О возрастающем значении данных стало ясно еще несколько лет назад, когда появились специалисты, ответственные за их обработку и анализ, а также использование информации в качестве актива — директора по данным (Chief data officer, CDO). СЕО компании Stibo Systems Нильс Стенфельдт на портале Information Age раскрывает детали того, как правильно организовать работу с данными и сформировать цельную цифровую культуру.

Проблематика работы CDO

CDO или специалист, который обладает подобными полномочиями, отвечает в организации за то, чтобы превратить работу с данными из аналоговой в по-настоящему цифровую с сопутствующей оптимизацией деловых процедур и взаимоотношений с клиентами. Такие специалисты фокусируются на бизнес-стратегии, одновременно следя за тем, чтобы оптимизированные данные отвечали целям организации. Однако управляемость данных во многом зависит от людей и процессов, поэтому важно укрепить между ними связь, сделать ее более согласованной.

За последние годы данные растеряли рамки профессиональных черт и компетенций, став всепроникающими. Более того, они перманентно изменяются под влиянием владельца данных, оператора процесса, связанного с данными, или обычного пользователя. Задача развития культуры данных состоит не только в том, чтобы люди ощущали комфорт при взаимодействии с ними, но и в том, чтобы они в них разбирались. Введение роли CDO можно признать обнадеживающим фактором, который призван облегчить эту задачу.

В свою очередь руководство предприятий должно уделять больше внимания навыкам и профессионализму сотрудников, поскольку культура данных является культурой сотрудничества и не зависит от того, кто и какую должность занимает, какой у него послужной список или круг полномочий. Развитие коллективного мышления и обустройство вертикалей взаимодействия безотносительно уровня должностей или зарплат — это самые большие препятствия на пути формирования и развития цифровой культуры предприятия.

По сути, становление культуры данных сводится к трем основополагающим действиям:

  1. Принятие принципов управления данными, которые укрепляют подотчетность и прозрачность.
  2. Устранение организационных и информационных бункеров (изолированных массивов данных), которые препятствуют совместной работе и оптимизации данных.
  3. Применение грамотных методов управления изменениями для обучения сотрудников культуре обращения с данными и стимулирования к нему интереса.

1. Придерживайтесь концепции управления данными

Надлежащее управление данными (data governance) — это движущая сила культуры данных, которая объединяет людей, процессы и технологии. Его нельзя достичь при помощи указующих директив, поскольку его суть заключается в здоровой природе данных. Задача data governance — также в улучшении климата сотрудничества в коллективе. Эффективное управление не только улучшает качество данных и их соответствие требованиям, но и повышает общую осведомленность и, следовательно, доверие к культуре данных организации.

Организующая роль CDO должна быть направлена на то, чтобы культура данных предприятия удовлетворяла следующим критериям:

  • Безопасность данных и управление рисками. Защите подлежат как информационные активы компании, так и конфиденциальность данных пользователей и клиентов. Защита цифровых активов является важной опорой для выстраивания доверительных отношений и сотрудничества внутри коллектива.
  • Подотчетность. Предприятие может назначить распорядителей данных (data steward) в каждой из важных сфер ответственности (ERP, система управления персоналом, складская система и т. д.). Зональное разграничение дает четкое представление об обязанностях и доступе к данным.
  • Качество данных. Качество данных можно сравнить с едой в ресторане: если один из компонентов блюда некачественный, то таким же окажется и все блюдо. Также и данные: если они богатые, точные, но не содержательные, то их ценность вызывает сомнения. Высокое качество данных обеспечит надежную работу систем и обмен данными.
  • Трассируемость. Налаживание неразрывной и прозрачной цепочки поставок данных значительно облегчает взаимодействие отделов. Предприятие должно вести учет изменения данных, чтобы в некоторых ситуациях их можно было отследить.
  • Соблюдение правил. Надлежащее управление данными предусматривает обнародование требований, которые предписывают утвержденные правила транспортировки и хранения данных.
  • Удаление. Очень часто установленные правила управления данными не учитывают процесс их удаления. Устаревшие или неправильно хранящиеся данные подрывают фундамент надежной культуры данных.

2. Избавьтесь от изолированных массивов данных

По меткому выражению классика американской литературы Стюарта Бренда, информация стремится на свободу, и корпоративная информация — не исключение. Первым шагом на пути к ее «раскрепощению» является предоставление доступа к репозиториям данных с ограниченным доступом. Предприятиям стоит поразмыслить над снятием технических и организационных барьеров, чтобы обеспечить прозрачность и беспрепятственный обмен данными между системами и отделами. Хранящиеся в разъединенных системах данные замедляют рабочие процессы, требуют дополнительного времени и трудозатрат на аудит и процедуры очистки.

Медленный доступ к данным оборачивается разочарованием сотрудников, партнеров и клиентов. Технико-организационные проблемы вытекают из неправильно организованного процесса потребления данных — вместо свободного обмена информацией и данными, который приносит наибольший синергетический эффект, отделы многих организаций довольствуются ограниченными массивами данных. Вместо этого предприятиям следует переводить фокус в сторону открытости и свободного обмена данными между системами. Накопление данных в привязке к частным системам для выполнения важных бизнес-операций делает внедрение коллаборативных платформ бессмысленным.

Культура изолированного накопления информации приводит к дублированию записей и превращению данных в балласт, который окажет негативное влияние как на взаимодействие с клиентами, так и на внутренние процессы. Более того, непрозрачный доступ к информации может привести к конфликтам интересов между отдельными категориями владельцев данных, ставя под сомнение авторитет распорядителей данными. Такая ситуация идет вразрез с целями, которые ставит перед собой цифровая компания.

Почему же так важна открытость данных? Все дело в зависимости от них. Распорядители данных полагаются на достоверную интерпретацию и качество данных, менеджеры по электронной коммерции зависят от ИТ-директора и его персонала, чтобы получить комплексную информацию о потенциальных клиентах и перспективах компании, менеджеры по продажам полагаются на отделы CRM и маркетинга чтобы получать точную и полную картину данных о клиентах. Исходя из этого, создание благоприятной среды для коллективного взаимодействия станет огромным скачком на пути формирования надежной культуры данных.

3. Менеджмент изменений

Культура открытости данных и свойственных для нее принципов управления может вызвать своего рода культурный шок у неподготовленных организаций, что связано с неопределенностью прав собственности на данные и новизной. Что характерно, становление культуры данных вызывает неуверенность у многих сотрудников, которые сетуют на нехватку навыков, культурные барьеры или психологический дискомфорт. Таким образом, традиционализм может стать жестким оппонентом CDO, пытающегося внедрить лучшие методы обработки данных.

Одна из наиболее полезных инициатив, призванная понизить порог вхождения в культуру данных — повышение общей грамотности коллектива и обучение управляющих данными. Разъяснительная работа принесет пользу отдельным работникам, а также повысит уровень осведомленности в коллективе. Повышение информационной грамотности каждого сотрудника позволит ему чувствовать себя более комфортно в новой ситуации, стать более продуктивным и уверенным в себе.

Чтобы привить своим сотрудникам культуру данных, стоит воспользоваться следующими советами:

  • обучайте персонал, превращая обучение в игру;
  • приведите в пример рабочие модели цифровых организаций, проанализируйте их преимущества и сравните их с тем, как работает ваша организация;
  • запустите пропагандистскую кампанию по данным, выделив ключевые моменты на постерах;
  • введите поощрения за наиболее инновационное методы обращения с данными;
  • воспитывайте в организации «лидеров по переменам» — распорядителей данных, которые станут проводниками цифровой концепции на всех уровнях и в разных отделах;
  • введите групповые программы для обучения правильному обхождению с информацией.