За последние годы модель бизнеса корпорации EMC претерпела существенные изменения. Если лет пять назад EMC воспринималась заказчиками как поставщик компьютерного “железа” класса “high end” для хранения данных (дисковый массив Symmetrix был фактически единственным продуктом), то в последующие годы в результате серии поглощений софтверных фирм компания сформировала мощный портфель ПО. Другим направлением, которое активно развивает EMC, являются услуги консалтинга. В 2002 г. в составе корпорации было сформировано подразделение Infrastructure Consulting Services (ICS), помогающее клиенту оценить, разработать и внедрить решения по оптимизации ИТ-инфраструктуры и управлению предоставлением ИТ-сервисов, а также по обеспечению непрерывности бизнеса и ИТ-сервисов. Кроме того, в августе нынешнего года EMC сформировала подразделение Global Services Practice, специализирующееся на обслуживании клиентов из вертикальных рынков.

Специалисты ICS применяют фирменную методологию EMC Enterprise Operational Maturity Model для оценки зрелости и построения процессов управления ИТ-сервисами в соответствии с практиками ITIL/ITSM, CobiT 4.0 и стандартом ISO 20000. Методология учитывает опыт выполнения конкретных проектов.

Итак, какие же услуги предоставляет ICS российским заказчикам?

Прежде всего, это сервисы, связанные с классификацией данных и определением политики управления жизненным циклом информации (ILM):

  • анализ приложений с точки зрения критичности для бизнеса, объема данных и его роста;
  • классификация выбранных бизнес-приложений и их данных в соответствии со стадиями ILM (оперативные данные, архив, данные для оперативного/аварийного восстановления);
  • классификация приложений по уровням обслуживания;
  • аудит текущего состояния — анализ текущих возможностей инфраструктуры хранения, ее соответствие требованиям приложений и данных на текущий момент и на двух-трёхгодичную перспективу, а также анализ затрат и бизнес-рисков, связанных с использованием имеющихся решений;
  • построение Каталога сервисов хранения для существующих и новых приложений на базе имеющейся системы хранения данных (СХД);
  • проектирование многоуровневой инфраструктуры СХД, соответствующей каталогу сервисов, с учетом всех предыдущих инвестиций и технологических предпочтений клиента;
  • экономическое обоснование целесообразности перевода приложений на предлагаемую инфраструктуру СХД с использованием модели учета затрат принятой в организации;
  • разработка политик управления данными в соответствии с ILM и предоставление рекомендаций по реализации и автоматизации этих политик.

Каталог сервисов хранения и управления данными в масштабах организации строится на основе анализа и классификации данных, то есть их объединения в логические группы в соответствии с требованиями бизнеса. Структурированные и неструктурированные данные группируются по уровням обслуживания, которого они требуют на различных стадиях своего жизненного цикла. Методология EMC учитывает индивидуальные для организации требования бизнеса и особенности ИТ-инфраструктуры, включая производительность, готовность, возможности резервирования/восстановления, длительность архивного хранения и защиту от неавторизованных Изменений данных.

По результатам классификации строится оптимальная модель обслуживания данных, в которой описан полный спектр технических параметров, специфических для бизнеса заказчика, его приложений и операционных сред. Также разрабатываются согласованные с бизнесом политики перемещения данных по уровням сервисов хранения в соответствии с фазами их жизненного цикла. Эта модель не привязана к конкретным технологиям и вендорам, что позволяет на её основе объективно сформировать структурированные тендерные задания для каждого уровня сервиса хранения.

В зависимости от масштаба проекта классификация данных конкретного заказчика и определение политик ILM занимает от двух до пяти месяцев и выполняется силами нескольких консультантов EMC. Реализация такого проекта позволяет заказчику снизить операционные расходы за счёт оптимизации схем многоуровневого хранения, уменьшить риски для бизнеса, внедрить каталог сервисов СХД как компоненту системы управления ИТ-сервисами. Также такой проект позволит получить инструмент расчёта стоимости хранения данных приложений.

Одной из первых компаний, применивших услуги по классификации данных и по определению политик ILM, стала сама EMC. В результате этого проекта, несмотря на рост объёмов данных с 962 до 1445 Тб, корпорация смогла уменьшить число своих ЦОДов с пяти до четырёх, количество сетей SAN с 63 до 13, а установленных дисковых массивов Symmeterix и Clariion — с 205 до 85; практически полностью отказаться от применения массивов DAS (с прямым подключением к серверу); при переходе на Exchange Server 2003 заменить 205 почтовых серверов Exchange, установленных на 14 площадках, на сконцентрированные в двух ЦОДах 35 серверов; перейти с двухуровневой системы хранения на четырёхуровневую.

Кроме того, российское отделение EMC ICS оказывает услуги по обеспечению непрерывности бизнеса, построению, оптимизации и автоматизации процессов резервного копирования и восстановления в соответствии с фирменной концепцией C-BURA, по внедрению системы управления ИТ-сервисов, созданию систем управления информационной безопасностью и перестраиванию схем работы ИТ в соответствии с требованиями законодательства (compliance).