Доля стоимости программного обеспечения в общей стоимости бытовых и промышленных товаров непрерывно растет. И конца росту этой доли пока не видно. В качестве примеров можно привести различные летательные аппараты, автомобили, телевизоры, «умные» колонки с голосовым управлением и многие другие товары, в которых раньше цифровыми технологиями, что называется, и не пахло.

А где растет спрос, там растет и предложение. Поэтому нет ничего удивительного в том, что компании, занятые разработкой ПО, растут быстрее, чем другие участники ИТ-рынка. Об этом, среди прочего, свидетельствуют предварительные итоги минувшего софтверного года, оглашенные в феврале некоммерческим партнерством РУССОФТ. Согласно приведенным президентом ассоциации Валентином Макаровым оценкам, по итогам 2018 г. оборот отечественных сервисных компаний (основная деятельность которых — разработка ПО по заказам своих клиентов), увеличится, по сравнению с 2017 г., на 26% (до 7,37 млрд. долл.). При этом объем зарубежных продаж составит 5,3 млрд. долл. (рост 26%), а объем продаж на внутреннем рынке достигнет 2,06 млрд. долл. (рост 25%). Для сравнения: согласно оценкам IDC, по итогам 2018 г. в целом российский ИТ-рынок должен вырасти на 4% в американской валюте (до 22,6 млрд. долл.) и на 15,5% в рублях (до 1,47 трлн. руб.).

Представители компаний-участников РУССОФТ поделились свои видением ситуации на российском рынке, проблем и перспектив его развития.

Кадры, Open Source, микросервисы

Как рассказал заместитель генерального директора EPAM Systems Юрий Овчаренко, проблема кадров для многих игроков на ИТ-рынке сейчас стоит очень остро: «Крупные предприятия и организации пытаются создавать собственных ИТ-дочек, которые, по их мнению, смогут обеспечить все их ИТ-потребности. Они вымывают с рынка специалистов высокими зарплатами. Но сделать всё своими руками невозможно». По его словам, даже Google привлекает к работе сторонних разработчиков, потому что нужны профессионалы с опытом в различных сферах, который невозможно получить, если ты всю жизнь выполняешь проекты для одного своего заказчика и находишься в замкнутом пространстве собственной организации. В результате, если раньше компании взаимодействовали с вузами, организовывая совместные лаборатории, кафедры, курсы для привлечения на работу студентов, то теперь приходится идти уже в школы, приглашая детей заниматься на курсах программирования и робототехники.

Юрий Овчаренко выделил четыре основные тенденции развития ИТ-рынка в России:

  1. Рост востребованности открытого ПО.
  2. Повышение интереса к микросервисной архитектуре.
  3. Переход от пилотных проектов Big Data к промышленным.
  4. Развитие проектов в сфере цифровой экономики.

«Сегодня в госструктурах, компаниях с госучастием при реализации любых проектов в первую очередь рассматриваются Open Source-решения, что преимущественно обуславливается несколькими факторами: курсом на снижение зависимости от программных продуктов западных вендоров; повышением надежности расширением функциональных возможностей и способности открытого ПО к интеграции; cнижением затрат на использование открытого ПО по сравнению с проприетарным, что особенно важно в непростых экономических условиях; развитием Open Source-коммъюнити, в том числе благодаря участию профессиональных ИТ-компаний», — отметил Юрий Овчаренко и добавил, что коммерческие структуры также с удовольствием используют Open Source, если им это выгодно. По его мнению, традиционные вендорские продукты не исчезнут с рынка, однако самим вендорам, скорее всего, придется изменить бизнес-модель (стать нишевыми игроками, предоставлять инфраструктуру и программные сервисы вокруг своих продуктов, открыть код и зарабатывать на создании уникальных компонентов и т. п.).

Рассказывая о повышении интереса к микросервисной архитектуре, Юрий Овчаренко отметил, что, по данным Gartner, к 2020 г. 75% приложений будут собраны, а не приобретены. «Конкурентная борьба, изменения в потребностях конечных потребителей, быстрое развитие технологий приводят к тому, что рынок меняется очень быстро. Это становится предпосылкой для перехода к микросервисной архитектуре, которая дает больше гибкости и возможность быстро выстраивать и перестраивать системы, комбинируя и интегрируя собственные разработки, готовые вендорские решения, решения подрядчиков и тем самым получать конкурентые преимущества», — пояснил он.

О проектах в сфере цифровой экономики Юрий Овчаренко говорит так: «Принуждение к инновациям не работает, если не созданы условия для их естественного развития. То, что сформулирована необходимость цифровой модернизации экономики, — это хорошо. Но, к сожалению, очень много зависит от конкретных чиновников, которые зачастую умеют только имитировать бурную деятельность, пиариться и заниматься очковтирательством. К счастью, не все такие, есть и другие, молодые и рьяные сторонники цифровизации, что объясняет рост числа успешных проектов в этой сфере».

Кооперация, ГЧП, экспорт

«Минувший год был достаточно интересным с точки зрения развития ситуации на российском ИТ-рынке, — отметил председатель совета директоров ГК „Аплана“ Тагир Яппаров. — Ключевой движущей силой в этих изменениях являлся рост потребности экономики и госуправления в зрелых отечественных решениях и продуктах для цифровой трансформации». При этом он выделил три основных тренда, которые характеризуют нынешние изменения на российском ИТ-рынке.

Тренд номер один состоит в кооперация российских производителей. Как известно, сегодня в реестре отечественного ПО содержатся сведения примерно о 5000 программных продуктов. «Однако в настоящее время бизнесу требуются не просто точечные отечественные решения, а автоматизации различных бизнес-задач, процессов и функций целиком, — пояснил Тагир Яппаров. — Долгое время у зарубежных поставщиков не было альтернатив именно в полноте закрытия задач их продуктами. Западные вендоры шли к этому через многолетние инвестиции в покупку дополняющих продуктов и технологий. Но в последние год — два мы видим, что российские производители начинают кооперироваться в создании полных решений. Такой позитивной кооперации есть уже много примеров. Можно также отметить инициативу АРПП „Отечественный софт“ по формированию полных стеков отечественных решений по различным бизнес-задачам заказчиков».

Тренд номер два состоит в формировании на российском ИТ-рынке модели государственно-частного партнерства (ГЧП) и рост роли крупных государственных ИТ-игроков на рынке. «Масштаб и продолжительность крупных ИТ-проектов, таких как „умные“ города, системные проекты цифровой трансформации и т. д., требуют привлечения таких ресурсов, как финансовых, так и административных, которые в наших условиях могут предоставить только крупные госкомпании или консорциумы компаний с госучастием, — считает Тагир Яппаров. — Однако роль рыночных ИТ-игроков при этом остается важной и большой — это разработка продуктов и технологий, а также участие в проектах ГЧП в качестве технологических поставщиков».

В качестве третьего тренда он выдели стратегическое изменение фокусировки крупных игроков ИТ-рынка: «Во-первых, мы наблюдаем явное движение рынка в сторону концентрации на производстве ПО и связанных с ним услуг — тестирование ПО, облачные сервисы и т. д. Во-вторых, многие крупные игроки уже „уперлись в потолок“ объема национального рынка и стратегически нацелены на глобализацию своего бизнеса. Сегодня мы наблюдаем явный интерес ИТ-компаний к выходу на зарубежные рынки и этот интерес находит активную поддержку со стороны государства. При этом традиционные для многих разработчиков рынки развитых стран остаются приоритетным с точки зрения экспорта ИТ-услуг. А вот наибольшие перспективы в развитии экспорта российских продуктов, технологий, решений видятся на рынках развивающихся стран». (Отметим, что последнее из этих пояснений каким-либо новым откровением не является: примерно о том же эксперты РУССОФТ говорили и в прошлом году.)

Региональные ИТ-компании ждут региональных заказчиков

Интересно отметить, что курс на зарубежные продажи держат не только гиганты ИТ-индустрии, но и относительно небольшие региональные компании. В качестве примера приведем компанию SibEDGE, головной офис которой находится в Томске, а отделения — в Москве и Сан-Франциско. Разработкой ПО данная компания занимается уже более десяти лет. Реализовав, по словам руководителя её коммерческого блока Андрея Подлесных, более 200 проектов для свыше 80 заказчиков. Среди которых немало известных имен: Роснефть, БКС, Avito, Востокгазпром, Газпром Трансгаз Томск, Аэрофлот, Россети, ТомскНИПИнефть и пр.

«Тренд на цифровизацию объявлен, но в регионах это пока просто слова, — отметил Андрей Подлесных. — Система принятия решений не позволяет региональным компаниям решать проблемы бизнеса на местах. Принятие решений и последующее управление проектами происходит в головных офисах в Москве. Тенденция на большие комплексные проекты делает возможным развиваться только крупным игрокам в ИТ индустрии. Вследствие этого региональные ИТ компании не имеют возможности подключаться к проектам. Как итог — интерес региональных компаний к зарубежным заказчикам ».

А таких компаний немало. Напомним: из исследования РУССОФТ по итогам 2015 г. следовало, что 60% рынка отечественного ПО (который тогда оценивался в 10,5 млрд. долл.) приходилось на 65 компаний. У трех из которых годовой оборот был свыше 500 млн. долл., у 11 — от 100 до 500 млн., у 12 — от 50 до 100 млн.; и у 39 — от 20 до 50 млн. Кроме того, тогда в нашей стране насчитывалось свыше 3200 софтверных компаний, годовой оборот которых не превышал 20 млн. долл.

О том, как сейчас выглядит «пирамида» российских софтверных компаний, станет известно из нового, 16-го по счету ежегодного исследования РУССОФТ, которое стартует в феврале 2018 г. Главный аналитик РУССОФТ Дмитрий Желвицкий полагает, что сейчас в России насчитывается 3,5-4 тыс. софтверных компаний. При этом на 70 крупнейших компаний приходится около 7 млрд. долл. оборота, а на всю отрасль — не менее 14 млрд.