Руководители должны выйти за рамки частичной модернизации корпоративной инфраструктуры, двигаясь в сторону внедрения ИИ, машинного обучения и других новых технологий, которые уже начинают формировать предприятия следующего поколения, пишет на портале InformationWeek независимый аналитик Брайан Солис.

Что такое цифровая трансформация? В каком виде она осуществляется? К каким конечным результатам приводит? Единого ответа на эти вопросы не существует — каждая компания трактует цифровую трансформацию по-своему, рассчитывая на результат, который для другой компании может не подходить. Но что, если большинства дорожных карт цифровизации уже недостаточно для того, чтобы бороться за будущее, которое без нее уже немыслимо. Необходимо, чтобы каждая организация использовала ее для модернизации инфраструктуры, операций и, самое главное, повышения производительности.

Однако при этом нужно понимать, что цифровая трансформация не обладает законченным состоянием — это постоянный процесс изменений. Предприятия уже сейчас должны планировать первые шаги, чтобы войти в пост-цифровой мир во всеоружии, а вместе с ним и в новую эру развития предпринимательства. Цифровая трансформация по-прежнему жизненно важна для модернизации. Но чтобы внедрять инновации, постоянно реагировать на рыночную динамику и даже влиять на нее, руководители должны выйти за рамки модернизации и осваивать ИИ, машинное обучение и другие новые технологии, которые являются фундаментом для становления предприятий следующего поколения.

Автоматизация бизнеса при помощи когнитивных технологий уже началась

Хотя идея когнитивного предприятия (Cognitive Enterprise) не нова, она быстро становится реальностью. При помощи когнитивных технологий автоматизируют маркетинг, сервисное обслуживание и другие бизнес-процессы, и это только начало. Они проникнут в каждую бизнес-функцию, помогая понять, улучшить и предсказать потребности клиентов и сотрудников еще до того, как они у них появятся. По сути, в будущем ИИ будет формировать пользовательские предпочтения, действуя на опережение в режиме реального времени, появятся новые стандарты CX (customer experience) и EX (employee experience).

Когнитивное предприятие начинает обретать форму. Например, IBM давно продвигает идею такого предприятия, рассматривая его как новый виток переосмысления бизнеса. Salesforce недавно анонсировала Einstein Voice, ассистент для предприятий на базе ИИ для своей системы CRM с голосовым пользовательским интерфейсом по типу Alexa. Используя обработку естественного языка, распознавание речи и другие технологии ИИ платформы Einstein, Einstein Voice может переводить голосовые заметки в неструктурированные голосовые данные, которые затем используются для обновления записей Salesforce, уведомления членов команды и создания заданий.

Тем временем Aera Technology представила так называемое «самоуправляемое предприятие» с добавочным слоем когнитивного интеллекта поверх ERP-систем, требуемого для сканирования, индексации и анализа данных, с последующей выдачей рекомендаций в режиме реального времени, возможностью прогнозировать результаты и даже предпринимать автономные действия. Популяризации ИИ по части доставки различного рода сообщений на устройства пользователей способствуют многочисленные маркетинговые и CX-облака. Вне всяких сомнений, архитекторы корпоративных инфраструктур продолжат развивать уникальные «навыки» голосовых помощников, добавлять в них новые опции и возможности, которые присутствуют, например, в Alexa, чтобы постоянно повышать продуктивность работы предприятия.

Данные и интеллект: дифференциаторы уровня когнитивного предприятия

В основе когнитивного предприятия лежат данные и идеи, но чтобы перейти от цифровой трансформации к корпоративному познанию, еще предстоит проделать немало работы. По информации IBM, около 90% хранимых бизнес-данных не используются. Общеизвестно, что в большинстве случаев данные разрозненные и неполные, что является недопустимым в мире пост-цифровой трансформации. Входные и выходные данные должны стать стратегическим активом, являясь залогом того, что когнитивные системы дают содержательные выводы, которые приводят к более значимым бизнес-результатам.

Не меньшее значение имеет сбор данных. Новые платформы, такие как 5G, смешанная реальность, голосовые платформы и т. д., генерируют беспрецедентно большие объемы данных и, соответственно, новые идеи. Теперь инфраструктурам данных предстоит не только конкурировать с существующими системами данных, но и заниматься планированием, чтобы подготовить их к притоку новых входных данных. Он рассчитан на готовность когнитивных систем создавать глубокий и точный контекст, бизнес-идеи и прогнозы.

Архитектура когнитивного предприятия активно развивается

Как и цифровая трансформация, когнитивное предприятие — это бесконечно эволюционирующая структура с фундаментом в виде Agile-методологии, мышления и команды лидеров. Со временем ИИ-уровень станет более совершенным. Новые навыки потребуют от лидеров иного подхода к решению существующих проблем, а также приведут к поиску новых возможностей, которые еще не знакомы рынку. CEO и основатель Aera Technology Фредерик Лалуйо полагает, что основой когнитивного предприятия станет «новый цифровой мозг», или когнитивная операционная система для бизнеса. Архитекторам когнитивного предприятия нужно будет переосмыслить работу, продажи, обслуживание и поддержку, маркетинг, цепочку поставок, рабочие процессы и пересмотреть корпоративные ценности.

Постоянство «цифрового мозга» — то, что делает его столь революционным для переосмысления, масштабирования и роста предприятия. Он обладает способностью становиться умнее и эффективнее с течением времени. В то же время человеческий капитал при принятии решений всегда был либо силой, либо ахиллесовой пятой корпоративной культуры. Люди — хранители знаний о текущих процессах, инсайдерских идеях и лучших практиках. С их уходом уходит опыт и полученные навыки, тогда как когнитивная ОС при помощи ИИ самостоятельно наращивает объем интеллектуальной собственности о важнейших бизнес-функциях, способствуя более информированному и компетентному принятию решений людьми и машинами.

Большинство компаний продолжают модернизировать свои унаследованные системы при помощи цифровой трансформации, но рядом с этим зарождается когнитивное предприятие — следующий этап развития корпоративной экосистемы. Ориентируясь на новый формат, организации получат доступ к беспрецедентному интеллекту и возможностям.