериальный анализ функциональных возможностей и основных технических характеристик информационно-аналитических инструментов, представленных на российском рынке;
  • выбор лучших информационно-аналитических инструментов по конкурсным номинациям;
  • демонстрация технологических платформ, аналитических решений и инструментов, направленных на повышение эффективности управленческих решений;
  • разработка предложений и рекомендаций по областям и сферам применения лучших информационно-аналитических инструментов в органах власти, государственных учреждениях, предприятиях и компаниях.

В качестве основных особенностей Конкурса выделены следующие:

  • широкий спектр номинаций, связанных с наиболее актуальными направлениями применения информационно-аналитических инструментов;
  • коллегиальное (на межведомственной основе) принятие решений о номинантах и победителях с привлечением широкого круга авторитетных экспертов;
  • предоставление заинтересованным разработчикам информационно-аналитических инструментов дополнительных возможностей продвижения и развития;
  • высокая заинтересованность органов власти и экспертного сообщества.

Хронология Конкурса

Формально Конкурс стартовал 1 июля 2016 года, когда начался прием заявок на участие. Однако публичное экспертное обсуждение методики выявления победителей в Аналитическом центре началось еще в мае 2016 года. Далее в течение июля-сентября там же, в Аналитическом центре, состоялась серия методических семинаров, установочное заседание жюри и круглый стол «Роль и место информационно-аналитических инструментов в процессе планирования и принятия управленческих решений». 18 октября прошел методический семинар для членов экспертной группы, осуществившей оценку представленных на конкурс решений. 16 ноября в Аналитическом центре состоялось совместное заседание Оргкомитета Конкурса, где были подведены промежуточные итоги и определены финалисты в каждой номинации. 22, 29 ноября и 7 декабря в Аналитическом центре прошли финалы Конкурса, в ходе которых состоялись дополнительные презентации финалистов, а также была проведена оценка инструментов экспертной группой с целью определения кандидатов в победители и призеров и выработки рекомендаций для жюри, открытые части этих мероприятий сопровождались интернет-трансляцией. 12 декабря состоялось итоговое заседание жюри Конкурса, где члены жюри обсудили работы финалистов и поговорили о различных аспектах применения информационно-аналитических инструментов в деятельности госсектора. На заседании были утверждены победители и призеры в каждой номинации, которые будут торжественно награждены во время конференции «Информационно-аналитические инструменты в государственном управлении» в Аналитическом центре 26-27 января 2017 г.

Методология Конкурса

Участники экспертной группы оценивали поданные на Конкурс заявки по пятибалльной шкале по утвержденному в Методике проведения конкурса набору оцениваемых показателей. Показатели несколько варьировались в зависимости от номинации:

  • комплекс технических и технологических характеристик (включая общие функциональные возможности инструмента без привязки к предметной области);
  • функциональность (комплекс реализованных функциональных возможностей в привязке к предметной области и масштаб (уровень) решаемых задач) — для некоторых номинаций;
  • эргономичность;
  • гибкость (возможность использования для решения задач в различных отраслях экономики и социальной сферы, в интересах различных групп потребителей результата без доработок программного обеспечения либо гибкость настройки интерфейса пользователя — в зависимости от номинации);
  • техническая поддержка.

Общая оценка выводилась с учетом весовых коэффициентов (от 0,05 до 0,5), принятых для каждого показателя применительно к каждой номинации.

Номинации

Технологические номинации:

  • Лучшее информационно-аналитическое решение для обработки неструктурированных данных
  • Лучшее информационно-аналитическое решение для обработки пространственных данных
  • Лучшее информационно-аналитическое решение для визуализации данных и принятия управленческих решений: АРМ руководителя

Тематические номинации:

  • Лучшее информационно-аналитическое решение для проведения и оценки результатов социологических исследований
  • Лучшее информационно-аналитическое решение для контрольно-надзорной деятельности
  • Лучшее информационно-аналитическое решение для управления городским и пригородным пассажирским транспортом

Финалисты

Экспертная группа определила следующих финалистов.

Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение для обработки неструктурированных данных»:

  • 3i Analytics (ООО «ДСС Лаб»). ИАС мониторинга, анализа и прогнозирования развития ситуаций. Обеспечивает поддержку принятия решений по управлению сложными объектами и ситуациями. Рализует подготовку в автоматизированном режиме рекомендаций по способам управления ситуацией в случае необходимости осуществления управляющего воздействия.
  • ABBYY FlexiCapture (OOO «Аби Продакшн»). Инструмент для автоматизации процесса извлечения информации из бумажных документов и сохранения данных в информационные системы предприятия. При наличии дополнительной интеграции с технологией ABBYY Compreno данное решение позволяет извлекать объекты, факты и устанавливать связи между ними, а также осуществлять семантическую классификацию.
  • Brand Analytics (ООО «ПалитрумЛаб»). Система мониторинга и анализа упоминаний в социальных медиа и СМИ. Осуществляет анализ информационного поля бренда, компании, персоны или события.
  • IQPLATFORM (АО «Айкумен ИБС»). Информационно-аналитическая Big Data-платформа для организации поиско­во-аналитической работы с использованием различных типов данных — от структурированных баз данных до источников информации на естественных языках. BI-инструмент нового поколения, позволяющий пользователям анализировать и применять разнородную информацию для принятия управленческих и бизнес-решений.
  • PROMT Analyzer SDK (ООО ПРОМТ). Инструмент для поиска, извлечения и обобщения информации о сущностях, фактах и их связях из неструктурированных текстовых данных на разных языках.

Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение для обработки пространственных данных»:

  • CS UrbanView (ЗАО «СиСофт-Терра»). Инструмент для быстрого создания веб-порталов публикации пространственных данных муниципального и регио­нального уровня со встроенным функционалом для решения аналитических задач.
  • Веб-сервис «Геоаналитика.Агро» (ООО «Компания СОВЗОНД»). Облачный геоинформационный веб-сервис, предназначенный для поддержки принятия решений в области сельского хозяйства, предоставляющий доступ к массиву разнообразной, постоянно об­новляемой информации о состоянии сельскохозяйственной растительности, условиях произрастания и характере землепользования.
  • ЕКС ЯНАО (ГКУ «Ресурсы Ямала»). Государственная геоинформационная система специального назначения, оперирующая простран­ственными данными в целях обеспечения актуальной геопространственной информацией населения и органов государственной власти различного уровня и создания единого информационного про­странства, в том числе для межведомственного взаимодействия на единой картографической основе.
  • ИАС «Горизонт» (АО «НЕОЛАНТ»). Информационно-аналитическая система пространственного развития. Обеспечивает решение органами государственной власти и местного самоуправления задач управления простран­ственным развитием территории в соответствии с полным жизненным циклом.
  • ИАС «Градоустройство» (ООО «ИТП «Град»). Cистема поддержки принятия управленческих решений, объединяющая геоинформационную си­стему для учета, регистрации, хранения, аналитической обработки и предоставления потребителям пространственной и атрибутивной информации, автоматизации задач мониторинга реализации гра­достроительной политики; систему управления бизнес-процессами для автоматизации процессов, в том числе предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение для визуализации данных и принятия управленческих решений: АРМ руководителя»:

  • Interactive Data Visualization Platform (консорциум IDVP). Служит для оснащения ситуационных центров (центров мониторинга) средствами визуализации и анализа дан­ных. Центр мониторинга на базе IDVP — управленческий инструмент визуализации данных для фор­мирования и поддержки принятия управленческих решений.
  • IQPLATFORM (АО «Айкумен ИБС»).
  • Аналитический портал Облачной бухгалтерии (ООО «Хэндисофт»). Осуществляет сбор данных из разных источников, их аналитическую обработку и расширенную визуализацию. Обеспе­чивает отображение сводных данных как для лиц, принимающих решения, так и для работы аналити­ков по поиску и анализу данных и подготовке информации.
  • Каскад.Аналитика (ООО «Каскад-ПРО»). Инструмент для извлечения и объединения в одном приложении данных из информационных систем, эксплуатируе­мых в учреждении с учетом его специфики. Позволяет производить комплексный анализ и монито­ринг данных по ключевым показателям учреждения и может использоваться для текущего контроля деятельности и для построения системы материальной оценки и стимулирования сотрудников, фор­мирования отчетности и пр.
  • Облачный сервис Битрикс24 (ООО «1С-Битрикс»). Комплекс инструментов для организации, автоматизации и контро­ля работы компании. Инструменты сервиса, такие как система постановки и контроля выполнения задач, бизнес-процессы, учет рабочего времени, рабочие отчеты, визуальные отчеты по работе с CRM, позволяют руководителю структурировать, контролировать и автоматизировать работу сотрудников компании, а также осуществлять взаимодействие с клиентами компании.

Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение для проведения и оценки результатов социологических исследований»:

  • FORapp (ООО «МИС»). Технология сбора полевой информации. Поддерживает сбор структурированных данных и управление заданиями.
  • SimpleForms (ООО «Компания Грейт»). Инструмент для автоматизации количественных опросов. Автоматизирует работу интервьюеров с помощью планшетных компьютеров CAPI в том числе и в офлайн-режиме, позволяет проводить онлайн-исследования CAWI, холл-тесты, а также комбинированные опросы с использованием одной анкеты и нескольких каналов доступа до респон­дентов с выгрузкой единой базы.
  • Статэкс (ООО «АСБК»). Программное обеспечение для проведения социологических исследований, статистического анализа результатов исследований и их визуализации.

Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение для контрольно-надзорной деятельности»:

  • River Inspect (ООО «Ривер Солюшнс»). Инструмент для повышения эффективности работы органов государственной власти, осуществляющих контроль­но-надзорную деятельность на территории России: автоматизация планирования и проведения проверок, оперативное управление работой специалистов, регистрация обращений граждан, анализ и визуализация данных, собранных в ходе осуществления контроля (надзора).
  • Thomson Reuters Auto Audit («Томсон Рейтер»). Инструмент для повышения эффективности и прозрачности деятельности контрольно-ревизионных служб аудита.
  • ИАС КПКНД (АО «АСТЕРОС»). Комплексное обеспечение деятельности контрольно-надзорных органов, начиная от выбора подкон­трольных субъектов для проведения мероприятий по контролю на основании сведений о потенци­альной опасности осуществляемых ими видов деятельности, характеристик используемых объектов, результатах предыдущих мероприятий по контролю и иных сведений, и заканчивая анализом резуль­татов контрольно-надзорной деятельности.
  • Мониторинг социально-экономического развития (ООО «Кубсофт»). Централизованная среда сбора, концентрации и представления данных о социально-экономическом развитии региона. Предоставляет лицам, принимающим решения, немедленный доступ к любой структурированной информации о состоянии объектов управления, если такая информация была собрана хоть единожды.
  • Система управления рисками (ООО «САС Институт»). Осуществляет обнаружение и предотвращение нарушений законодательства путем оценки рисков. Позволяет бороться как с известными случаями нарушений, так и выявлять новые схемы злоумышленников. Применение системы повышает точность обнаружения нарушений и эффектив­ность процессов противодействия нарушителям.

Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение для управления городским и пригородным пассажирским транспортом»:

  • АС диспетчеризации для городского пассажирского транспорта и мобильных служб (МКУ «Тюменьгортранс»). Обеспечивает контроль и отслеживание параметров работы транспортных средств городского и пригородного общественного транспорта. Предоставляет данные для информирования пользователей городского и пригородного общественного транспорта.
  • НПТ-аналитика (Университет ИТМО). Аналитическая система, являющаяся частью АСУ наземным пассажирским транспортом. Предназначена для поддержания оперативного (онлайн) управления транспортным средством, подготовки и принятия управленческих решений на тактическом и стратегическом уровнях.

Основные статистические результаты оценки заявок

Проведено экспертных мероприятий — 12 (более 450 участников)

Всего оценено заявок — 52

Участвовало членов экспертной группы — 37

Проведено экспертиз — 206

Среднее количество экспертиз каждой заявки — 3,96

Высоких интегральных оценок — 19 (37%)

Интегральных оценок «выше среднего» — 28 (54%)

Низких интегральных оценок — 5 (9%)

Планы на 2017 год

В 2017 году состоится Второй ежегодный конкурс «Лучшие информационно-аналитические инструменты — 2017». Экспертная группа по составу номинаций рекомендует установить следующий базовый набор номинаций на этот год.

Технологические номинации:

  • Лучшее информационно-аналитическое решение для обработки неструктурированных данных
  • Лучшее информационно-аналитическое решение для визуализации данных и принятия управленческих решений
  • Лучшее информационно-аналитическое решение для очистки и обеспечения качества данных

Тематические номинации:

  • Лучшее информационно-аналитическое решение в сфере контрольно-надзорной деятельности
  • Лучшее информационно-аналитическое решение в сфере образования и науки
  • Лучшее информационно-аналитическое решение в сфере медицины

Жюри Конкурса

Председатель жюри:

Владислав Федулов, директор Департамента информационных технологий и связи Правительства Российской Федерации

Члены жюри:

Александр Албычев, директор департамента информатизации правительства Тюменской области

Николай Асаул, заместитель министра транспорта РФ

Евгения Василенко, исполнительный директор АРПП «Отечественный софт»

Иван Громов, глава администрации Петроградского района Санкт-Петербурга

Сергей Гуральников, заместитель руководителя Федерального казначейства

Дмитрий Данилин, начальник главного управления информационных технологий Федеральной таможенной службы

Николай Елистратов, заместитель председателя правления Пенсионного фонда РФ

Артем Ермолаев, министр правительства Москвы, руководитель департамента информационных технологий

Наталья Звягина, начальник управления информационных технологий Федеральной службы судебных приставов

Станислав Казарин, заместитель председателя правительства Самарской области, руководитель департамента информационных технологий и связи

Виктор Кривов, начальник аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Сергей Кучин, министр информационных технологий, связи и средств массовой информации правительства Нижегородской области

Константин Лайкам, заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики

Александр Левашов, главный редактор TAdviser

Алексей Максимов, главный редактор PC Week

Сергей Миллер, президент ГИС-ассоциации

Константин Носков, руководитель Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации

Олег Пак, статс-секретарь — заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ

Андрей Петров, начальник аналитического управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Андрей Петрушин, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы

Андрей Приданкин, заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

Денис Солодовников, заместитель руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом

Наталия Ушакова, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»

Олег Фомичев, статс-секретарь — заместитель министра экономического развития РФ

Евгений Чаркин, директор по информационным технологиям ОАО «РЖД»

Максут Шадаев, заместитель председателя правительства Московской области, министр государственного управления, информационных технологий и связи

Савва Шипов, заместитель министра экономического развития РФ

Мнения членов жюри Конкурса

Александр Албычев, директор департамента информатизации правительства Тюменской области:

— Основная задача, которую мы ставим при создании и применении информационно-аналитических систем, — это повышение эффективности работы исполнительных и муниципальных органов власти и их подведомственных учреждений. Для того, чтобы решить эту задачу, необходимо следовать следующим принципам. Во-первых, информация в аналитической системе должна собираться по понятным и утвержденным показателям, которые, в свою очередь, получены в автоматическом режиме из ведомственных информационных систем путем исполнения определенных бизнес-процессов, автоматизированных в этих системах.

Пример приведу на медицинской информационной системе (МИС). Во время врачебного приема пациента врач оформляет протокол приема, заполняет все необходимые данные, назначает обследования и выписывает рецепт — и все это он сразу заносит в МИС (электронную медицинскую карту пациента), причем без дублирования на бумажном носителе. Далее подключается система аналитики, которая собирает информацию по каждому приему врача и представляет аналитику в режиме онлайн для регионального Департамента здравоохранения, например, о диагнозах, поставленных за прошедший день во всех поликлиниках, или о доступности записи к конкретному врачу. Кроме того, аналитическая система сравнивает поликлиники по различным показателям и формирует рейтинги, по которым можно определить лидеров и отстающих среди медицинских учреждений и их работников. Главное в данных рейтингах — эти их публичность для руководителей сферы и врачей, т. е. каждый видит, насколько он эффективен в своей работе. Аналогичные информационно-аналитические подсистемы реализованы уже в ряде других отраслей, таких как образование, государственные и муниципальные закупки, ЖКХ и т. д.

Разработчикам хочу дать следующее пожелание: создавать простые и понятные системы, которыми было бы удобно и приятно пользоваться. Также мы понимаем, что на сегодня модули прогнозирования в данных системах находятся в зачаточном состоянии, и следующий большой шаг — это умные системы, способные с помощью математических моделей строить прогнозы с определенной долей вероятности.

Что касается конкурса «Лучшие информационно-аналитические инструменты — 2016», то главное его достижение — возможность обмена опытом и ознакомления с лучшими практиками. Это позволяет нам учиться на ошибках или, наоборот, перенимать успешный опыт наших коллег и, таким образом, развивать наши системы более эффективно и качественно.

Наталья Звягина, начальник управления информационных технологий Федеральной службы судебных приставов:

— Автоматизированная информационная система (АИС) Федеральной службы судебных приставов разработана для применения на всех уровнях ФССП России.

Подсистема оперативного мониторинга и анализа информации применяется в целях обеспечения полного анализа результатов деятельности территориальных органов и структурных подразделений ФССП России по основным направлениям деятельности.

Подсистема «Ведомственная аналитика» обеспечивает:

  • информационно-аналитическую поддержку специалистов подразделений центрального аппарата и территориальных органов ФССП России по контролю за процессами исполнительного производства (включая розыск должников и их имущества, а также учет наличия и движения арестованного имущества);
  • визуализацию данных о состоянии основных процессов деятельности ФССП России для пользователей уровня высшего руководства, руководителей структурных подразделений и территориальных органов Службы;
  • информационно-аналитическую поддержку процессов контроля за установленными показателями деятельности ФССП России в целом и территориальных органов, на основании информации, имеющейся в единой (центральной) базе данных АИС ФССП России.

Участие в качестве члена жюри в конкурсе «Лучшие информационно-аналитические инструменты — 2016» позволяет провести анализ рынка разработок информационно-аналитического программного обеспечения, получить информацию об инновационных разработках, тенденциях развития аналитических инструментов и определить наиболее перспективные направления их развития.

Сергей Гуральников, заместитель руководителя Федерального казначейства:

— В Федеральном казначействе внедрены и активно используются более 10 крупных автоматизированных систем. Среди них есть и ряд масштабных государственных информационных систем, для которых Федеральное казначейство выступает оператором. Практически все эти системы реализуют те или иные информационно-аналитические функции.

При создании информационно-аналитических инструментов перед Федеральным казначейством, в первую очередь, стоит цель обеспечить оперативность, актуальность, взаимосвязанность и непротиворечивость информации, используемой для принятия решений как в самом Федеральном казначействе, так и внешними пользователями системы, а также для обеспечения экспертно-аналитического сопровождения на всем жизненном цикле процессов в области государственных финансов и управления.

Ниже приведены примеры некоторых из функций, по нашему мнению, наиболее заметных, значимых не только для Федерального казначейства, но и для государства в целом, для граждан:

  • Единая информационная система в сфере закупок. Мониторинг и анализ процесса государственных и муниципальных закупок, аналитическая отчётность в сфере государственных закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
  • Официальный сайт для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях. Публикация и анализ информации по всем государственным и муниципальным учреждениям и услугам.
  • Единый портал бюджетной системы. Информирование широкого круга пользователей о наиболее значимых характеристиках и процессах в бюджетной системе РФ в доступной форме.
  • Информационно-аналитическая система Федерального казначейства. Мониторинг и анализ оперативной информации о ходе исполнения каждого бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
  • Система поддержки технологического обеспечения Федерального казначейства. Анализ эффективности деятельности сотрудников ведомства.
  • Государственная автоматизированная информационная система «Управление». Обеспечение формирования и обработки данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, данных официальной государственной статистики, сведений, необходимых для принятия управленческих решений в сфере государственного управления и обеспечения стратегического планирования.

В Федеральном казначействе за последние годы накоплен колоссальный массив информации, и одной из важнейших задач является правильное ее использование и применение результатов анализа в текущей работе.

Кроме того, в 2017 году запланировано мероприятие по созданию подсистемы информационно-аналитического обеспечения государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», в связи с чем Федеральное казначейство активно изучает различные платформы и технологии, методологические подходы к сбору, обработке и анализу данных.

Полагаем, что конкурс «Лучшие информационно-аналитические инструменты — 2016» поможет Федеральному казначейству в разработке новых и эффективных решений в области информационно-аналитического обеспечения.


Константин Лайкам, заместитель руководителя Росстата:

— Основная функция Росстата — это формирование официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Для реализации данной функции Росстат решает задачи по обработке и анализу данных, полученных в ходе проведения федеральных статистических наблюдений. Росстатом проводится ряд самых разнообразных выборочных и сплошных обследований, таких как: федеральное статистическое наблюдение в сфере оплаты труда отдельных категорий работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы; сплошное наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, выборочное федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, а также выборочные статистические наблюдения по социально-демографическим проблемам.

Обработка и анализ полученных массивов данных невозможны без использования современных информационных технологий и применения информационно-аналитических инструментов. Для примера можно привести Систему многомерного анализа данных (СМАД), которая была создана в рамках реализации Концепции развития ИВС Росстата на 2011-2017 годы.

СМАД в целях аналитической обработки данных осуществляет формирование произвольных запросов и загрузку данных из информационных систем в едином пространстве справочников и показателей, позволяет объединять различные источники данных для их сопоставления. Аналитическая подсистема, являющаяся одной из подсистем СМАД, построена на промышленной платформе и предоставляет функционал для анализа информации, основанной на данных из Единого хранилища данных, в удобном для конечного пользователя формате.

СМАД позволяет формировать многомерные аналитические витрины данных и осуществлять произвольные запросы для обеспечения предоставления информации в требуемой детализации и формате для дальнейшего анализа конечными пользователями.

Таким образом, информационно-аналитические инструменты способствуют повышению эффективности деятельности структурных подразделений центрального аппарата Росстата по выполнению задач многомерного анализа, формированию произвольных запросов и своевременного формирования аналитической отчетности по произвольной совокупности исторических данных и предметных областей.

Конкурс «Лучшие информационно-аналитические инструменты — 2016» позволяет оценить функциональные возможности и основные технические характеристики информационно-аналитических инструментов, представленных на российском рынке. Демонстрация технологических платформ, аналитических решений и инструментов, направленных на повышение эффективности управленческих решений, позволит выбрать лучшие информационно-аналитические инструменты по конкурсным номинациям, а также оценить гибкость и функциональность для использования в деятельности Федеральной службы государственной статистики.

Наиболее интересными для Росстата представляются следующие номинации: «Лучшее информационно-аналитическое решение для обработки неструктурированых данных», «Лучшее информационно-аналитическое решение для обработки пространственных данных», а также номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение для проведения и оценки результатов социологических исследований». Более детальное изучение функциональных возможностей информационно-аналитических инструментов, представленных в данных номинациях, позволит Росстату принять решение о возможности их использования при обработке и оценке результатов проведенных федеральных статистических наблюдения.

Андрей Петров, начальник Аналитического управления Аппарата Госдумы ФС РФ:

— Аналитическое управление Аппарата Госдумы в своей работе использует разные информационно-аналитические инструменты и разные возможности получения данных, мы ориентируемся на информацию и статистику наших партнеров — Пенсионного фонда России, министерств и ведомств. Мы видим качество поступаемой информации и можем оценить инструменты, с которыми работает госсектор. Применяемые нами инструменты специально разрабатывались для высших органов власти, но это не означает, что мы не следим за новинками рынка. При этом мы учитываем, что для информационных систем органов власти, Президента, Правительства, Госдумы есть некоторые ограничения, связанные с вопросами безопасности и защиты информации.

С нашей точки зрения, на отечественном рынке есть очень интересные продукты, которые, например, участвовали в номинации конкурса «Лучшие информационно-аналитические инструменты — 2016», где соревновались инструменты для обработки неструктурированных данных. Для нас это важно, поскольку основная часть законотворческой работы — это и есть обработка неструктурированных данных, в том числе работа с результатами соцопросов. Ведь депутаты ориентируются на мнение избирателей. Для нас это очень перспективное направление информационно-аналитической работы. И очень хорошо, что номинация о неструктурированных данных будет сохранена в конкурсе и в следующем году.

В целом информационные технологии и их прикладное воплощение, информационно-аналитические инструменты, — это глубоко глобализованная отрасль. Есть хорошие зарубежные компании, которые делают хорошие продукты — например, голландцы или американцы. По итогам конкурса мы видим, что российские разработчики делают очень интересные продукты на платформе, разработанной зарубежной компанией. А еще наши разработчики умеют делать свои, отечественные платформы, для которых возможны различные надстройки. И мы надеемся, что они смогут совместить свои идеи и представить в следующем году на конкурсе полностью отечественный продукт.

Николай Елистратов, заместитель председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации:

— Как известно, ИТ в России развиваются в последние годы очень динамично даже несмотря на то, что несколько затормозилось развитие экономики в целом. Инновации, которые рождаются в мире и у нас, хорошо воспринимаются в нашей стране. Аналитический центр проводит в этом плане большую работу. И есть ощущение, что на его платформе можно создать сильный общероссийский ИТ-конкурс, который бы охватывал и государственные структуры, и частные компании. И выдавать премии, которые были бы самыми главными в стране в области ИТ. Конечно, сейчас есть конкурсы, которые проводятся под эгидой разных организаций, прежде всего коммерческих, и это очень хорошо, но должна быть одна премия, которая была бы стержневой. У Аналитического центра для этого есть все возможности, и мне хотелось бы видеть именно его в качестве лидера этого направления.

То, что Аналитический центр занимается изучением информационно-аналитических инструментов, это очень важно. Аналитики у нас не хватает. А когда она подкреплена мощнейшими ИТ-инструментами — это совсем здорово. Поэтому неслучайно ведущие ИТ-специалисты как из госсектора, так и из коммерческих структур с удовольствием принимают участие в работе конкурса «Лучшие информационно-аналитические инструменты — 2016».

Аналитика сегодня интересует всех. Крупные госструктуры развивают свои инструменты, с которыми они работают по основополагающим направлениям своей деятельности. Мы, например, сейчас запускаем информационную систему нового поколения АИС ПФР-2, в которой в числе 27 подсистем есть аналитическая подсистема, которая выдает нам всю аналитику по различным направлениям. Прежде всего речь идет об актуальных расчетах, которые активно ведутся в ПФР. Но одновременно это очень интересный инструмент, который позволяет заглянуть на 50 лет вперед и увидеть, какой в стране будет демографический разрез, как он будет влиять на изменения в пенсионной системе и как она будет влиять на демографию. Мы также сейчас создаем Федеральный реестр инвалидов. Это достаточно большая федеральная информационная система со своей аналитической подсистемой-конструктором, которая уже начиная со следующего года будет помогать государству анализировать в различных разрезах ситуацию, связанную с людьми с ограниченными возможностями.