В рамках форума «Открытые инновации» состоялась презентация результатов исследования РВК и Института национальных проектов, посвященного изучению «технологического оптимизма». Одной из главных задач исследования было выявление отношения россиян к новейшим технологиям, которые разрабатываются в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ).

Общий уровень «технологического оптимизма» в России, отражающий веру граждан в научный прогресс, оказался достаточно высоким. Так, с утверждением «При помощи научно-технических достижений можно решить любые проблемы» согласны 46% россиян и лишь 22% участников опроса в странах ЕС.

В ходе исследования также были заданы вопросы о конкретных технологиях НТИ, которые имеют перспективы массового применения в будущем. Из таких технологий наибольшее доверие вызывает доставка товаров дронами: 54% респондентов в России заявили о своей готовности к такому «сервису». Уровень «доверия» к дронам в среднем по Европе несколько ниже — 42%. Отношение россиян к роботам и искусственному интеллекту незначительно отличается от среднеевропейского: 54% положительных ответов в России и 61% в странах ЕС.

К другим прорывным технологиям отношение чуть более настороженное. Например, только 35% опрошенных в России согласны стать пассажиром беспилотного автомобиля, остальные же относятся к беспилотникам с определенной тревогой. Однако даже этот показатель все равно выше «технологического пессимизма» европейцев (28% в среднем по ЕС).

39% опрошенных россиян декларируют готовность стать пациентами роботизированной медицинской техники. 37% заявляют, что спокойно восприняли бы необходимость вживления чипа для восстановления слуха. Самыми «народными» медицинскими технологиями (то есть с наиболее широкой потенциальной аудиторией) стали технологии дистанционной медицины. 40% респондентов будут чувствовать себя спокойно при пользовании телемедицинскими услугами, а также при постановке диагноза искусственным интеллектом вместо врача.

«Для нас такой уровень технологического оптимизма стал некоторым сюрпризом. Честно говоря, мы не ожидали таких высоких показателей. Конечно, 37% или 40% процентов в ответах на вопросы о медицинских технологиях — это, с одной стороны, немного. Но с точки зрения формирования первичного спроса, того, что в маркетинге называется категорией „early adopters“ — это очень значительная цифра. У нас есть гипотеза о природе этого „оптимизма“, которая неоднократно подтверждалась в ходе глубинных интервью и фокус-групп в регионах. Одна из причин может быть в инфраструктурных ограничениях — большие расстояния, не везде хватает врачей в клиниках, или люди не склонны доверять их квалификации. Вот это и трансформируется в высокий уровень ожиданий от новых технологий, которые в глазах обывателей могут компенсировать проблемы, например, в здравоохранении», — пояснил Алексей Гусев, директор по развитию инновационной экосистемы РВК.

Исследование также выявило важный факт — россияне чаще доверяют государственным органам власти и научно-образовательным учреждениям как агентам внедрения инноваций и реже — частным компаниям. Эффект проявляется наиболее ярко для технологий ежедневного пользования и решений, в которых фактор безопасности выходит на первое место. Так, при массовом внедрении беспилотного общественного транспорта государственным органам власти и научно-образовательным учреждениям доверяют 38% и 37% опрошенных соответственно, частным компаниям — лишь 16%.

«Важнейший аспект массового распространения новых технологий — это вопрос доверия. Мы выделили группу респондентов с более высоким уровнем технологического оптимизма, доверия к новым технологиям, мы их назвали условно „новаторами“. Далее мы проанализировали социокультурные факторы, которые характерны для этой группы. Выяснилось, что с доверием к технологиям положительно коррелирует, прежде всего, так называемое институциональное доверие. Иными словами, это уверенность в том, что наши социальные институты работают более менее исправно, в том числе региональная и муниципальная власть. Другими важными социокультурными факторами являются индивидуализм, долгосрочный горизонт планирования и толерантность к неопределенности», — отметил Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ и член совета директоров РВК.

При этом, россияне очень подозрительно относятся к одному из важнейших аспектов применения цифровых технологий — передачи персональных данных. Например, если говорить о медицинских данных (о состоянии здоровья и образе жизни), то только 27% опрошенных готовы делиться ими с государственными учреждениями, а с частными клиниками или фармкомпаниями — всего 11% и 5% соответственно. 28% респондентов заявили, что не готовы делиться своими медицинскими данными вообще ни с кем.

Исследование базируется на данных телефонного опроса более 8 тыс. респондентов из 10 регионов России, проведенного в конце 2018 и начале 2019 года. Выборка является репрезентативной по России в целом и по каждому из регионов в отдельности. Выводы были также верифицированы качественным исследованием: фокус-группами и экспертными интервью. Некоторые вопросы были специально сформулированы таким образом, чтобы повторять формулировки из опроса «Евробарометр» — регулярного исследования, проводимого в странах Европы. Это позволило по ряду вопросов иметь возможность международного сравнения, хотя в отдельных случаях варианты ответов были не идентичными.

Пресс-релиз

Версия для печати