Градус шумихи вокруг блокчейна и криптовалют немного снижается, но по-прежнему держится на довольно высоком уровне. Значит ли это, что блокчейн, являющийся базовой технологией для работы криптовалют и множества других решений, доказал свою жизнеспособность и мы находимся на пороге революции, которая коренным образом изменит мир ИТ и нашу повседневную жизнь? Портал Techopedia рассказывает о перспективах децентрализованных приложений (dApps), которым уготована роль приложений следующего поколения.

В мире насчитываются сотни блокчейн-стартапов, и хотя большинство из них стремятся убедить пользователей в том, что предлагаемые ими решения или security-токены (цифровые аналоги ценных бумаг) де-факто станут основой цифровой экономики («следующим долларом»), пока что их претензии на пальму первенства не прошли проверку на прочность — ни одно из решений стартапов не может сравниться со статусом, популярностью или практической пользой, которыми обладают биткоин или Ethereum — платформа для создания децентрализованных онлайн-сервисов на базе блокчейна.

Таким образом, за исключением нескольких успешных проектов, блокчейну не удается покинуть рамки нишевой технологии, и это вынуждает потребителей и инвесторов задумываться о ее жизнеспособности в долгосрочной перспективе. По мнению CEO блокчейн-стартапа Public Market (занимается разработкой децентрализованного протокола) К. Дж. Эриксон, dApps смогут превратиться в альтернативу традиционным приложениям лишь тогда, когда они превзойдут их по степени «невидимости» и качеству, что представляется совершенно непростой задачей. Однако это утверждение верно не только в отношении ПО и услуг, в равной степени оно относится практически к любым технологическим инновациям.

Автомобиль лучше лошади?

Взять, к примеру, автомобиль. Сегодня мы воспринимаем его или любые другие аналогичные транспортные средства как должное, но к нему совершенно иначе относились в конце 1800-х, когда Генри Форд тестировал прототип первого массового автомобиля. На то время он был в диковинку и возник как альтернатива средствам передвижения на лошадиной тяге. Автомобиль появился в ответ на пожелания рынка создать более быстрое средство передвижения и не важно, каким было бы это средство, и Форд был первым, кто воплотил эту идею в жизнь.

Эти исторические параллели действуют и в отношении ПО и сервисов. Пользователей не интересует, изготовлен ли продукт с применением каких-то новомодных криптографических технологий, они используют то, что хорошо им служит и не видят необходимости переходить к «следующей большой вещи» без веских на то причин. Gmail, Facebook, Spotify, Netflix — каждое из этих приложений хорошо выполняет свою работу, и значимость перспективных dApps с поддержкой блокчейна, преимущество которых укрывается на системном уровне, пока что понимают лишь специалисты, тогда как обычные пользователи остаются в неведении.

Так что такого сделали Gmail, Facebook, Spotify или Netflix, чтобы привлечь потребителя? Разработчикам этих сервисов уже на старте удалось создать решения с уникальными «фишками», которых не было у тогдашних флагманских сервисов типа Hotmail, Friendster, iTunes или Blockbuster. Gmail предложил большой объем бесплатного хранилища и простой и понятный интерфейс; в сравнении с конкурентами Facebook предложил больше интерактивности; Spotify фактически переформатировал потребление аудио, это же касается Netflix — оба сервиса превратили потребление аудио и видео в потоковую бизнес-модель. Последний не просто стал каналом для потребления видео, но и сам создает фильмы и телевизионные шоу. Фактически эти сервисы стали «невидимыми» (или незаменимыми) и де-факто рассматриваются рынком как отраслевые стандарты.

Разработчики dApps стремятся потеснить конкурентов, однако наличие лучших средств защиты вряд ли убедит пользователей покинуть уютную гавань. Чтобы переломить ситуацию, разработчикам блокчейн-приложений нужно сосредоточиться на платформенном мышлении, а не на создании концептуальных приложений или наборов приложений для пользователей.

Платформенный подход для разработки dApps

Заходя в веб-сервис Gmail, Chrome или какой-либо другой веб-браузер со своего смартфона, пользователь не задумывается о том, как эти приложения работают «под капотом», да ему и не нужно знать обо всех внутренних процессах — его интересует лишь взаимодействие с приложением через сенсорный экран. Последнее обозначается термином user experience (UE). Чем выше уровень взаимодействия, тем меньше пользователю нужно прыгать с одной платформы на другую, чтобы работать с этими приложениями — они имеются либо в браузере, либо в смартфоне.

Веб-сервисы или мобильные браузеры — это оболочки для множества внутренних процессов, которые работают столь гладко, что не привлекают к себе внимания пользователя. И если Gmail или Netflix изначально вышли с такими решениями, то криптовалютные решения или блокчейн-приложения требовали от пользователя некий входной порог знаний. Так, чтобы хранить и обмениваться криптовалютами, пользователям необходимо было иметь представление о криптографии. В настоящее время этого уже не требуется, поскольку появилось немало как мобильных, так и веб-приложений, которые снизили порог вхождения в сферу блокчейна.

Разработчики dApps стремятся продвинуть их в мейнстрим, одновременно появляются платформы для их размещения, которые привлекут разработчиков, издателей и пользователей. Платформенность позволяет извлекать максимальную выгоду из dApps, и игровая индустрия — один из ярких примеров этого. К примеру, разработчик игр Tronix выпустил платформу для публикации dApps TRON, которая позволяет проводить микротранзакции в разных игровых приложениях намного проще и безопаснее, что делает dApps универсальным средством взаимодействия пользователей всех уровней.

Tronix предоставляет свою платформу для обычных потребителей, позволяя им тестировать и выставлять свои dApps. Усилия стартапа направлены на создание распределенного и доступного веба, где TRON является своеобразным UE для доступа к dApps. Именно такие разработки, как TRON, позволяют опробовать блокчейн и dApps, тем самым еще на шаг приближая их к массовому пользователю. Следует отметить, что подход к созданию блокчейн-приложений может отличаться от традиционного платформенного подхода, когда за той или иной платформой стоит конкретный владелец.

Децентрализация привела к тому, что в экосистеме блокчейна платформы принадлежат всем заинтересованным сторонам, а не одной организации. В итоге это может положить начало следующей итерации Интернета. Разработчики и пользователи будут группироваться вокруг платформ, поддерживающих разработку dApps с поддержкой токенов и «умных» контрактов. Со временем блокчейн сможет стать основой нового поколения платформенной разработки для базовых приложений, и, похоже, это время уже приближается.