НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Искусственный интеллект:

Блог

ИИ-системы. Разрабатывать самим нельзя использовать тиражируемые

Где в данном случае ставить запятую? Сей вопрос, видимо, все чаще возникает перед поставщиками продуктов и услуг. [spoiler]

Смотрите: среди десятка “переводных” практических рекомендаций предприятиям, планирующим внедрение искусственного интеллекта, которые мы в начале февраля опубликовали, есть (под номером два) такая: “Узнайте, какие у вас есть варианты. Осмотритесь на рынке соответствующих услуг и добросовестно проработайте весь спектр доступных на нем систем. ИИ стал модным словечком, поэтому предложений хоть отбавляй, но нужно как можно раньше выделить среди них подходящие решения. Проведите исследование, чтобы знать, какие варианты есть в вашем распоряжении”.

Ну не знаю, может, в стране, где проживает автор упомянутой выше публикации, ИИ-систем, которые с легкостью можно встроить в разрабатываемые вами продукты и в самом деле хоть отбавляй, но в нашем государстве их, скорее всего, как говорится, кот наплакал. Да и надо ли использовать тиражируемые ИИ-системы? Может, во многих случаях есть смысл разрабатывать их самим?

Вот свежий пример: сегодня компания HeadHunter, работающая на рынке интернет-рекрутмента России и ряда других стран, сообщила, что запустила новую систему рекомендаций вакансий, основанную на технологии машинного обучения. При этом тестовый период показал, что вакансии, отобранные новой системой, привлекают на 25% больше внимания соискателей, чем действовавшая ранее система рекомендаций,  опирающаяся на заранее прописанные для каждой профессии поисковые запросы с жесткой привязкой к каталогу сайта.

Сообщается также, что ежедневно новая ИИ-система рекомендаций вакансий HeadHunter будет составлять более трех миллионов уникальных подборок.

Директор по развитию HeadHunter Борис Вольфсон говорит: “Искусственный интеллект нашей системы — это математическая модель, которая учится рекомендовать вакансии на основе опыта пользователей. Наш ИИ научился показывать вакансии, которые с большой вероятностью заинтересуют людей. По мере работы система будет корректировать параметры, чтобы показывать вакансии точнее”.

Рекомендация вакансий на основе машинного обучения – не первый опыт HeadHunter с искусственным интеллектом. В июне прошлого года компания уже запустила ранжирование откликов соискателей на основе машинного обучения. По данным компании, за первые полгода эксплуатации эта система обработала 29 млн. откликов на 920 тыс. вакансий. При этом на собеседование были приглашены  2,3 млн. человек.

О том, сколько “живых рекрутеров” лишилось работы в результате внедрения ИИ-системы, HeadHunter не сообщает. Однако в компании мне пояснили, что эта “система своя полностью. Безусловно, решения, которые она использует – общеизвестные, разработанные учеными, которые работают в этом направлении. Но дело не в конкретных базовых подходах, а в том, как их использовать в конкретно нашем случае и на наших данных”.

На мой вопрос “Почему вы не взяли за основу какой-либо тиражируемый ИИ-продукт?” в HeadHunter ответили так: “Мы разрабатываем весь принципиально важный функционал самостоятельно, так как это наш технологический капитал и конкурентное преимущество”.

Можно также вспомнить анонсированное в декабре прошлого года мобильное приложение “Яндекс.Погода”, использующее, по словам его создателей, специальный алгоритм на основе нейронных сетей, который является частью технологии «Метеум». Как видите, и группа Yandex не пошла по пути использования тиражируемых ИИ-продуктов, а решила свою ИИ-систему разработать самостоятельно.

И ещё один пример неиспользования тиражируемых ИИ-систем. Сегодня от организаторов одной из апрельских AI-конференций пришло в мой адрес письмо с предложением купить билет на их мероприятие.  

Начиналось письмо так: “На днях завершился очередной Североамериканский международный автосалон. В ходе события подразделение Alphabet – Waymo – представило обновлённую систему для беспилотных автомобилей на базе искусственного интеллекта, а сразу четыре крупные компании-автопроизводителя – Tesla, BMW, Ford и Volvo – пообещали в течение последующих пяти лет выпустить доступные самоуправляемые модели”.

И далее: “Помимо Tesla, BMW, Ford и Volvo, внедрением искусственного интеллекта в собственные модели занимаются все крупные производители автомобилей…”.  

Из этого следует, что автомобилей без ИИ скоро не останется…

Более того, все идет к тому, что скоро продуктов без искусственного интеллекта не останется и в других высокотехнологичных отраслях.

Тут правда возникает вопрос о корректности использования словосочетания искусственный интеллект (artificial intelligence,AI), краткую историю возникновения которого можно найти здесь.

Это очень широкий термин и, вполне возможно, во многих случаях уместнее не упоминать всуе нейронные сети, а использовать более узкие термины (например, ассоциативная память). Ну да это тема отдельного разговора.