Об универсальном комплекте из трех услуг (Triple Play — TCP/IP+IPTV+VoIP), который абоненты могут получить по скоростному каналу связи, знают практически все операторы фиксированного доступа к сети Интернет. Причем внедрение такого сервиса может позитивно сказаться на доходности оператора как на перенасыщенном рынке (лишнее конкурентное преимущество), так и на развивающемся — стать технологическим лидером можно за вполне разумные деньги. О технических вопросах инсталляции подобных сетей, о скорости каналов связи для конечного потребителя и об особенностях внедрения услуг Triple Play научному редактору PC Week/RE Максиму Букину рассказывает директор представительства компании Allied Telesyn Vertriebsges.m.b.H в РФ и СНГ Юрий Бельский.

PC Week: Уточните, пожалуйста, какова основная мотивация операторов связи для внедрения услуг Triple Play.

Юрий Бельский: Внедрение таких сервисов, во-первых, позволяет увеличить ARPU в два-три раза (до 25—50 долл.), а во-вторых, за счет более привлекательного портфеля услуг обеспечивает значимое конкурентное преимущество и, как следствие, приводит к увеличению абонентской базы.

PC Week: Какие операторы проявляют наибольший интерес к внедрению таких услуг?

Ю. Б.: Сегодня это интересует крупных операторов, имеющих ресурсы для развития соответствующей инфраструктуры. Другая группа — компании, которые только выходят на рынок, поскольку предоставление таких услуг обеспечивает более динамичный приток абонентов. Наиболее примечательный проект, построенный на нашем оборудовании, — мультисервисная сеть оператора G-Media в Казахстане, которая помимо предоставления потребителям доступа в Интернет открывает путь к трансляции цифрового телевидения, видео по запросу, IP-телефонии, а также делает доступными различные внутренние ресурсы — форумы, файловые хранилища, игровые серверы. В России аналогичный пример — это проекты по построению мультисервисных сетей операторов “Ижсвязьинвест” в Ижевсе и ЮТК в Краснодаре. Также стоит вспомнить о трех крупнейших национальных операторах Азербайджана — AzEuroTel, CaspianTelecom, AzerOnline.

PC Week: Какими должны быть каналы связи на участке “последней мили” для реализации такого комплекса услуг?

Ю. Б.: Каналы связи должны быть по крайней мере достаточными для предоставления заявленных услуг, но поскольку требовательность приложений постоянно возрастает, то необходимо иметь запас по пропускной способности. В настоящее время набирает популярность трансляция видео в формате HDTV, и высокое качество картинки требует высокой пропускной способности — около 12 Мбит/c на пользователя. Если абоненту необходима возможность одновременного просмотра трех телеканалов, а также доступ в Интернет на скорости 1—5 Мбит/c, то в сумме это составит около 40 Мбит/c. Подобной скорости вполне реально достичь с помощью FastEthernet, а вот ADSL (в том числе и ADSL2+) для этого не совсем подходит.

PC Week: Как внедрение услуг Triple Play может кардинально изменить стиль бизнеса операторов связи?

Ю. Б.: При внедрении услуг Triple Play оператор переходит от оказания одной услуги к предоставлению не только трех основных услуг по передаче голоса, видео и данных, но и к их комбинации в соответствии с потребностями клиентов. Такой сервис-провайдер обеспечивает интеграцию услуг и информационных сервисов для конечного пользователя. При этом усложняются бизнес-модели взаимодействия участников рынка между собой, схема работы требует выстраивания отношений с новыми участниками рынка (к примеру, поставщиками контента), вдобавок оператор, принявший решение о переходе на новый тип оказания услуг, должен постоянно подпитывать лояльность пользователей, обеспечивая непрерывное увеличение количества услуг (без снижения их качества). Отсутствие мультисервисной инфраструктуры и ресурсов для ее развития, недостаток программного обеспечения, ориентированного на возможность добавления оператором новых сервисов, вопросы получения и распространения контента — всё это является сдерживающим фактором на данном пути.

PC Week: Существует мнение, что временами проекты в области Triple Play становятся неудачными просто потому, что они слишком сложны для эффективного управления со стороны оператора. Как можно исправить это упущение?

Ю. Б.: Да, действительно, внедрение подобных решений, так же как и управление спектром услуг, — задача не из простых, ведь количество технических вопросов возрастает при этом как минимум на порядок. Многие неудачные начинания скорее всего связаны с верой в то, что такого рода проект легко реализовать с привлечением минимальных ресурсов. В то же время для его успешного осуществления необходимо, по всей видимости, не только максимально использовать интеллектуальные, финансовые и маркетинговые ресурсы самого оператора, но и привлекать внешних исполнителей. Это касается как финансирования проекта, так и привлечения к его разработке специалистов вендора, разбирающихся во всей линейке продукции и в последних новинках, и системного интегратора, имеющего положительный опыт внедрения подобных решений; также требуются ресурсы для продвижения услуг на рынок.

PC Week: Спасибо за беседу.