Сейчас в контексте облачных вычислений в основном обсуждают их преимущества, связанные с ними проблемы, грядущие изменения ИТ-ландшафта, неизбежные перемены на ИТ-рынке, новые модели бизнеса и другие общие вопросы. Но о самих технологиях, составляющих основу “чудо-облаков”, сообщается не так уж много. А между тем именно на них и строится вся нынешняя ИТ-революция. Одной из компаний, тесно связавших свою деятельность с облачными вычислениями, является Citrix Systems. О её планах по развитию облачных продуктов научному редактору Елене Гореткиной рассказывает Том Флинк, вице-президент подразделения, отвечающего за глобальное сотрудничество с партнерами и расширение рынка.

PC Week: Как развивается ваша стратегия в облачной сфере?

Том Флинк: Наш план таков: сначала мы ориентируем наши облачные предложения на операторов связи и сервис-провайдеров, предлагая им продукты, поддерживающие многоарендный режим (multitenancy), маcштабируемость, гибкость и т. д. А когда завоюем прочные позиции в этом сегменте, то займемся разработкой функций и сервисов, которые могут заинтересовать и предприятия.

PC Week: Как в этот план вписывается новый облачный продукт Project Avalon? Кому он предназначен — провайдерам услуг или конечным пользователям? Когда будет доступен?

Т. Ф.: Программный продукт Project Avalon, возможно, появится к концу 2013-го, но точная дата еще не объявлена. Он представляет собой облачную платформу для поддержки приложений и десктопов, предназначенную и для сервис-провайдеров, и для предприятий. Это инфраструктурный продукт, который обеспечивает гармоничное взаимодействие облачных сервисов (service orchestration), а поверх него могут работать программы, реализующие различные сервисы для пользователей, например “Windows как услуга”; при этом подразумевается, что Windows и все приложения работают не на ПК, а в ЦОДе, пользователи же получают результаты в виде сервиса.

PC Week: Чем такая услуга отличается от виртуализации десктопов?

Т. Ф.: Виртуализация настольных систем или десктопов — это более узкая технология, которая не предусматривает предоставление услуг. Avalon является расширением данного подхода за счет добавления к виртуализации десктопов облачных сервисов, таких как подключение по требованию, динамичное выделение ресурсов, масштабирование.

PC Week: В прошлом году вы объявили еще две облачные инициативы — облачную платформу Project Olympus и технологию персонального облака. Как связаны эти платформы между собой и с Project Avalon?

Т. Ф.: Project Olympus был объявлен до того, как мы купили компанию Cloud.com, и был ориентирован на использование в качестве основы технологии OpenStack. Но затем благодаря приобретению Cloud.com мы смогли интегрировать его с системой CloudStack, принадлежавшей Cloud.com, и теперь всё, что входило в Project Olympus, является частью решения на базе CloudStack, которое мы передали в фонд Apache Software Foundation, известный своей поддержкой программного обеспечения с открытым кодом.

PC Week: Как связаны между собой перечисленные продукты?

Т. Ф.: CloudStack — это продукт, созданный компанией Cloud.com на базе ПО с открытым кодом OpenStack. После того как мы передали CloudStack в фонд Apache Software Foundation, этот продукт тоже стал открытым. Мы же теперь на его базе развиваем свою платформу CloudPlatform, конкурентом которой является OpenStack. Что касается упомянутого Project Avalon, то он базируется на CloudPlatform.

Наш облачный стек выглядит так: основу составляет сервер виртуализации XenServer, на котором работает платформа CloudPlatform, обеспечивающая взаимодействие облачных сервисов, а поверх нее функционируют сервер виртуализации десктопов XenDesktop и другие продукты, предназначенные для выделения ресурсов, многоарендности, реализации протокола HDX для доставки приложений и нового протокола MDX для доставки мобильных приложений. В результате получается единая эталонная архитектура (reference architecture), объединяющая всё что делает Citrix в области виртуализации и облачных технологий.

PC Week: А как сюда вписывается социальная платформа Podio, которую вы недавно анонсировали в качестве дополнения системы конференцсвязи GoToMeeting. Как она связана с облачными инициативами?

Т. Ф.: Podio — это онлайновая платформа для взаимодействия людей и коллективной работы через Интернет. Нынешней весной мы купили одноименную датскую компанию и интегрировали ее платформу Podio со всеми SaaS-продуктами Citrix и других производителей, таких как Evernote, Dropbox и т. д. Сервис Podio уже русифицирован и доступен в России. Мы планируем его здесь активно продвигать.

Этот продукт является частью второго направления нашей деятельности в сфере “облаков” — облачных сервисов. Дело в том, что у нас две сферы деятельности: первая направлена на предоставление сервиса “ПО как услуга” (SaaS), а вторая — на разработку технологии для предприятий и сервис-провайдеров, позволяющей им строить собственные ИТ-сервисы.

PC Week: Как меняется партнерская стратегия Citrix в связи с облачными инициативами?

Т. Ф.: Наступление облачной эры сулит огромные перемены для всего ИТ-рынка. Но в нашей бизнес-стратегии мало что меняется. Мы по-прежнему будем работать с партнерами и через партнеров. Сейчас через них поступает 85% нашей выручки. В настоящее время заказчики предпочитают внедрять облачные технологии в своих ЦОДах в виде частного облака. Здесь партнеры играют огромную роль, потому что они находятся рядом с заказчиком, могут научить его новым технологиям, помочь с внедрением. Наша задача состоит в том, чтобы обучить партнеров и показать им новые возможности, которые перед ними открываются.

Мы будем продолжать инвестиции в развитие партнерской сети. Некоторые партнеры могут стать консультантами, которые будут помогать заказчикам развивать частные облака или подключаться к облакам публичным. Появятся и новые партнеры — сервис-провайдеры.

Мы укрепляем отношения и с другими ведущими игроками — Cisco, Microsoft и т. д. Заключать с ними альянсы помогает то, что Citrix занимает лидирующие позиции в области виртуализации десктопов. Например, в этом году мы вместе с Cisco объявили программу Partner Accelerated Program, направленную на использование наших партнерских сетей в общих интересах.

PC Week: Какую роль играет Россия в вашей стратегии? Как развивается здесь ваш бизнес?

Т. Ф.: Мы видим большие возможности для роста. В первой половине 2012-го наш российский бизнес вырос на 43% по сравнению с тем же периодом 2011-го. Вообще средние темпы роста в вашей стране несколько выше, чем в Европе. Мы считаем, что вышли здесь на достойный уровень, и строим агрессивные планы на будущее.

PC Week: Как вы собираетесь их реализовывать?

Т. Ф.: Во-первых, в прошлом году мы заявили, что вдвое увеличиваем инвестиции в штат российского офиса, и выполняем этот план. Во-вторых, собираемся расширять партнерскую сеть в регионах, выбирая компании, обладающие навыками, умениями и знаниями в области сетевых технологий, которые нужны для продвижения нашего продукта NetScaler. Конечно, продолжим работу и с имеющимися партнерами, помогая им расширять присутствие на рынке.

PC Week: Почему планы расширения бизнеса в России вы связываете с NetScaler?

Т. Ф.: Это не новый продукт для России, но сейчас нам кажется, что для него наступил подходящий момент. NetScaler — это платформа, на которой работают различные программные продукты. В результате получается программно-аппаратный комплекс, предназначенный для ИТ-отделов, который в зависимости от исполняемого ПО может служить для ускорения работы ЦОДов, для балансировки нагрузки, обеспечения безопасности, повышения доступности серверов в ЦОДах, для выполнения функций шлюза, оптимизации веб-трафика и т. д. Партнеры, имеющие соответствующие навыки, смогут интегрировать NetScaler в сетевую среду заказчика.

PC Week: Каковы приоритеты у Citrix в России? На чем фокус — на облачных или традиционных решениях?

Т. Ф.: Первый приоритет в России — перенос всех преимуществ облачных вычислений в традиционную среду. Делать это позволяют наши продукты для частного облака. Второй приоритет — продвижение сетевых технологий, таких как NetScaler.

Что касается отраслей, то мы видим для себя хорошие возможности в области финансов, телекоммуникаций, нефтегаза. Госсектор тоже начинает проявлять интерес к виртуализации десктопов. Никаких признаков замедления мы не видим даже на горизонте.

PC Week: Кто ваши конкуренты в России?

Т. Ф.: Я разделил бы их на две большие группы. К первой относятся компании, придерживающиеся традиционного подхода к доставке ИТ-услуг, а вторые — это те, кто делает примерно то же, что и мы. Здесь самый мощный конкурент — VMware. Есть еще несколько компаний, продвигающих сетевые технологии, но они здесь малоизвестны, так как отстают от нас по выходу на российский рынок.

Сейчас все основные игроки пытаются понять, каким образом следует работать в облачную эпоху, как предоставлять ИТ-услуги. Как сделать так, чтобы предприятиям в случае перехода на новые ОС и приложения не приходилось перестраивать всю ИТ-инфраструктуру, убирая старое и ставя новое. Мы позволяем заказчикам внедрять новые ОС и программы, используя то, что у них уже установлено. Так что все те, кто пытается делать то же самое, являются нашими конкурентами.

PC Week: Спасибо за беседу