Компания «Терн» начала свою деятельность в 1991 году, когда российский ИТ-рынок только формировался. Все это время она занимается созданием и внедрением решений для бизнес-анализа, которыми пользуются более пятисот ее заказчиков из самых разных отраслей и ведомств. Подобные решения были востребованы всегда, но в последние годы благодаря существенному расширению объемов и типов собираемых предприятиями и государственными органами данных, а также появлению эффективных средств аналитической обработки спрос на них растет опережающими темпами. О том, какие тренды определяют развитие данного сегмента, как они могут способствовать цифровой трансформации предприятий и организаций и что для успеха на этом направлении предлагает компания «Терн», мы беседуем с ее директором Екатериной Лозовой.

Какие основные тренды в бизнес-аналитике получили особое развитие за последние годы?

Тренды в области бизнес-анализа неотрывно связаны с глобальными ИТ-тенденциями, поэтому почти все технологии, разработанные за последние годы, так или иначе применяются в business intelligence. К ним можно отнести непреклонно развивающееся направление вычислений в оперативной памяти и работы с большими данными, машинное обучение и искусственный интеллект, а также повышение доступности аналитики для всех сотрудников предприятия. Простыми словами, аналитика становится доступнее, быстрее и помогает решать всё более сложные и нелинейные задачи на всех уровнях бизнеса. Но участие человека в этом процессе по-прежнему неоспоримо: какими бы точными ни были прогнозные модели, какими бы наглядными ни были графики — интерпретация этой информации полностью зависит от человека и его творческих и аналитических способностей. Хотя новые технологии несомненно помогают их реализовывать за счёт того, что берут на себя всё больше рутинных задач, связанных с подготовкой и систематизацией данных из разнотипных источников.

Кроме того, активно развивается направление «аналитика в облаке». В настоящий момент почти все крупные вендоры имеют в своём портфеле подобные системы, и компания «Терн» — не исключение.

Какие из этих трендов особенно актуальны в свете поставленных перед страной задач по цифровой трансформации и переходу к цифровой экономике?

Переход к цифровой экономике — это глобальный тренд, который требует не только соответствующих технологий сбора и хранения данных, но и высококвалифицированных сотрудников, отвечающих за эти процессы. К счастью, за последние годы мы видим всё больше хорошо образованных, творческих и активных молодых людей, которые хотят работать в России. И это замечательно!

Сейчас, можно сказать, наступает эпоха «изобилия данных»: с каждым днём число открытых данных растёт — всё больше государственных реестров и ведомств открывает доступ к своим базам и публикует информацию о закупках. Одна из целей построения цифровой экономики — сделать подобную информацию доступной для каждого участника рынка, чтобы их руководители могли принимать решения, опираясь на реальные данные. Но чем больше данных собирается, тем сложнее их изучать, и помощь аналитических систем становится неоценима! Наша компания разработала решение «Терн-Аналитика», в основе которого лежат открытые данные и мощный аналитический инструментарий, позволяющий оперативно исследовать их в нужном ракурсе и применять на благо организации.

Только что завершилась очередная ежегодная конференция компании «Терн», вызвавшая заметный интерес со стороны ваших заказчиков и партнеров. Есть ли у них интерес к цифровой трансформации? Какие аналитические инструменты сегодня необходимы? В какой мере их запросы отражают упомянутые вами общемировые тренды?

Мы уже почти двадцать лет проводим конференции, посвящённые информационным технологиям и тому, как их можно применять для решения практических задач — не только в бизнесе, но и в науке или госуправлении. В этом году мы активно обсуждали, как успеть подготовить свой бизнес к новым задачам и какие возможности нам дадут технологии в ближайшие годы.

Многие банки уже перевели большую часть своих сервисов в цифровую среду: для того, чтобы открыть счёт или получить выписку по карте, теперь не нужно приезжать в отделение — всё можно сделать через приложение. То, что сейчас стало привычно, казалось маловероятным какие-то пару лет назад! А один из банков даже предлагает выдавать деньги в банкомате, используя вместо пин-кода улыбку клиента.

Цифровой трансформацией сейчас активно занимаются не только банки и телекоммуникационные компании, но даже такие, казалось бы, «традиционные» отрасли, как сельское хозяйство. Я была очень удивлена, когда узнала, что агропромышленные холдинги начинают оснащать коров датчиком, который собирает информацию и уведомляет специалиста о том, как она себя чувствует, не проголодалась ли и в котором часу её нужно подоить, чтобы получить максимальный удой. Мы заметили, что спрос на системы «потоковой аналитики», позволяющие собирать и обрабатывать данные с подобных датчиков, в последнее время существенно вырос.

На конференции активно обсуждалось ваше собственное аналитическое решение «Терн-Аналитика», в которое наряду с лицензиями на ПО SAP Business Objects и Tibco Spotfire включены и собственные разработки «Терна». Что представляет собой «Терн-Аналитика» и какие добавленные ценности получают заказчики, использующие это решение?

Компания «Терн» работает на ИТ-рынке с 1991 г., и за это время мы успешно реализовали более пятисот проектов. Под брендом «Терн-Аналитика» существует несколько продуктов, основанных на нашем опыте в таких сферах, как анализ кредитного портфеля, формирование справки по клиентам, анализ контрагентов, а также в решении некоторых специфичных отраслевых задач. Мы работаем с лучшими поставщиками систем для бизнес-анализа — BusinessObjects (сейчас принадлежит SAP), Tibco Software, IBM и другими.

Наши решения включают не только OEM-лицензии на продукты этих производителей, но и преднастроенные модели, юниверсы и шаблоны отчётов для быстрого внедрения. Такая модель поставки гарантирует надёжность и производительность решения, а также использование лучших мировых практик.

Наряду с данными, которые контролируют и собирают сами заказчики, им все чаще требуется информация из дополнительных, зачастую открытых источников. Как в этом может помочь им «Терн»? Как гарантировать достоверность и актуальность данных, полученных извне? Какие дополнительные сервисы по совместной аналитической обработке внешних и собственных данных предприятия готова предоставить своим заказчикам компания «Терн»?

«Терн-Аналитика» — это набор решений для различных бизнес-задач. Например, в состав решения для анализа контрагентов включена одна из самых подробных баз о российских юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, собранная из открытых источников, а также механизмы для быстрого подключения внутренних баз компании. Мы следим за регулярным обновлением данных: в некоторых источниках информация устаревает уже в течение нескольких минут, поэтому мы разработали возможность подключения к таким источникам в момент запроса. Сейчас «Терн-Аналитика» активно применяется в ряде банков, промышленных компаниях и на электронных торговых площадках.

Решения «Терн-Аналитика» — это конструктор, который можно собрать с учётом конкретных требований клиента. Универсальный веб-интерфейс позволяет оперативно отображать обобщённую информацию из базы данных, а для аналитики могут применяться любые подходящие продукты — BusinessObjects, Tibco Spotfire или другие системы.

Неожиданно активный интерес участников конференции вызвала тема визуализации результатов анализа данных. Какие требования предъявляют сегодня ваши заказчики к визуализации, понимая под ней не просто красивые динамичные картинки, а способ предоставления ответов на реальные содержательные вопросы руководителей и менеджеров предприятий? Что в этом отношении предлагает «Терн»?

Тема эффективной визуализации данных всегда пользовалась большой популярностью на наших конференциях, даже когда мониторы были куда меньше, чем сейчас. Графика — это такой же язык общения, как разговор или письмо, и мы стараемся говорить с пользователями отчётов и дашбордов на одном языке.

Что касается требований к визуализации, то они, по сути, не изменились, и главным является отображение нужной информации в нужный момент времени. Если руководитель не может превратить график в информацию для принятия решения, то этот график ему не нужен, и неважно, насколько красиво он нарисован! Но эстетика тоже имеет значение: правильно подобранные цвета помогают лучше воспринимать информацию, особенно если речь идёт о сравнении нескольких показателей или отображении данных на карте.

Один из технологических партнеров «Терна», компания Tibco Software в результате покупок известных вендоров Statistica и Alpine Data за последний год выдвинулась в мировые лидеры в сегменте платформ углубленной аналитики, машинного обучения и искусственного интеллекта. Намерен ли «Терн» расширять свою экспертизу в данном направлении? Каковы ближайшие планы?

Мы всегда очень внимательно выбирали технологических партнеров, начав в 2000-х сотрудничать с компанией, разработавшей BusinessObjects, которая за последующие годы стала самой популярной BI-системой, и с инновационной компанией KXEN, предлагавшей наиболее совершенные средства для предиктивной аналитики. И то, что в последующие годы их обеих приобрела SAP, лишь подтвердило правильность нашего выбора.

Сотрудничество с Tibco Software продолжается уже несколько лет, мы с самого начала оценили возможности их продуктов для решения задач наших заказчиков, связанных с геоаналитикой, прогнозированием и построением динамических отчётов. Мы рады, что Tibco расширяет портфель своих продуктов, и планируем активно их использовать в наших проектах.

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT