В рейтинге ООН по развитию электронных правительств Россия по итогам прошлого года поднялась с 59-го места на 27-е. Одна из самых серьезных и амбициозных инициатив, реализуемых Правительством РФ, — проект создания Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). О проблематике и перспективах нового формата взаимодействия российских граждан и государства рассказывает Иван Скородумов, ведущий эксперт компании “Электронные Офисные Системы” (ЭОС).

СМЭВ стартовала 1 октября прошлого года. Как вы определили бы текущее состояние системы — безнадежное, стабильное, прогрессирующее?

На мой взгляд, ситуацию можно определить как стабильно развивающуюся. Запуск СМЭВ, пусть даже пока только на федеральном уровне, безусловно, является знаковым событием. Как мы помним, первоначальные сроки запуска СМЭВ — 1 июля 2011 г. — оказались недостижимыми, в первую очередь на региональном уровне. Среди основных причин можно выделить следующие: многие регионы не подготовились к этому мероприятию организационно, в том числе не заложив в свои бюджеты достаточного финансирования; кроме того, не были проработаны до конца законодательная и методическая база по переходу на межведомственное взаимодействие. Но на сегодняшний день мы можем наблюдать уже абсолютно другую ситуацию. Подключение к СМЭВ практически закончено на федеральном уровне и достаточно успешно продвигается на региональном.

Насколько широк круг поставщиков специализированных ИТ-продуктов в области документооборота, участвующих в реализации данного федерального проекта?

Вряд ли можно сказать, что поставщики СЭД широко представлены в данном сегменте. Можно предположить, что это связано со сложностью реализуемого проекта. Для участия в проектах такого уровня компании должны обладать достаточно глубокими знаниями предметной области и большим опытом внедрения своих решений. Что касается нашей компании, то ЭОС постоянно участвует в крупных государственных и коммерческих проектах. Мы принимали участие во многих мероприятиях по реализации федеральной целевой программы “Электронное правительство” и продолжаем участвовать в государственной программе “Информационное общество (2011 — 2020 годы)”. Наиболее перспективным направлением представляется организация межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг путем встраивания системы в существующие делопроизводственные процессы органов власти. Таким образом, можно использовать уже созданную инфраструктуру организации, нет необходимости переучивать сотрудников, у руководства остаются достаточно мощные рычаги по контролю исполнения документов, что в рамках предоставления государственных услуг играет не последнюю роль.

Есть ли в текущем портфеле ЭОС проекты, связанные с автоматизацией предоставления государственных услуг?

Да, безусловно. Компания ЭОС одной из первых начала предлагать решения в области автоматизации процессов предоставления государственных услуг. Еще в 2009 г. был реализован проект по автоматизации работы Гурьевского многофункционального центра оказания государственных услуг в Калининградской области. Уже тогда на базе нашей СЭД “ДЕЛО” были автоматизированы такие бизнес-процессы, как прием заявлений от граждан, прохождение всех этапов жизненного цикла документа в электронном виде, возможность контролировать ход исполнения поданного заявления на сайте муниципального образования. Еще одним подобным проектом стала автоматизация МФЦ в городе Шелехове Иркутской области.

Другим нашим продуктом, на базе которого была создана подсистема предоставления государственных услуг, является EOS for SharePoint. В Республике Бурятия с помощью нашей системы в электронный вид были переведены 18 государственных услуг, осуществлена интеграция с Единым порталом государственных и муниципальных услуг, созданы процессы автоматического получения и регистрации заявок с Единого портала и дальнейшего направления их на рассмотрение. Система обеспечивает обмен документами с порталом в режиме реального времени, полностью автоматизируя процесс получения заявок на оказание услуг, а также обновления статуса их исполнения.

Межведомственный электронный документооборот (МЭДО) — еще один проект по модернизации работы органов российской власти, направленный уже на повышение эффективности внутренних документарных коммуникаций федеральных органов исполнительной власти. На какой стадии данный проект сейчас?

МЭДО — проект, направленный на повышение эффективности работы органов государственной власти за счет сокращения времени прохождения документов между ними, минимизации затрат на обработку и отправку документов, мониторинга исполнения поручений. ЭОС принимает активное участие в этом проекте, можно сказать, компания стояла у его истоков. Нами разработан комплекс программных компонентов сопряжения с МЭДО системы электронного документооборота “ДЕЛО”, используемой в целом ряде ведомств. Состав участников МЭДО, использующих нашу систему, постоянно увеличивается. Если первоначально предполагалось, что участниками МЭДО помимо Аппарата Правительства РФ и Администрации Президента РФ будут только федеральные ведомства, то в августе 2011 г. было принято решение о её расширении до регионов. И процесс продолжает набирает обороты.

У ЭОС есть реализованные проекты внедрения систем документооборота в органах региональной власти. Какова региональная география вашего участия в МЭДО?

Разумеется, география использования системы “ДЕЛО” весьма широка и среди пользователей системы довольно много ведомств регионального уровня. Что же касается именно МЭДО, то пионером здесь была Калининградская область — первый в стране регион, который стал участником федеральной системы. С такой инициативой область обратилась непосредственно к руководству страны и ФСО России — организатору МЭДО. И такой шаг был признан целесообразным. Работы по данному проекту проводил один из партнеров ЭОС — компания “Весткомп Плюс”. Сейчас к МЭДО уже подключен ряд других региональных органов власти, использующих систему “ДЕЛО” (например, Ставропольский край, Ростовская и Липецкая области). Широкая партнерская сеть ЭОС позволит любому региону, использующему нашу систему, в короткие сроки реализовать проект по подключению к МЭДО.

Какие еще проекты в рамках реализации программы “Электронное правительство” стартовали за последний год? В каких из них участвовали или собираются участвовать ЭОС?

Проектов достаточно много. Сейчас идет планомерное выполнение государственной программы “Информационное общество (2011 — 2020 годы)”. В рамках этой программы ОАО “Ростелеком” разработало национальную систему распределенной обработки данных, началось ее заполнение облачными сервисами, идет работа по модернизации образования, медицины и т. д.

Компания ЭОС участвовала в совместном проекте с ОАО “Ростелеком” по созданию облачного сервиса электронного документооборота. Данный сервис должен быть запущен в ближайшее время и будет предоставляться по модели SaaS, когда потребитель платит за программное обеспечение как за услугу. “Ростелеком” занимается наполнением национальной облачной платформы и заказывает сервисы у компаний-лидеров в различных отраслях. В области документооборота была выбрана компания ЭОС. На выбор повлияло множество факторов: компетенции в предметной области, большой опыт работы по автоматизации органов государственной власти (более чем в 60% органов власти установлены наши продукты), широкая сеть компетентных партнеров по всей стране.

Серьезным проектом и уникальным опытом стало уже упоминавшееся внедрение системы EOS for SharePoint в Республики Бурятия, органы власти которой могут теперь осуществлять межведомственное взаимодействие как с федеральными органами власти, так и с региональными. Появилась возможность контролировать все поручения на любом уровне во всех органах исполнительной власти, создавать различные отчеты, взаимодействовать с гражданами.

Итоговый вопрос: чем еще, на ваш взгляд, могли бы помочь государству компании — поставщики решений в сфере организации документооборота и управления бизнес-процессами?

Поставщики программных решений на сегодняшний день предоставляют широкую линейку продуктов, которые могут помочь сделать управление документами и процессами более эффективным и прозрачным. За последнее время, как мы видим, сильно сместился акцент на предоставление государственных услуг и межведомственное взаимодействие. Руководителям органов власти необходимо понять, что эти процессы целесообразно интегрировать в существующие системы управления документами и бизнес-процессами, и тогда органы власти получат мощный инструмент для эффективной работы. В свою очередь, компания ЭОС постоянно совершенствует свои продукты в соответствии с изменениями в законодательстве и актуальными задачами пользователей и готова к реализации проектов любого уровня.

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ ЭОС