Как показала XIV Конференция разработчиков свободных программ, проходившая в Калуге с 22 по 24 сентября, значительная часть российского Open Source-сообщества продолжает считать органы государственной власти основным заказчиком, который может стимулировать отечественную разработку СПО. Разумеется, речь идёт не только о федеральном, но и региональном уровне.
О том, как обстоят дела с внедрением СПО в Калужской области, рассказал Владимир Половинский, заместитель начальника отдела министерства экономического развития Калужской области. Вероятнее всего, описанная им ситуация характерна для большинства регионов России. По крайней мере, в основных чертах с небольшими поправками на возможную местную специфику.
Главным препятствием широкому внедрению СПО в органах региональной власти г-н Половинский считает глубокую интеграцию западных проприетарных решений во все информационные системы. Разумеется, это не следствие какого-либо злого умысла — так исторически сложилось и сложившуюся ситуацию следует принимать такой, какая она есть.
В результате миграция на СПО представляет собой чрезвычайно сложную задачу. В частности перевод региональной ИТ-инфраструктуры, построенной на почтовом сервере Microsoft Exchange и службах каталогов Active Directory, на открытые аналоги зада крайне трудоёмкая и требующая большого времени и ресурсов.
По мнению г-на Половинского, если бы решение о переходе на СПО с самого начала поддерживалось решительными действиями федеральной власти и её личным примером, то возможно большинство задач к настоящему времени были бы решены. Но после драки кулаками не машут — мы имеем то, что имеем.
Впрочем, г-н Половинский признал, что эта задача носит исключительно внутренний региональный характер, поскольку её решение требует только времени и денег. По его словам, есть и другие проблемы, на которые регион никак не может повлиять.
Речь в данном случае идёт о всевозможных государственных информационных системах (ГИС), разработанных на федеральном уровне. Значительная часть региональных чиновников обязаны использовать их в своей работе, а эти решения требуют наличия на рабочих местах вполне определённого проприетарного ПО.
Некоторые ГИС основаны на ActiveX и корректно работают только в браузере Internet Explorer, который не поддерживается ни одной операционной системой, кроме Microsoft Windows. И, судя по всему, переделывать эти приложения никто не собирается — бюджетные деньги уже благополучно освоены и вопрос закрыт. Виноватых, разумеется, нет, посетовал г-н Половинский.
Отдельное внимание докладчик уделил вопросу, который уже успел набить изрядную оскомину — совместимости офисных приложений. Несмотря на принятый ГОСТ файловый формат ODT на практике используется довольно редко, причём какие-либо объяснения со стороны противников его применения отсутствуют. Дисциплинированные люди составляют меньшинство, вынужденное считаться с большинством, которому ГОСТ не писан, отметил г-н Половинский.
Тем не менее, региональная проблема несовместимости форматов в городском округе «Город Калуга» решена ещё в 2016 г. Распоряжением главы города всем муниципальным учреждениям предписано использовать свободный офисный пакет LibreOffice. Никаких проблем с внутренним документооборотом там не наблюдается, вследствие чего упорство сторонников Mircosoft Office, как полагает г-н Половинский, совершенно необъяснимо. По всей видимости его следует рассматривать как некое иррациональное упрямство.
Таким образом, даже если сделать поправку на региональный патриотизм, вывод напрашивается сам собой. Как все дороги ведут в Рим, так все проблемы ведут в Москву. Отсутствие порядка в центре приводит к тому, что органы власти на местах не в состоянии выполнять разумные требования самого же центра.
Кончено, это вовсе не означает, что региональные органы власти должны сидеть и ждать, пока кто-то наведёт порядок на федеральном уровне. Есть масса вопросов, которые можно начинать решать уже сегодня и калужский опыт это подтверждает.
В Калуге было принято весьма разумное решение приступить к внедрению СПО в организациях, минимально интегрированных с внешними информационными системами. Наверняка такие есть в каждом регионе.
Для организации рабочих мест в таких организациях была использована отечественная система ALT Linux. Проект был начат в сентябре 2016 г. и успешно завершён в течении одного месяца. Прекрасная иллюстрация «неимоверных» трудностей перехода на Linux. Оказывается, если этому не препятствуют внешние факторы, то всё обстоит намного проще, чем принято считать.
Впрочем, непосредственно внедрение — это только часть проекта. Владимир Половинский подчеркнул, что ему предшествовала достаточно серьёзная подготовка. Прежде всего, соответствующее подразделение занималось изучением свободного ПО — только в этом случае возможен выбор оптимального решения. Эта работа не прекращается и сегодня, в том числе проводится обучение специалистов на специальных курсах, организованных разработчиками.
Очень много зависит от выбора организации, в которой будет проводиться внедрение. Г-н Половинский отметил, что в нынешних реалиях практически невозможно применение СПО в подразделениях, нуждающихся в тесной интеграции с внешними ресурсами, поэтому начинать следует с департаментов, «замкнутых» на сам регион.
Очевидно, что говорить о дальнейших внедрениях при нынешней невнятной и противоречивой политике центра не имеет смысла. Тратить ресурсы на решение искусственно усложнённой задачи — не самое приятное с практической точки зрения занятие, тем более что в регионах есть другие не менее важные дела.
Г-н Половинский считает, что значительно эффективней сосредоточиться на обучении администраторов и пользователей, изучении свободного офисного пакета и нового ПО, разрабатываемого в России. То есть, заниматься некой подготовительной работой, чтобы не тратить на неё время, когда от федерального центра наконец придут конкретные методические материалы по переводу органов местного самоуправления на СПО.
То есть, регионам в настоящее время предпочтительней занять некую выжидательную позицию, решая при этом какие-то общие вопросы, чтобы быстро выполнить команду из центра, когда она поступит. Проявлять какую-то инициативу вряд ли разумно по вполне объективным причинам.
Владимир Половинский считает, что большое достоинство решений Microsoft для государственных органов заключается в их единообразии. Поскольку эти госструктуры организованы примерно одинаково, то в них целесообразно использование набора типового ПО.
Если же регионы, не дожидаясь подготовленной на федеральном уровне методологии, решат «пуститься в свободное плавание», то в результате наверняка получится «зоопарк решений» со всеми вытекающими из этого проблемами. Любой переход связан с затратой ресурсов, поэтому приступать к внедрению следует только тогда, когда есть твёрдая уверенность в том, что впоследствии не придётся всё переделывать, уверен г-н Половинский.