Российский рынок ИБП в 2018–2020 гг., если судить по отчётам ITResearch, пребывал в состоянии стагнации. И в денежном, и в количественном выражении его объёмы за последние три года менялись в пределах нескольких процентов. Правда, заметен один не очень явно выраженный, но всё же бесспорный тренд: снижение доли массовых решений и рост интереса корпоративных потребителей к решениям инфраструктурным. Иными словами, сегмент онлайн-ИБП, по преимуществу трёхфазных, ощущает себя несколько лучше, чем весь этот рынок в целом. Означает ли это, что структура спроса на средства защиты электропитания в России меняется, — и как именно происходят перемены, если происходят? Попробуем разобраться.

Укрупнение с удешевлением

Отчёт ITResearch о состоянии российского рынка ИБП в крайне непростом 2020 г. свидетельствует, что всего в РФ было реализовано 1,293 млн. этих устройств всех классов на сумму 329,2 млн. долл. Годовая динамика относительно уровня 2019 г. составила при этом −1,8% в штуках и −0,01% в деньгах. Уже сопоставление этих двух величин позволяет сделать вывод об относительном росте, пусть и скромном, продаж чуть более дорогих устройств.

Однако на деле — учитывая, что прошлогодний весенний локдаун серьёзнее всего ударил по продажам недорогих офисных моделей, — можно было бы ожидать куда более динамичного поведения рынка ИБП в денежном выражении. Быть может, даже его роста на фоне сокращения поставок по количеству. Строго говоря, аналитики в начале 2020 г. делали именно такие прогнозы — они предрекали, что выручка от поставки ИБП в Россию по итогам года увеличится примерно на 10% в долларовом исчислении за счёт всплеска спроса на «тяжёлые» решения.

Ещё во II кв., по свидетельству всё того же ITResearch, ориентированные на инфраструктурный сегмент ИБП (по преимуществу трёхфазные) обеспечили практически две трети всего объёма реализации источников бесперебойного питания в деньгах. Но всё же в IV кв. темпы роста оказались заметно ниже ожидаемых, хотя продажи в инфраструктурные проекты в количественном исчислении шли вполне достойными темпами. Рост спроса на облачные услуги, на PaaS и IaaS, побуждал заводчиков дата-центров вводить в строй всё новые мощности, так что выраженные в штуках поставки онлайн-ИБП за год выросли на 6%, что вполне соответствовало более ранним прогнозам аналитиков. Иными словами, количественно сегмент трёхфазных ИБП действительно заметно подрос, — но почему же соответствующим образом не увеличился в деньгах?

Всё дело в цене условного среднего источника бесперебойного питания, которая в 2020 г. оказалась заметно ниже, чем в 2019-м. Эксперты отметили как ощутимый рост поставок в Россию ИБП под китайскими марками, так и увеличение соперничающих с ними по цене предложений глобальных брендов, более доступных, чем привычные прежде модели того же класса и рыночного позиционирования. Именно это общее по всем направлениям удешевление трёхфазной продукции и не позволило российскому рынку ИБП расти год к году в денежном выражении.

Аналитики даже усмотрели конкретную возможную причину столь значимого снижения цены условного среднего ИБП, а именно — проведение обширных электронных торгов по закупкам техники для медучреждений. Традиционно в подобных состязаниях выигрывают предложения с самой низкой ценой. А поскольку именно медицинский сектор по понятным причинам стал для российской экономики в 2020 г. одним из ключевых, массовые закупки более дешёвых, чем это было характерно для прошлых лет, трёхфазных ИБП для его нужд привели к снижению выручки по всему рынку этих устройств в целом.

Так или иначе, тренд на удешевление средств бесперебойного электропитания не мог не проявиться на фоне значительного ущерба, нанесённого мировой экономике коронакризисом. Надолго ли он утвердится на рынке — в частности, российском? Станет ли ажиотажный спрос на китайские (и иные недорогие) ИБП моментом истины для признанных грандов этого рынка, которые отныне будут вынуждены полнее принимать в расчёт конкуренцию со стороны напористых новичков? Конечно же если продукция последних подтвердит в ходе эксплуатации у заказчиков заявленные качества — хотя бы в среднесрочной перспективе.

По словам Артёма Морева, системного архитектора решений для инженерной инфраструктуры ЦОД, Huawei Enterprise в регионе Евразия, в 2020-м многие компании научились работать в удалённом режиме, что по понятным причинам снизило потребность в офисных однофазных ИБП: «С другой стороны, вызовы, брошенные пандемией, привели к необходимости оснащать объекты здравоохранения надёжными трёхфазными ИБП».

Как подтверждает Алексей Морозов, руководитель отдела маркетинга «Парус электро», динамика рынка трёхфазных ИБП в 2020 г. в основном действительно была обусловлена пандемией: «Строились или расконсервировались больницы и госпитали, необходимость защиты электропитания для оборудования в них спровоцировала во II кв. резкий всплеск спроса на трёхфазные ИБП. Кроме того, удалённая работа подтолкнула развитие ИТ-инфраструктур компаний, поэтому на протяжении всего года были востребованы ИБП для серверов и ЦОДов».

По словам Дмитрия Шпанько, директора по сервису Powercom, для его компании в целом и для российского её представительства в частности динамика продаж трёхфазных ИБП в 2020 г. оказалось положительной: «Мы наблюдали большой спад во II и III кв., но IV кв. не просто нивелировал этот спад, но и позволил нам говорить о положительной динамике. Что касается конкретных отраслей, то в первую очередь это медицина и ИТ-сектор».

Заметный рост спроса на «умные» ИБП с широкой функциональностью и с гарантией непрерывного и качественного энергоснабжения отмечает Светлана Андреева, менеджер по маркетингу Tripp Lite в странах Восточной Европы, России и СНГ, Ближнего Востока: «По итогам 2020 г. сегмент трёхфазных ИБП продемонстрировал положительную динамику; с большой долей вероятности эта тенденция будет сохраняться и в дальнейшем. Пандемия послужила своего рода драйвером развития ИТ и оборудования и внесла свои коррективы в отраслевую представленность продукта. Существенным образом выросли продажи ИБП в медицине, банковской сфере, телекоммуникациях, производственном секторе, ЦОДах, образовании, интернет-ритейле. Крупные государственные проекты, для которых требовалась защита критически важного оборудования, также внесли свой вклад в положительные показатели продаж трёхфазных ИБП. В кризисной ситуации 2020 г. многие отрасли российской экономики оказались в довольно сложном положении и были вынуждены сокращать поставки оборудования, однако, с другой стороны, „стратегически мыслящие предприятия“ оптимизировали свои расходы путем централизации ИТ-систем, переходя при этом от закупок большого количества недорогих моделей к закупкам тяжелых ИБП, отвечающих за бесперебойную работу системы в целом».

Компания Tripp Lite, осуществляющая свою деятельность с 1922 года, пользуется превосходной репутацией благодаря выдающейся надежности своей продукции и исключительному сервису. Её продукты и технические решения— от настольных устройств до критически важных компонентов инженерной инфраструктуры — обеспечивают питание и подключение компьютеров, сетевого оборудования и электронных приборов, формирующих основу нашего цифрового мира.

Проверенные в эксплуатации трехфазные ИБП Tripp Lite мощностью от 10 до 210 кВА (400 кВА при параллельном подключении) в настоящее время используются в критически важных средах по всему миру, включая центры обработки данных, оборудование для периферийных вычислений, компании малого и среднего бизнеса, банковские и страховые организации, предприятия легкой промышленности, больницы, клиники, университеты и правительственные учреждения. Эти ИБП двойного преобразования, работающие независимо от напряжения и частоты, обеспечивают высочайший уровень защиты электропитания.

Среди моноблочных ИБП компании Tripp Lite выделяется серия S3MX, являющаяся надежным и экономичным решением для любой задачи в своем диапазоне мощностей, который составляет от 30 до 200 кВА. Благодаря новейшим технологиям ИБП сочетают в себе современные технические характеристики и минимальные габариты, отличаются простотой управления и низкими эксплуатационными расходами. К примеру, ИБП мощностью 200 кВА занимает площадь всего 0,56 м2, что меньше площади, необходимой для стандартной серверной стойки высотой 42U. Другим фактором, определяющим успех серии S3MX, является невысокая стоимость, позволяющая успешно конкурировать со всеми игроками рынка ИБП. Так, например, сравнение стоимости модели S3M200KXD мощностью 200 кВА с аналогичной моделью другого известного производителя показывает разницу порядка 25%. Высокая перегрузочная способность (до 150% в течение одной минуты) позволяет использовать ИБП данной серии для защиты оборудования предприятий розничной торговли, транспорта и аварийных служб, а также легких промышленных установок.

ИБП серии S3MX идеально подходят и для более крупных объектов, в том числе предъявляющих высокие требования к резервированию. Возможность параллельной работы обеспечивает суммарную мощность до 400 кВА или резервирование N+1. Если возникнет необходимость в электроснабжении от двух разных источников, то имеется функция двойного ввода питания. Наличие штатных панелей ремонтного байпаса и блочный конструктив обеспечивают повышенную ремонтопригодность и позволяют оперативно заменять поврежденные элементы прямо на объекте.

Модульные трехфазные ИБП, выпускаемые компанией Tripp Lite, представлены серией SVX и обладают полноценной возможностью расширения при компактном форм-факторе, предлагая надежное и бесперебойное электропитание с высоким уровнем защиты. Такие решения востребованы заказчиками, поскольку позволяют плавно наращивать мощность ИБП одновременно с ростом реальной нагрузки, а также гарантировать внутреннее резервирование N+1 на уровне силовых модулей. Благодаря данной функции можно строить отказоустойчивые решения с уровнем резервирования до 2(N+1) и применять ИБП данного класса на объектах с самыми высокими требованиями к надежности оборудования — в центрах обработки данных, в банковском секторе и в сфере здравоохранения. ИБП серии SVX доступны в трех вариантах типоразмера корпуса (от 30 до 42U) и мощностью от 30 до 210 кВт, легко встраиваются в стоечные ИТ-системы шириной 600 мм. Cиловые модули и блоки аккумуляторных батарей SVX можно отсоединять и извлекать, не прерывая работу ИБП, что исключает вероятность дорогостоящих простоев и обеспечивает бесперебойное питание защищаемого оборудования даже во время проведения регулярного технического обслуживания.

В комплекте с ИБП поставляется сетевая карта WEBCARDLX для дистанционного управления и контроля через несколько интерфейсов: HTML5 web через HTTP(S), меню/интерфейс командной строки через SSH/Telnet и SNMP для интеграции с платформами программного управления (например, DCIM). Используя в ИБП карту WEBCARDLX в сочетании с предлагаемыми компанией Tripp Lite управляемыми по сети PDU, сотрудники могут управлять электропитанием по всему объекту, автоматически получая рассылаемые предупредительные сигналы, позволяющие обнаруживать проблемы до того, как они успеют привести к простоям в работе. Компания Tripp Lite предлагает бесплатное программное обеспечение сетевого мониторинга и управления PowerAlert.

ПАРНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ

Бюджеты наперечёт

По сухим аналитическим отчётам о состоянии российского рынка ИБП в 2020-м можно сделать вывод о смещении предпочтений заказчиков в сторону более бюджетных продуктов — даже для самых ответственных проектов. В связи с этим логичным представляется усиление ценовой конкуренции между вендорами — что, в свою очередь, в пределе может привести к сокращению функциональности и/или к снижению эксплуатационных характеристик устройств (базового срока гарантии, например). Очевидно, для ответственных заказчиков такая трансформация трёхфазных ИБП даже ценой их удешевления вряд ли приемлема.

Однако Алексей Лобов, руководитель проектов направления ИБП, проектная дистрибуция MERLION, уверен, что снижение средней цены условного ИБП — явление, скорее, ситуационное, и объяснение его кроется в сокращении финансирования проектов (по известным коронакризисным причинам), а также во влиянии тендерного механизма на ценообразование — в тех случаях, когда механизм этот применяется: «В проектах с высокой интеграционной составляющей как оборудования, так и ПО конкуренция особо не меняется, так как остаётся неизменным количество крупных производителей на этом рынке, способных обеспечить поставки комплексных решений и имеющих высокую компетенцию. С определённой периодичностью можно наблюдать слияние ряда профильных компаний и их усиление в сегменте систем бесперебойного и резервного электропитания, но костяк компаний в этой нише твердо закрепился. Крупные же игроки с азиатского рынка, в свою очередь, уже не так активно готовы работать на понижение условий в подобных проектах».

Иначе дело обстоит там, где требуются ИБП без дополнительной комплектации инженерными решениями — имеются в виду системы охлаждения, распределения электропитания и т. п. Здесь количество производителей растёт с каждым годом, они предлагают оборудование на любой вкус и бюджет. И действительно, настоящим инкубатором для таких компаний выступает Китай, — причём в производственной гонке участвуют как производители оборудования под собственными брендами, так и поставщики OEM ИБП на российский рынок. «Можно отметить, что оборудование данного сегмента активно развивается, становится технологичнее и эффективнее, но все же не способно конкурировать в сложных проектах, а обеспечение сервисом нередко имеет свои ограничения», — свидетельствует Алексей Лобов.

По словам Артёма Морева, высокая конкуренция, экономический кризис и пандемия заставляют заказчиков пересматривать бюджет и обращать внимание на оборудование среднего ценового сегмента, уходя от дорогих решений.

Алексей Морозов считает, что нельзя говорить о планомерной и массовой замене бюджетными трёхфазными ИБП более солидных моделей в ответственных проектах: «Российский рынок отличается высокой компетенцией в экспертизе подбора оборудования. Можно надеяться, что бюджетные модели расширят сферу применения ИБП и позволят обеспечить защиту электропитания там, где ранее заказчик не мог себе позволить установить ИБП».

Конкуренция на рынке ИБП растёт год от года, подчёркивает Дмитрий Шпанько: «На рынке появляются новые игроки, что требует от нас дополнительного внимания к вектору их развития. А игроки уже существующие постоянно развиваются, приносят новые идеи».

Павел Пономарёв, менеджер по развитию направления «Трёхфазные ИБП» подразделения Secure Power компании Schneider Electric, видит возрастающий интерес к сегменту medium-offer, сбалансированному предложению по цене и характеристикам, в диапазоне мощностей 10–600 кВт: «Рынок ИБП в принципе насыщен конкурентами в России гораздо выше, чем в некоторых других странах, поэтому сложно сказать об изменении конкурентного давления. Оно есть уже довольно давно и приводит в том числе к совершенствованию продуктовой линейки, предлагаемой заказчикам, которая продолжает обновляться более доступными и функциональными изделиями».

Конкуренция в сегменте трёхфазных ИБП ежегодно получает новые обороты, что, по мнению Светланы Андреевой, связано с формированием новых потребностей заказчиков: «Такие традиционные параметры тяжёлых ИБП, как надёжность, простота эксплуатации, масштабируемость, сервисная поддержка, сегодня дополнились новыми требованиями по функциональности, возможностям удалённого управления, мониторинга, интеграции в уже работающую инфраструктуру. В последнее время конкуренция обострилась как по причине известных событий, так и в результате стремительного развития ИТ и появления на рынке новых игроков. Наибольшую привлекательность для заказчиков имеют комплексные решения, которые непосредственно отвечают конкретным задачам предприятий. Более того, уже сегодня разработчики предлагают решения с учётом отраслевой специфики, например, для медицины. Безусловно в условиях кризиса обострилась ценовая конкуренция, компании стараются оптимизировать свои проектные расходы, однако важно отметить, что все-таки большинство заказчиков делает выбор в пользу качества и надёжности, поскольку в итоге данное решение с точки зрения функциональности и эксплуатации является для них наиболее выгодным».

С сервисом по пути

Высокий спрос на ИТ-продукты в кризис особенно остро поставил давно назревавший для многих заказчиков вопрос: что выгоднее — низкая закупочная цена или малая совокупная стоимость обслуживания (ТСО) устройства на всём протяжении его фактической эксплуатации? Особенно важно это грамотно оценивать в приложении к трёхфазным ИБП, которые нуждаются как минимум в технической поддержке — но дополнительно выигрывают от разнообразных сервисов и сопутствующих продуктов, таких как расширенная гарантия на сами устройства и батареи, доставка замены вышедшему из строя оборудованию на следующий рабочий день (NBD), автономные системы контроля и управления (BMS) и т. п.

Востребованность подобных продуктов и сервисов, равно как и повышенное внимание к ТСО, а не к закупочной цене ИБП, во многом зависит от отрасли, в которой оперирует заказчик. Алексей Морозов приводит в пример область информационных технологий, где стоимость владения оборудованием является значимым фактором для заказчиков: «В то же время в медицине и промышленности этому фактору при выборе ИБП уделяется недостаточно внимания, хотя стоимость обслуживания и замены аккумуляторов в процессе эксплуатации может разительно различаться у разных вендоров».

Павел Пономарёв также убеждён, что всё тут зависит от заказчика: если тот сам эксплуатирует приобретаемое оборудование (и/или имел опыт эксплуатации аналогичного оборудования), то все насущные вопросы будут задаваться, а ответы на них внимательно исследоваться и сравниваться с предложениями других участников рынка. В противном же случае основное внимание будет сфокусировано на оптимизации капитальных расходов.

Для многих заказчиков цена оборудования все ещё остаётся ключевым фактором при выборе ИБП, но вместе с тем они хотят иметь качественный продукт, — на эту дихотомию указывает Дмитрий Шпанько. По опыту его компании, совокупная стоимость владения рассматривается заказчиками все ещё довольно редко, и это, как правило, коммерческие структуры, которые применяют ИБП в своих высокотехнологичных проектах и при больших мощностях (например, ЦОДы). «А вот требования на расширенную гарантию и дополнительный сервис в виде замены оборудования действительно заказчики предъявляют все чаще », — отмечает эксперт.

Артём Морев отмечает, что оценка заказчиками в первую очередь ТСО, а не продажной цены единицы товара в российских реалиях всё ещё редкость: «Этому способствует относительно низкая стоимость электроэнергии. NBD-доставка — более актуальная вещь, ведь быстрый сервис является гарантией того, что уменьшится время простоя оборудования. BMS-системы также всё более актуальны, поскольку они помогают на ранних стадиях диагностировать поломки и нештатную работу батарей».

Без канала — никуда

Классическую двухуровневую схему дистрибуции ИТ-продуктов в предкоронакризисный период многие ставили под сомнение. Действительно, когда омниканальность позволяет с лёгкостью размещать заказы хоть прямо на ODM-предприятии, а сервисное обслуживание так просто отдать на аутсорсинг, — зачем заказчику оплачивать своими средствами работу целой сети дистрибьюторов и партнёров?

Понятно, что в России с её огромными просторами роль ИТ-канала всегда была значимой и реже подвергалась сомнениям. Но только незабываемый 2020-й доказал, что в отсутствие развитой, устойчивой схемы продвижения и поддержки, которую обеспечивает достойно организованный канал, заказчики практически не могут удовлетворять свои потребности в сложных ИТ-решениях. В частности, в трёхфазных ИБП и в выстраиваемых на их основе инженерных инфраструктурах. Кризис или не кризис — партнёры ожидают высокого качества оборудования, адекватных сроков поставки и конкурентных цен на оборудование, как подчёркивает Артём Морев.

«Партнёры и заказчики за последние годы значительно усилили свои компетенции и чутко реагируют на скорость и актуальность представленной информации», — подтверждает Алексей Лобов и тут же уточняет: «Инициализация, ведение и реализация сложных проектов требуют чёткого выстраивания всего канала продаж начиная от пресейла, технической поддержки, а также всей вертикали — от вендора до заказчика, на уровне как инженеров, так и продавцов».

По словам Алексея Морозова, сегодня можно с уверенностью опираться на партнёров, предоставляющих дополнительные сервисы — комплексные поставки оборудования, пусконаладочные и сервисные работы. Специалисты авторизованных дилеров и сервисных центров регулярно проходят обучение и переквалификацию, чтобы обеспечить высокий уровень качества продукта для заказчика.

Реалии импортозамещения

Экономическая да и политическая повестка всё острее ставит вопрос об импортозамещении. Но в какой мере реалистична локализация производства трёхфазных ИБП в России? По мнению Алексея Лобова, хотя важность локализации самоочевидна, при реальном производстве выпускаемая на российских предприятиях продукция не выдержит конкуренции с той, что поступает из Китая: «Основная компонентная база производится в Азии. И даже если рассматривать крупноузловую сборку, то привезти ИБП в разобранном виде может оказаться дороже, чем привезти готовое изделие. Скорее рынок пойдёт по пути локализации на базе одного или нескольких крупных мировых производителей ИБП. Но это тоже потребует государственного регулирования и контроля».

Алексей Морозов обращает внимание на то, что трёхфазные ИБП обеспечивают бесперебойную работу ответственного оборудования, в том числе критических информационных инфраструктур, — а применение импортного оборудования влечёт за собой как санкционные риски, так и опасность ухода иностранного производителя с нашего рынка: «В то же время накопление компетенции и локализация производства в России — это не только импортонезависимость, но и возможность разработки смежных продуктов для новых рынков». В качестве примера он привел зарядные станции для электромобилей полностью на отечественном оборудовании.

Свинец или литий — двигатель прогресса?

По данным исследовательского центра BloombergNEF, опубликованным в конце 2020 г., за десять лет удельная цена литий-ионных аккуумляторов сократилась почти на порядок. Если в 2010-м эта цена составляла в среднем по мировому рынку около 1100 долл./кВт*ч, то в прошлом году — уже 137 долл. за киловатт-час. И эта тенденция, уверены аналитики, будет продолжаться: в 2023 г. ожидается выход удельной цены литий-ионных аккумуляторов на уровень 101 долл./кВт*ч, и даже в 2020-м в отдельных индустриальных секторах ряда стран фиксировались крупные сделки со средней отпускной ценой таких батарей менее 100 долл./кВт*ч (например, на специализированные высокоёмкие АКБ для электробусов с поставками внутри КНР).

На снижение цены в последние годы, отмечают эксперты, оказывает влияние не только рост спроса со стороны изготовителей всевозможных электрических транспортных средств, что вызывает увеличение объёма производства, но и совершенствование технологий. В частности, произошло существенное удешевление катодов для литий-ионных батарей: если раньше на их изготовление шёл почти исключительно кобальт, то сейчас он всё чаще хотя бы частично заменяется никелем. И всё же до уровня удельной цены свинцово-кислотных АКБ — в районе 60 долл./кВт*ч — литий-ионные аккумуляторы дойдут, по оценке BloombergNEF, не раньше 2030 г.

Однако электробусы — это одно дело, а тяжёлые и даже средние ИБП — совсем другое. Трёхфазные ИБП с литий-ионными, никель-кадмиевыми и иными отличными от свинцово-кислотной классики батареями ИТ-заказчики не будут применять массово — в первую очередь из-за цены — по крайней мере в ближайшей перспективе; в этом уверен Алексей Лобов: «Каждая из этих технологий имеет массу своих преимуществ — малые габариты, отсутствие „памяти“, работа в критических температурных условиях, — и по отдельным параметрам либо по их совокупности как минимум на порядок превосходят свинец. И всё же стоимость будет удерживать данный сегмент устройств в нише специального оборудования — и лишь в определённых сферах. Литий-ион востребован там, где важны компактные габариты, быстрый заряд, полный контроль состояния и работы АКБ, а никель — это прежде всего жёсткие условия эксплуатации и ответственные области применения (авиация, атомная энергетика, железнодорожный транспорт)».

«Мы рассматриваем применение литий-железо-фосфатных (LiFePo4) аккумуляторов, — замечает Алексей Морозов. — Но именно там, где это продиктовано ограничениями по массогабаритным характеристикам или по температурным условиям эксплуатации. Нам важно оптимальное по соотношению стоимости и параметров решение для бесперебойного питания. Особенность же ИБП на литий-ионных аккумуляторах — в проприетарности таких систем. Пользователь уже не может заменять аккумуляторы в батарейном блоке, но вынужден закупать батарейный блок целиком у производителя ИБП. Значит, стоимость владения у ИБП с такими батареями будет выше».

«Тенденция последних лет такова, что заказчики всё чаще запрашивают системы бесперебойного питания на литиевых батареях, — утверждает Дмитрий Шпанько. — Но до реализации такие проекты практически не доходят ввиду их высокой начальной стоимости. Классические свинцовые АКБ пока имеют значительное преимущество по цене, работа с ними понятна для заказчиков и обслуживающего персонала, что значительно снижает эксплуатационные затраты». В то же время, указывает эксперт, технологии не стоят на месте, и рано или поздно новые современные батареи будут вытеснять классические. По мере того как будут удешевляться литиевые АКБ, а работа с ними — становиться понятнее для конечных пользователей, рынок постепенно переориентируется на них.

«Не только видим, но и продаём, — отвечает Павел Пономарёв на вопрос о видимости перспектив для продаж трёхфазного оборудования в России с более дорогими, но и более функциональными литий-ионными аккумуляторами. — С 2016 г. в России, а в мире — с 2011-го, и уже имеем опыт эксплуатации ИБП более 2 ГВт с такими АКБ. При этом мы не позиционируем наши батареи как универсальные, ведь от ИБП требуется не просто проработать от АКБ при пропадании напряжения и зарядить их при его появлении, а сделать это предсказуемо. То есть — представить пользователю информацию об оставшемся времени автономной работы. Информацию, динамически рассчитанную исходя из текущей мощности нагрузки, количества подключённых батарей, уровня их заряда и общего состояния». Здесь необходимо уточнить, не вдаваясь в технические тонкости, что динамика разряда литий-ионных батарей различается даже у разных производителей, и тем более не всегда методы расчёта времени автономной работы, использующиеся, например, для свинцово-кислотных АКБ, дадут адекватный результат для литий-ионных.

«Мы видим будущее систем бесперебойного электропитания именно в использовании литиевых АКБ, — свидетельствует в пользу этих продуктов Артём Морев. — Они интересны тем, что имеют срок службы 15 лет, более широкий диапазон рабочей температуры по сравнению со свинцово-кислотными АКБ и трёхуровневую систему мониторинга, если речь идет о питании трёхфазных систем. Немаловажным фактором является также меньшая нагрузка на перекрытие и более компактная конфигурация по сравнению со свинцом».

Вездесущая цифра

Цифровизация не обходит стороной и инженерный контур ИТ-инфраструктур: растёт предложение ИБП и даже батарейных блоков с разнообразными датчиками контроля состояния (BMS), поставки умных систем управления питанием, в том числе инженерной инфраструктуры как услуги. Насколько перспективно это направление в России?

«BMS для свинцовых батарей — продукт не новый, — напоминает Алексей Лобов. — Но из-за высокой стоимости раньше он применялся лишь в дорогих системах именитых производителей. Современные технологии сделали его более доступным, фактически подарили вторую жизнь. Применяя BMS с умом, можно интегрировать ИБП в цифровую среду, повысив надёжность всей системы и снизив эксплуатационные издержки». Важно, что узнаваемость подобных систем активно растёт в последние два-три года, поскольку BMS на рынке предлагают уже не только производители ИБП, но и собственно АКБ, в том числе и российские. «Направление весьма перспективное, особенно в сфере критических и ответственных применений; у производителей в свою очередь есть широкий простор для доработки решений, унификации и интеграции данного продукта», — заключает эксперт.

Кардинально изменить ситуацию с умными системами контроля ИБП, батарей и инженерной инфраструктуры поможет снижение цен — возможно, за счёт массового выпуска отечественной продукции; в этом убеждён Алексей Морозов: «Сейчас сдерживающим фактором становится высокая стоимость таких решений, делающая неочевидными выгоды от их внедрения».

«На сегодняшний день, наверное, любой производитель, представленный в России, и мы в том числе, предлагает ИБП с возможностью удалённого мониторинга всегда, — уверен Павел Пономарёв. — Это могут быть или встроенные интерфейсы, или устанавливаемые дополнительно, и учитывая низкую стоимость этих устройств, заказчики активно приобретают и используют их. Что же касается BMS, то для свинцовых батарей заказчики запрашивают её нечасто: ведь и без неё всё прекрасно работает. Там, где у заказчика батарейные ячейки на 2 В с возможностью обслуживания, BMS будет наиболее полезна, однако таких проектов немного. Для Li-ion-батарей BMS используется всегда, поскольку является неотъемлемой частью решения и обойтись без неё невозможно в принципе».

Интересным называет направление цифровизации ИБП Артём Морев: «С каждым годом уровень компетенции заказчика растёт. Мы постоянно видим, что в любом ТЗ или запросе присутствует как минимум SNMP-карта. В крупных проектах всё чаще возникает необходимость увязать все подсистемы ЦОДа в едином окне диспетчера — сделать это позволяет DCIM-система».

Дмитрию Шпанько курс на цифровизацию инженерной инфраструктуры также представляется перспективным: «Возможность современных технологий вести мониторинг состояния любого устройства — это не просто дань моде, это способ оптимизировать затраты на дорогостоящее техническое обслуживание и минимизировать риски непредвиденного отказа системы. А отказ системы питания для крупного предприятия — это многомиллионные убытки всего за несколько часов простоя оборудования. Поэтому всё, что потенциально снижает риски для бизнеса, будет, как мы считаем, развиваться — и определённо имеет неплохие перспективы».