Абхиджит Кахандики, старший вице-президент фирмы Automation Anywhere по продуктам и инжинирингу, в интервью eWeek изложил свое видение перспектив роботизированной автоматизации процессов (robotic process automation, RPA).

Технология RPA, которая три года назад считалась передовой, сегодня стала массовой. И это понятно. Она снижает расходы (на 39% согласно ISG Automation Index) и количество ошибок, одновременно повышая производительность труда. Неудивительно, что к 2019 г. 72% компаний намерены развернуть RPA. Если у вас есть такие планы, следует иметь в виду следующие пять аспектов.

1. Большинству компаний только предстоит развернуть RPA. Но успех, достигнутый другими, включая конкурентов, заставляет их внимательно изучать эту технологию. По данным фирмы Cap Gemini, сейчас RPA используют только 39% компаний. В 2016 г. на вопрос компании Symphony, занимающейся консалтингом в области робототехники, когда эта технология будет рассматриваться как рядовая, 23% ответили, что это время настало, но 40% сообщили, что намерены приступить к знакомству с RPA в 2017 г. Остальные (37%) считали, что это произойдет в течение пяти лет. Никто не предполагал, что потребуется больше времени. Поэтому Symphony объявила 2017 г. «концом начала» для RPA.

Вот что говорят об этой технологии предприятия, уже развернувшие RPA:

  • значительно сокращает расходы (86%);
  • снижает риск и облегчает соблюдение требований регуляторов (86%);
  • повышает эффективность и результативность процессов (86%);
  • повышает качество работы (89%);
  • экономит компаниям время на решение повторяющихся задач (91%).

Сейчас большинство компаний активно изучают RPA. Не будучи готовы сделать решительный шаг (по данным Symphony, 42% считают RPA «незрелой» или «весьма незрелой» технологией), они начинают верить в эту технологию и разрабатывают стратегии, которые намерены реализовать в ближайшие 1-2 года.

В результате, как предсказывают аналитики, в предстоящие два года инсталляционная база RPA почти удвоится. Будут затронуты практически все функции бэк-офиса. Первоочередными целями являются финансы и бухучет, HR и обслуживание клиентов. RPA начинает проникать и во фронт-офисы. Действительно начинается эра RPA.

2. Наиболее успешные инициативы в области RPA реализуются через создание центров превосходства. Создание центра превосходства (center of excellence, COE) — проверенный временем и наиболее эффективный способ внедрить новую технологию на предприятии и добиться, чтобы она глубоко проникла в культурном и организационном отношении. Это также лучший способ сохранить и распространить институциональные и технические знания, а также управлять ресурсами в различных оперативных подразделениях.

Сказанное применимо к RPA и другим крупным инновациям.

Обычно RPA COE требует формирования команды, которая сосредоточится на создании и применении передового опыта в области RPA, выявлении и распространении новейших инноваций, обеспечении технической поддержки и тренинга (и других сервисов) в области RPA. Все это предназначается для проектных групп, которые, собственно, и займутся развертыванием RPA.

COE гарантирует также, что инвестиции в RPA согласуются с общим направлением бизнеса и корпоративной стратегией.

Наиболее успешные RPA COE позволяют:

  • заручиться поддержкой кого-то из руководства компании, кто будет осуществлять надзор над проектами и бюджетами, а при необходимости защищать их;
  • создать руководящий орган RPA, полномочия которого распространяются на всю организацию, для стимулирования внедрения RPA в бизнес-подразделениях с целью получения эффекта масштаба;
  • определить общий набор передовых приемов и стандартов работы;
  • предоставить руководство и поддержку командам RPA, чтобы помочь им в использовании передового опыта;
  • определить бизнес-метрики и целевые показатели производительности RPA, включая экономический эффект и удовлетворенность клиентов, и вести их мониторинг;
  • разработать жесткие стандарты управления и добиться их соблюдения, чтобы гарантировать согласованность действий департаментов и их сотрудничество;
  • проактивно управлять организационными и культурными изменениями;
  • искать другие возможности для применения автоматизации с самым широким охватом и наибольшим эффектом.

3. Раз у вас появились эти инструменты, применяйте их везде. Чем дальше продвигаются предприятия в реализацией RPA, тем больше они восхищаются ее возможностями. До начала развертывания только 3,1% компаний верит в возможность автоматизации большинства своих бизнес-процессов, а по окончании развертывания — 36,4%.

Урок таков: если вы успешно применили RPA, открывается еще больше возможностей. Вы начинаете видеть многообещающе возможности для автоматизации везде, куда ни посмотрите. Например, крупная производственная компания, использовавшая RPA в бэк-офисе, сумела применить эту технологию после приобретения другой компании. Используя RPA для переноса систем поглощенной фирмы на свою ИТ-инфраструктуру, она сумела быстрее освоить новую технологию с меньшим количеством ошибок, чем при переносе вручную.

4. Не ликвидация рабочих мест, а изменение обязанностей сотрудников. Важно отметить, как это делает ISG в своем недавнем докладе, что автоматизируется выполнение задач, а не рабочие места. Это не значит, будто функции сотрудников не меняются. Но автоматизация, собственно, предоставляет персоналу дополнительное время для выполнения большего объема работы и сосредоточения на тех действиях, которые приносят бизнесу больше пользы.

И хотя многие рабочие места исчезнут (как исчезли кучеры после появления автомобилей), эра автоматизации будет создавать новые, более интересные позиции.

Например, сотрудники могут приобрести новые навыки и стать бизнес-аналитиками, разрабатывающими стратегию роста компании и превращающими бизнес-процессы в более интеллектуальные. Или их можно обучить, чтобы они стали экспертами по соблюдению требований регуляторов применительно к RPA (отвечает ли новый процесс этим требованиям?), оценщиками RPA (что автоматизировать на следующем этапе?) и пропагандистами RPA (ответственными за управление изменениями, необходимыми для успеха RPA).

Такие вакансии будут открываться не только в ИТ или робототехнике. И это будут более привлекательные вакансии. RPA освобождает человека от решения повторяющихся задач, которые люди и так не любят. Она открывает пространство для инноваций, креативности. Ваши сотрудники смогут сосредоточиться на работе, требующей интеллекта, умения рассуждать и решать проблемы. Робот может создать или обработать счет-фактуру. Но только человек способен предоставить персональное обслуживание, которое позволит «пригладить взъерошенные перья» крайне разгневанного, но чрезвычайно ценного клиента.

Кроме того, RPA будет способствовать возвращению работы, которая прежде передавалась на аутсорсинг. Благодаря экономии средств автоматизация позволит это сделать. Что, в свою очередь, создаст новые рабочие места для поддержки возвращенных функций. Не следует опасаться, что RPA вытеснит людей. Ее следует рассматривать как средство создания рабочих мест, что позитивно отразится на компаниях и их сотрудниках.

Уже можно заметить положительное влияние возросшей производительности роботов на занятость. По данным одного исследования, в 2010-2015 гг. автомобильная отрасль США развернула 60 тыс. промышленных роботов. За тот же период количество работников выросло на 230 тыс. человек.

Компания McKinsey сообщает, что 90% рабочих мест не поддаются полной автоматизации. Роботы и люди будут работать совместно.

5. RPA и искусственный интеллект — предвестники новой когнитивной эры. Как уже указывалось, большинство реализовавших RPA компаний более чем довольным своими цифровыми работниками. RPA помогла им повысить общую производительность труда, значительно сократить расходы и получить заметный экономический эффект.

Но в действительности основная масса предприятий лишь начинает понимать, что может сделать RPA для их бизнеса. Потому что уже наступила новая эра RPA — когнитивная.

Используя такие когнитивные технологии как ИИ и машинное обучение, компании быстро переходят от сравнительно простого создания правил для обработки структурированных данных и начинают автоматизировать нестандартные процессы, требующие голосового взаимодействия на естественном языке, распознавания изображений и образов, нечеткой логики для работы с неструктурированными данными. Такие роботы выполняют далеко не только повторяющиеся действия. Они проводят анализ данных и принимают решения на основе логического вывода. Они могут даже обучаться в процессе работы. Польза и экономический эффект инвестиций в RPA возрастают экспоненциально.

Сегодня 81% предприятий считают, что RPA в сочетании с ИИ окажет значительное влияние на их бизнес в течение следующих четырех лет. 25% из этих компаний ожидают, что RPA и ИИ полностью трансформируют их операции.

И если вы еще не инвестируете в RPA, вы отстали от времени. В течение следующих пяти лет пройдет нарастающая волна развертываний RPA во всех отраслях. Пора задуматься и оценить, как это революционизирует ваш бизнес.

Версия для печати