ТЕХНОЛОГИИ
Сегодня игровая индустрия работает на очень широкий круг потребителей: по данным IDC, в мире насчитывается более 300 млн. компьютерных игроков, из них почти половина - пользователи онлайновых игр, и их количество стремительно растет. Большинство играет, конечно, от случая к случаю, но 10-15 млн. человек относятся к играм как к главному делу своей жизни. По оценкам компании PriceWaterhouseCoopers, оборот мировой индустрии видеоигр в 2004 г. достиг 24,5 млрд. долл., впервые превзойдя объем прокатной выручки киноиндустрии, и уже к 2008-му может вырасти до 55 млрд. долл. По прогнозам той же компании, в 2005 г. оборот сервис-провайдеров в области музыкального контента составит 400 млн. долл., видеофильмов - 1,48 млрд. долл., тогда как доход издателей игр достигнет 2,8 млрд. долл.
В преддверии конференции разработчиков игр КРИ 2005 (www.kriconf.ru), которая прошла в Москве 1-3 апреля, корпорация Intel (www.intel.com) поделилась своими планами, тесно связанными с дальнейшим развитием игровой индустрии.
Если подойти к играм с технической стороны, то следует признать, что они являются одним из важнейших двигателей прогресса в области настольных ПК. Для работы офисных и бухгалтерских программ - а из "серьезного" ПО именно они доминируют на рабочих местах в офисах и на домашних компьютерах - вполне хватало вычислительных возможностей процессоров 80386 (Microsoft Word 6.0 совершенно нормально функционировал в Windows 3.1 на ПК с таким процессором и объемом ОЗУ в 4 Мб). Совсем иное дело - игры, использующие трехмерную графику, поскольку они должны в реальном времени обеспечивать расчет и вывод изображения на экран, а это связано с огромным объемом вычислений, к тому же чем выше качество изображения, чем ближе мир моделируемый к миру реальному, тем выше требования к производительности и объему памяти. В этом плане даже "серьезные" программы трехмерной графики, например 3D Studio Max или Maya, предъявляют меньшие требования: им необязательно формировать высококачественные изображения в реальном времени, для окончательной визуализации можно оставить компьютер работать на ночь (день, неделю, месяц).
Будучи основным поставщиком процессоров для ПК, корпорация Intel прилагает усилия по дальнейшему наращиванию их производительности. При этом основной упор делается на создание многоядерных кристаллов, поскольку традиционный путь, заключающийся в наращивании тактовой частоты и увеличении количества одновременно исполняемых инструкций, себя практически исчерпал.
Реальная многопоточность, достигаемая при наличии у ПК нескольких процессоров, как нельзя лучше подходит для компьютерных игр, ведь там одновременно приходится выполнять множество задач. Например, один поток может выполнять рендеринг изображений, другой - управлять поведением персонажей, третий - обеспечивать воспроизведение музыки и т. п. Однако если компьютер имеет всего один процессор (а многопроцессорные ПК - редкость и используются почти исключительно в качестве серверов), многопоточное приложение будет работать хуже, поскольку переключение с одного потока на другой требует довольно много времени. По этой причине до недавнего времени все игры были однопоточными.
Появление Pentium 4 с технологией Hyper-Threading впервые дало возможность использовать преимущества многопоточности на обычных настольных ПК, но еще большие перспективы открывают многоядерные процессоры. Во II квартале этого года корпорация обещает начать поставки первых двухъядерных процессоров: Pentium D и Pentium Extreme Edition. Оба чипа выполнены по 90 нм технологии, поддерживают 64-разрядые расширения EM64T и имеют кэш-память второго уровня объемом 2 Мб. Разница между ними заключается в том, что каждое из ядер Pentium Extreme Edition, специально предназначенного для заядлых геймеров, поддерживает технологию Hyper-Threading, благодаря чему один кристалл может одновременно выполнять четыре потока. Еще более совершенные процессоры, выполненные по 65 нм технологии и носящие кодовое название Presler, должны быть выпущены в I квартале 2006 г., а к его концу более 70% всех выпускаемых кристаллов будут уже двухъядерными. В дальнейшем настанет очередь процессоров с большим количеством ядер.
Значительное влияние оказывают игры и на мобильные платформы, в том числе на карманные. Хотя устройства с разрешением 640х480 точек, позволяющим создавать высококачественные двухмерные изображения, появились уже довольно давно, их вычислительная мощность не позволяла воспроизводить достаточно качественную трехмерную графику. Теперь, по заверениям корпорации, этот недостаток преодолен: последние процессоры архитектуры XScale с соответствующими чипсетами по производительности не уступают настольным ПК недавнего прошлого. Правда, здесь обнаружился ряд подводных камней, из-за чего программы, оптимизированные для работы с предыдущими поколениями процессоров, на новых могут функционировать даже медленнее, и создателям ПО придется серьезно потрудиться, чтобы в полной мере реализовать преимущества новых кристаллов.
Какой бы совершенной ни была аппаратура, без соответствующего ПО пользы от нее не будет. Между тем грамотное использование новых возможностей требует от программистов довольно серьезных усилий. В первую очередь это, конечно, касается использования многопоточности, поскольку никакой компилятор не сможет за программиста разделить задачу на отдельные потоки. Intel предлагает разработчикам ряд программных средств, повышающих производительность их труда и облегчающих создание эффективных приложений. К ним относятся оптимизирующие компиляторы, мощный анализатор производительности ПО Vtune, инструментарий для многопотоковых вычислений и др.
Недавно Intel объявила о запуске Intel Software Network (ISN) - мировой системы ресурсов, информационных материалов, тренингов, продуктов и т. д. Благодаря этой инициативе разработчики ПО, в том числе и игрового, получат инструменты для эффективного использования возможностей новых платформ.
Миры компьютерные становятся все более похожими на мир реальный. Однако не может не вызывать серьезного беспокойства тот факт, что для многих людей виртуальная жизнь становится более значимой, чем настоящая, что неизбежно ведет к деградации личности*1. Вероятно, стоило бы задуматься над этой проблемой, чтобы в очередной раз хорошие сами по себе изобретения не послужили во вред человечеству.
_____
*1 Возникает так называемая компьютерная зависимость. - Прим. ред.