То, что общеэкономические проблемы скажутся самым неблагоприятным образом на инвестиции предприятий в ИТ, было всем очевидно изначально. Но столь же понятно было и то, что влияние это будет в разных сегментах различным: где-то оно будет минимальным, а в каких-то направлениях кризис, возможно, даже может поспособствовать повышению спроса. В частности, многие наблюдатели еще год назад говорили о том, что компании в условиях экономического спада и нехватки средств неминуемо должны будут срочно заняться задачами повышения эффективности своей работы и будут просто вынуждены для этого более активно использовать средства бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI)

Конечно, оценить в количественных показателях изменение спроса на BI-решения очень сложно, да и вряд ли нужно. Наверное, сейчас имеет смысл попробовать понять ситуацию на этом рынке на качественном уровне, в том числе на основе экспертных оценок. Но сначала следует немного разобраться, что мы понимаем под BI.

Что такое Business Intelligence

Напомним, идея BI и само название были предложены аналитиками Gartner Group в конце 80-х. В самом общем случае под средствами BI подразумевают ПО, используемое менеджером для анализа окружающей ситуации и положения дел в своей компании. Данные технологии позволяют анализировать большие объёмы информации, заостряя внимание пользователей лишь на ключевых факторах эффективности, моделируя исход различных вариантов действий, отслеживая результаты принятия тех или иных решений

По сути, BI-решения представляют собой многослойную иерархическую систему программных средств, начиная от массовых клиентских приложений типа Excel до сложных, дорогих и в чем-то даже уникальных серверных решений с использованием мощных СУБД и средств обработки данных. Уровень использования предприятиями тех или иных средств растет обычно в соответствии с их реальными потребностями снизу вверх и, как правило, напрямую связан с размером и сложностью бизнеса заказчика.

Согласно Википедии, есть два основных определения термина BI. 

  • бизнес-аналитика — это методы и инструменты для построения информативных отчётов о текущей ситуации. В таком случае цель бизнес-аналитики — предоставить нужную информацию тому человеку, которому она необходима в нужное время; 
  • бизнес-аналитика — это инструменты, используемые для преобразования, хранения, анализа, моделирования, доставки и трассировки информации в ходе работы над задачами, связанными с принятием решений на основе фактических данных. При этом с помощью этих средств лица, принимающие решения, должны при использовании подходящих технологий получать нужные сведения в нужное время.

Таким образом, второе определение дает более широкое толкование термина “бизнес-аналитика": помимо отчётности в него входят инструменты интеграции и очистки данных (ETL), аналитические хранилища данных и средства Data Mining (извлечение знаний).

Наиболее важной тенденцией является неуклонное расширение круга пользователей BI-средств, постепенно углубляется и их функциональность. То, что еще десять лет назад было нужно и доступно только избранным заказчикам, теперь становится массовым. Принципиально важно и то, что состав средств, охватываемых понятием BI, постоянно растет.

Расстановка сил

В истории средств бизнес-аналитики, наверное, можно выделить несколько этапов, но мы сейчас остановимся на последнем, который привел к формированию этого рынка в его современном виде. Я бы предложил в качестве такого этапа выделить временной отрезок 2004—2008 гг., отметив при этом два взаимосвязанных процесса — преобразование рынка из элитарного в массовый и его консолидацию.

Разумеется, основной движущей силой развития рынка является изменение спроса (потребностей) со стороны заказчиков. Но важную роль играет и политика вендоров, более того, именно она очень показательна при рассмотрении качественных изменений в отрасли. Имея это в виду, можно утверждать, что важным фактором развития BI-рынка стал выход на него корпорации Microsoft, начавшей серьезно усиливать свой портфель BI-предложений.

Ландшафт рынка BI радикально поменялся в 2007 г. в результате ряда громких сделок — Oracle+Hyperion, SAP+Business Objects, IBM+Cognos. В результате покупки традиционных BI-поставщиков, а также развития собственных технологий в лидеры вышли мегавендоры, производители платформенного ПО. По единодушному мнению ведущих аналитиков (IDC, Gartner, Forrester), группу лидеров составляют (в алфавитном порядке): IBM, Oracle, SAP, SAS и быстро догоняющая их Microsoft. В данном списке лишь одна компания специализируется исключительно на BI-решениях — это SAS.

Однако кроме глобального рынка есть еще и локальный, российский. Традиционно лидерство на местном BI-рынке эксперты отдают мировым поставщикам, отводя нашим разработчикам исключительно нишевую роль. Но такой подход представляется весьма односторонним. PC Week/RE в начале 2008 г. провел опрос читателей по теме BI, впервые включив в список вариантов ответов и компанию “1С”. В результате именно эта фирма получила тогда первое место по популярности (31,4%), обогнав Microsoft на шесть пунктов. Проведенный в нынешнем октябре новый опрос показал, что рейтинг “1С” еще больше вырос, а отрыв от второго места увеличился.

Что же касается более детального анализа ситуации на российском рынке BI, то здесь мы обратились за помощью к ряду экспертов по этой тематике.

Как изменился спрос на рынке

Можно говорить о сокращении размеров бюджета среднего BI-проекта при сохранении объема спроса на решения подобного рода. “Заказчики занимают более жесткие позиции в переговорах по цене сервисных услуг, тем самым вынуждая сервисные компании привлекать менее квалифицированных специалистов, поскольку хорошие BI-консультанты по-прежнему стоят дорого, — полагает Сергей Лихарев. — В долгосрочной перспективе это может сказаться на качестве проектов. Но есть и положительный момент — многие заказчики не заморозили проекты по созданию аналитических систем на базе корпоративных хранилищ данных”.

Владимир Скудин считает, что многие компании, пережившие первую волну кризиса, пришли к переосмыслению своих подходов к внедрению и использованию инструментов бизнес-аналитики. Удивительно, но в условиях финансового кризиса и борьбы за сокращение расходов акцент в принятии решений сместился в сторону качества, а не цены: заказчики в первую очередь стремятся сделать правильный выбор. Никто не внедряет аналитические приложения лишь потому, что так поступают конкуренты и ведущие западные компании, работающие в той же отрасли. Но выбрав две-три альтернативы с точки зрения качества, заказчики ведут жесткий разговор с поставщиками и интеграторами по срокам и стоимости проектов, чему весьма способствует возросшая конкуренция.

“Для нас, как компании внедряющей исключительно решения SAP, стал в этом году реальностью процесс слияния BI-систем традиционной линейки SAP и приобретенных продуктов Businеss Objects, OutlookSoft и Pilot, — рассказал Алексей Зимин. — Все это болезненно отразилось на ситуации вокруг BI-платформы SAP, но одновременно появились абсолютно новые, невозможные ранее в рамках этой платформы перспективы развития и внедрения бизнес-аналитики. Мне кажется, что подобная же картина наблюдалась у основных конкурентов SAP — OracIе и IBM”.

А вот Дмитрий Ковалев видит ситуацию далеко не в розовых тонах: “В нашей стране ИТ-инструменты (в число которых входит и BI) так и не превратились за последние годы в фактор повышения конкурентоспособности. Бизнес не спешит вкладывать деньги в ИТ, пока есть много других способов заработать. Удельный объем капиталовложений в ИТ крайне низок. А из тех денег, которые выделяются на ИТ, средства на BI-системы расходуются по остаточному принципу. Положительный эффект, вызванный кризисом, есть, интерес к системам вырос в разы, но возможностей купить их стало существенно меньше”.

Максим Балаш настроен более оптимистично, он считает, что BI-аналитика весьма востребована в условиях кризиса, что позволяет BI-системам и сегодня пользоваться спросом, оставаться актуальными.

Что происходит на вертикальных сегментах рынка

Вот как видит ситуацию Алексей Зимин: “Различия по отраслям являются следствием экономической ситуации и мало коррелируют непосредственно с BI-продуктами. Понятные проблемы в машиностроении, банковской сфере, страховании, дистрибуции вызвали резкий спад спроса на ИТ-услуги в этих областях, в то время как розничная торговля и фармация достаточно быстро адаптировались к новым условиям, что позволило им и в сегодня развиваться, в том числе инвестировать в BI-решения. При этом зачастую даже не отраслевой фактор играл роль, а устойчивость и успешность конкретной компании: в рамках одной отрасли предприятия переживали кризис по-разному”.

А Сергей Лихарев не видит значительных изменений в структуре запросов по вертикальным сегментам рынка. Он считает, что BI по-прежнему интересны компаниям, которые хотят эффективно использовать информацию для принятия качественных решений и получения конкурентного преимущества. В первую очередь это сегменты рынка, связанные со взаимодействием с большими клиентскими базами (банки, телеком, ритейл, страхование).

Более подробную картину рисует Владимир Скудин: “Банки первыми приняли на себя удар кризиса и оказались в наиболее сложных экономических условиях. В конце 2008-го начале 2009 гг. возможность инвестировать средства в развитие, в частности на внедрение инструментов BI, имели только крупнейшие государственные банки, а также некоторые “дочки” западных банков. К лету ситуация начала стабилизироваться, а у менеджеров появилась возможность осмыслить уроки кризиса и сформировать сценарии дальнейшего развития. Как следствие, ряд банков, устоявших в кризис либо получивших поддержку извне, инициировали (или возобновили в новом качестве) проекты по внедрению аналитических систем. Многие из этих проектов были тесно связаны с изменениями в составе акционерного капитала либо планами реструктуризации бизнеса (например, переориентации инвестиционного бизнеса на розничный и т. п.)”.

По его словам, операторы связи, чьи услуги де-факто вошли в разряд предметов первой необходимости, не ощутили столь резкого снижения потребительского спроса. Но при этом обязательства по кредитам, высокая доля расходов в валюте и сокращение инвестиций также вынуждали их сокращать расходы, вследствие чего многие BI-проекты попали под пристальное внимание руководства. Персонализированный (целевой) маркетинг стал одним из наиболее эффективных инструментов управления выручкой. Все это обеспечило интерес ведущих операторов к дальнейшему развитию приложений клиентской аналитики.

“По нашим ощущениям, сохранился и порой даже вырос спрос на информационно-аналитические системы в таких областях, как энергетика, ЖКХ, финансовый сектор, здравоохранение, а также госуправление, — сказал Максим Балаш. — Госсектор, несмотря на кризис, проявлял высокий интерес к разработке информационных систем и систем бизнес-аналитики в связи с повышенным вниманием госструктур к качеству управления на всех уровнях”.

Дмитрий Ковалев более скептичен в оценках: “Тенденция последних лет показывает, что BI-средства используются предприятиями нефтегазового сектора, , химической промышленности, страховыми и финансовыми компаниями. Но согласно недавнему опросу ВШЭ руководителей предприятий реального сектора экономики в нашей стране, подавляющее большинство компаний не готово вкладывать в ИТ более 3 млн. руб. На эти деньги можно поддерживать существующую инфраструктуру, купить расходные материалы для оргтехники, но о серьезных BI-проектах речи не идет”.

Спрос на различные функциональные компоненты

Практически все эксперты отмечают, что очень хорошо развивался рынок решений по бюджетному планированию. Также очевидный спрос наблюдался на компоненты так называемой расширенной аналитики, технологии сегментирования клиентов, предсказания их поведения.

Востребованными в условиях кризиса оказались и BI-инструменты, предназначенные для предоставления руководителям высшего звена своевременной, полной и корректной информации о состоянии бизнеса с целью принятия ими решений и оперативной реакции на изменения рыночной ситуации. В частности, это инструменты управленческой отчетности и финансового планирования. Наряду с системами корпоративного управления востребованы и те аналитические приложения, внедрение которых позволяет компании оценивать финансовый эффект на относительно коротком временном отрезке. К таким приложениям относятся инструменты клиентской аналитики, кредитного скоринга, прогнозирования спроса и др.

Пользуются спросом технологические решения по интеграции данных и созданию хранилищ данных, управлению НСИ и метаданными, поддержке сервисно-ориентированной архитектуры, развитию веб-приложений и интеграции с корпоративными порталами.

Не все ожидания поставщиков оправдались. “В начале года мы думали, что станут больше востребованы приложения управления затратами и прибыльностью, аналитика по CRM, но на практике никакого заметного смещения в те или иные функциональные области мы не отметили. Видимо, решение строить систему противопожарной безопасности в процессе пожара показалось бизнесу абсурдным. В результате те, кто ранее внедрил системы управления затратами и прибыльностью, оказались в более выигрышном положении, остальные же вслепую резали расходы на уровне интуиции и “наколеночных” отчетов своих сотрудников”, — отметил Алексей Зимин.

Проблемы последнего года

Среди основных трудностей эксперты отмечают возросшую конкуренцию внутри компаний за выделение финансирования на проекты: преимущества получают проекты, обеспечивающие более быстрый возврат инвестиций. Для BI это в первую очередь связано с сокращением сроков реализации проектов. Заказчики требуют готовых преднастроенных решений, которые с минимальным объемом доработки максимально быстро можно запустить в эксплуатацию. Видна также определенная переориентация заказчиков на работу с российскими BI-производителями.

Рынок мгновенно превратился из рынка продавца в рынок покупателя, причем некоторые покупатели как будто стремились отыграться за все предыдущие годы экономического бума. Но кризис принес определенную пользу, прервав экстенсивное развитие и заставив повышать производительность труда отдельных сотрудников и компании в целом.

Что ожидается в краткосрочной перспективе

Большинство экспертов считает, что по мере выхода экономики из кризиса стоит ожидать значительного увеличения спроса на BI-проекты. Компании научились собирать данные и хотят сделать следующий шаг в направлении повышения эффективности использования этих данных и превращения их в ценный бизнес-актив. Скорее всего, должны активно развиваться инструменты моделирования и прогнозирования, добычи знаний, позволяющие решать задачи сценарного, целевого прогнозирования, оптимизации, управления рисками и высокоуровневой поддержки управленческих решений. “Будет продолжаться тенденция к предложению готовых аппаратно-программных BI-платформ в качестве основы для построения аналитических систем. — прогнозирует Сергей Лихарев. — Очень интересными и перспективными выглядят технологии анализа данных в оперативной памяти, что позволит создавать системы, работающие в реальном времени”.

Можно ожидать повышение спроса на системы анализа неструктурированной информации, в том числе из гигантских внешних источников, таких как Интернет. Перспективным направлением является развитие комплексных BI-платформ, интегрирующих возможности настройки на любые источники данных, в том числе ERP, и инструментов, ориентированных на решение всего спектра аналитических и прогностических задач.

Владимир Скудин образно обрисовал ситуацию так: “Все ждут завершения рецессии и готовятся к новому рывку. Никто не хочет сойти с дистанции из-за фальстарта, однако все хорошо знают по опыту предыдущих лет, что лидером станет тот, кто первым сумеет перестроить свой бизнес в соответствии с требованиями новой экономики. Рост экономики быстро покажет, кто в этой игре сделал правильные ставки”.

Алексей Зимин считает, что BI-приложения все еще не раскрыли свой потенциал. Причем во многом здесь вина именно поставщиков BI-решений, которые не всегда шли от “пользователя”, а зачастую от неких теоретических концепций хранилищ данных, многомерных моделей и т. д. Дмитрий Ковалев согласен, что BI системы начнут пользоваться такой же популярностью у нас, как и на Западе, но в ближайший год этого точно не случится.