Среди разнообразных отечественных ИТ-мероприятий выставка-конференция DOCFLOW, безусловно, занимает особое положение. Действительно, оглядываясь на историю современного отечественного ИТ-рынка, мы можем увидеть немало интересных и значительных форумов, многие из которых позиционировались как “традиционные, ежегодные”. Но у большинства из них жизненный цикл не превысил двух-трех лет, а до пятилетнего юбилея дотянули единицы. А DOCFLOW в этом году прошла в Москве уже в четырнадцатый раз!

Но самое главное — не возраст как таковой. Собственно, возраст — это отражение востребованности данного мероприятия рынком, заказчиками и поставщиками. “DOCFLOW — зеркало отечественного рынка систем электронного документооборота” — эта фраза еще лет пять назад стала традиционной его характеристикой в профессиональных СМИ, с которой в целом согласны все участники данного рынка.

Однако создатель и организатор DOCFLOW, компания ABBYY, считает, что “зеркало” — это уже в какой-то мере пройденный этап в истории мероприятия. Сейчас стоит задача его трансформации в отраслевое движение (или, как это принято характеризовать на западе, — процесс), которое может взять на себя функции консолидации российского СЭД-сообщества для совместного решения общеотраслевых проблем и дальнейшего развития этого рынка. О том, как это будет происходить, с генеральным директором “ABBYY Россия” Григорием Липичем беседует обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.

PC Week: Как так получилось, что конференция одной компании стала отраслевым мероприятием, авторитет которого заметно выше аналогичных независимых?

Григорий Липич: Прежде всего, DOCFLOW никогда не позиционировалась нами как “фирменное” (в смысле — одной фирмы) мероприятие. Самое первое мероприятие DOCFLOW '95 называлось “Форум сканерных технологий”, и в ней приняли участие почти все ведущие участники этого рынка. А потом в течение двух лет она трансформировалась в более широкое мероприятие по всему направлению электронного документооборота. По собственному опыту могу сказать: хотя многие посетители уже не один год постоянно посещают DOCFLOW, подавляющее их число даже не знает, что ABBYY является ее организатором. Для них мы — просто один из участников, причем не самый крупный, на выставке есть стенды и более представительные.

PC Week: И все же, во второй половине 90-х гг. аналогичные попытки с проведением отраслевых мероприятий делали и другие компании. Почему же удалось это только вам?

Г. Л.: Мне не хочется критиковать конкурентов и хвалить себя. Но все же в большинстве других случаев организаторы сильно “тянули одеяло на себя”. Могу также сказать, что нам помогло наше специфическое позиционирование на рынке СЭД: мы являемся его участником, но сугубо нишевым. По сути, наша компания — партнер для всех его игроков, мы никогда даже не делали попыток выйти на чужую территорию, начать конкурировать с кем-то из них. Наверное, сыграли роль и какие-то сугубо субъективные причины, когда руководство ABBYY, несмотря на сомнения в коммерческой необходимости DOCFLOW, решило продолжать ее проведение.

Возможно, это покажется высокопарным, но мы никогда не рассматривали DOCFLOW как коммерческое дело, а подходили к нему как к своего рода общественной нагрузке, во всяком случае, как бесприбыльному проекту. Очевидно, поэтому и удалось его развивать.

Но усилий одной ABBYY было бы все же недостаточно для обеспечения жизнеспособности DOCFLOW. Главная объективная основа — это наличие потребности в подобном мероприятии со стороны рынка.

PC Week: Да, действительно, СЭД — уникальный сегмент российского ИТ-рынка. Это видно хотя бы потому, что мероприятий с подобным стажем у других направлений ИТ-бизнеса нет...

Г. Л.: Стаж — это только внешнее проявление. Ведь DOCFLOW — это не только ярмарка продавцов, цель которых завлечь к себе побольше покупателей. Это еще и площадка общения участников рынка. Последнее время мы, да и организаторы других СЭД-мероприятий, проводим круглые столы, дискуссии. Я не знаю примеров подобных очных обсуждений организуемых, скажем, поставщиками ERP или BI. А разработчики СЭД сами активно идут на такое общение. Потому что, несмотря на конкуренцию, на этом рынке есть много проблем, которые нужно обсуждать и решать совместно.

PC Week: Тем не менее был момент лет пять-шесть назад, когда показалось, что популярность DOCFLOW пошла на убыль…

Г. Л.: Да, мы это тоже почувствовали. И, проанализировав ситуацию, поняли, в каком направлении двигаться дальше — нужно менять форматы, расширять границы, переходить от статической модели “провели мероприятие и забыли о нем до следующего” к динамическому процессу. Первым шагом еще несколько лет назад стало создание информационно аналитический Web-портала DOCFLOW. Потом расширили географию проведения мероприятия — начали проводить его аналоги в других городах России и СНГ. Мы усилили дискуссионно-аналитическую часть конференции за счет организации круглых столов и участия в них независимых экспертов. В результате мы видим, что в последние годы авторитет и популярность DOCFLOW в СЭД-сообществе растет, и это не только наше мнение — с этим утверждением согласны и наши коллеги по отрасли, и независимые наблюдатели.

Принципиально важным этапом в развитии DOCFLOW стало его проведение в мае этого года в Москве. Конференция в первый раз прошла в двухдневном формате — однодневный вариант прошлых лет стал уже явно мал для нее. На наш взгляд, усилился качественный состав экспонентов, что, в частности, проявилось в том, что в конференции впервые приняли участие такие ведущие игроки мирового рынка, как Microsoft и Oracle. И наконец, выставку посетили два видных представителя независимых международных сообществ в области ECM — президент международной ассоциации AIIM * Джон Манчини и президент аналитического агентства Harvey Spencer Associates Харви Спенсер.

Г-н Спенсер уже был у нас ранее, а вот руководитель AIIM приехал впервые, и его визит для нас оказался принципиально важным. Можно сказать, что это был такой своеобразный аудит DOCFLOW в качестве ключевого отраслевого мероприятия со стороны ведущей международной организации. И должен сказать, что “сертификация” прошла успешно, и теперь мы можем реализовывать свои планы по развитию DOCFLOW с опорой на сотрудничество с AIIM и различными подобными национальными структурами других стран.

PC Week: Так каковы же эти планы?

Г. Л.: Общая идея такова: трансформировать DOCFLOW из мероприятия, проводимого одним игроком рынка, в некую отраслевую ассоциацию, по модели той же AIIM, при этом сама выставка станет лишь одной из форм работы такой структуры. Собственно, к пониманию преобразования именно в таком направлении мы пришли сами, путем проб и ошибок, а уже потом увидели некий готовый образец в лице AIIM и некоторых ассоциаций в других странах (например, в Бразилии).

PC Week: Цель понятна, а как двигаться к ней?

Г. Л.: Вы очень точно подметили — это будет не какой-то разовый акт, а поэтапное движение в данном направлении. Мы же не можем издать приказ о добровольно-принудительном вступлении всех вендоров и заказчиков в такое сообщество! Очевидно, что нужно своей работой показать пользу такой идеи для всех участников рынка. Наверное, в какой-то момент мы придем к созданию формальной ассоциации как юридического лица, но такая цель обозначена пока лишь в перспективе.

В качестве понятных задач нынешнего процесса консолидации сообщества, которые мы намерены реализовать в течение ближайшего полугода-года, мы выбрали три: создание общественного экспертного совета, начало продвижения обучающих курсов по ECM и начало проведения систематических исследований российского рынка.

PC Week: Каждый из этих пунктов требует пояснения. Как видится работа экспертного совета и когда вы предполагаете его сформировать?

Г. Л.: В него должны войти представители разных категорий участников рынка: вендоры, заказчики, чиновники, независимые эксперты, журналисты. Совет будет заниматься выработкой рекомендаций, в частности, по содержательной части конференций DOCFLOW, в том числе той, которая пройдет следующей весной. Мы хотим собрать потенциальных участников такого совета до конца нынешнего года, чтобы с начала следующего уже приступить к практической работе. На самом деле работу такого совета мы апробировали во время проведения выставки DOCFLOW в Санкт-Петербурге в конце нынешнего сентября.

PC Week: А как видится работа в образовательном направлении?

Г. Л.: Главная идея тут — освоение заказчиками и поставщиками методологических основ ECM. У компаний есть курсы по обучению работе со своими продуктами, но этого сегодня уже недостаточно. AIIM предлагает семь образовательных курсов. Некоторые из них очень актуальны для нас уже сейчас, и, например, мы в ABBYY намерены провести через них всех наших специалистов, которые работают с клиентами в отделах продаж. В качестве первого шага мы хотим лицензировать эти курсы, адаптировать их для нашего рынка, познакомить с ними представителей поставщиков СЭД, а потом совместно продвигать эти программы обучения на рынке.

Мы хотим уже нынешней зимой провести пробные занятия по наиболее актуальным темам для 20—40 человек из разных компаний, пригласив зарубежных преподавателей и, возможно, проспонсировав этот этап обучения их за счет DOCFLOW. А уже потом начать локализацию курсов и широкое продвижение их в рамках соглашений с различными учебными центрами.

Вы знаете, с этими курсами получается любопытная штука. Кажется порой, что они содержат много известных и даже банальных вещей. Но все это, изложенное в систематическом и структурированном виде, дает принципиально новый эффект для слушателей, которые начинают лучше понимать проблему в целом, свое личное отношение к ней и т. д.

В рамках такого учебного проекта DOCFLOW возьмет на себе функции поиска средств на его реализацию, но при этом мы будем опираться на рекомендации и авторитет того самого экспертного совета. Видны и дальнейшие планы — организация очного и онлайного обучения, возможно проведение сертификации специалистов под совместным брендом DOCFLOW-AIIM и т .д. Модель такой работы, в том числе и ее коммерческих аспектов, хорошо отработана на Западе, мы будем применять ее в нашей стране.

PC Week: И наконец, исследование рынка. Дело довольно рискованное, поскольку тут затрагиваются бизнес-интересы поставщиков. Вы не опасаетесь их негативной реакции?

Г. Л.: Не боимся, хотя бы потому, что не собираемся считать объемы и доли. Собственно, и сами игроки рынка отмечают, что это не первоочередная задача для них. Тем более что в России вроде бы есть желающие анализировать рынок с точки зрения подобных количественных показателей.

Мы будем изучать потребности и тенденции рынка, причем с акцентом на мнение заказчиков, а не поставщиков. Опять же мы тут возьмем за основу разработанную методологию AIIM, выберем для себя некоторый стартовый круг основных вопросов, адаптируем их с учетом наших региональных условий. Предварительные договоренности об этом с AIIM уже имеются, мы намерены начать проведение таких опросов-исследований уже в I квартале следующего года.

Тут нужно отметить еще один важный момент. В рамках такой совместной работы с AIIM нам будут доступы материалы исследований, проводимых в других странах мира (а им соответственно — наши). Это очень важно для аналитики, так как позволит, например, проводить региональные параллели.

PC Week: Что ж, планы понятные и благородные. Но насколько они выполнимы? Например: почему вы не занялись реализацией таких идей лет пять назад?

Г. Л.: Потому что, на наш взгляд, процессы на рынке DOCFLOW логически подошли к такой постановке вопроса и рынок готов к этому, можно даже сказать, испытает потребность в подобной структуре. Несмотря на наличие большого числа игроков и конкуренцию между ними, у ведущих игроков (а это как минимум десяток вендоров) есть понимание, что общая стратегическая задача — развитие рынка в целом, а не “отъедание” долей у конкурентов.

Практическая постановка вопроса заключается в том, что сейчас уже у компаний иссякли возможности продвижения своих продуктов на основе маркетинговых “заклинаний” о пользе автоматизации и бездоказательных утверждений о достоинствах своих технологий, а также использования административных ресурсов при принятии решения о выборе поставщика. Нужно переходить к работе с заказчиками на серьезном профессиональном языке, с привлечением реальной аналитики и мнений независимых экспертов, продвигая передовые идеи и технологии.

К тому же на рынке так или иначе, но сложилась определенная специализация, поэтому комплексное его развитие требует участия нескольких экспертов в разных направлениях деятельности.

Не говоря уже о том, что именно в области СЭД наиболее актуальна проблема Compliance (соответствие нормативным требованиям). Отрасль заинтересована в участии в выработке этих требований, для этого нужно общаться как внутри сообщества, так и с государственными регулирующими органами. Это возможно только в режиме сотрудничества.

PC Week: Схема преобразования корпоративных проектов конкретных компаний в отраслевые на Западе довольно хорошо отработана (например — Java, Eclipse). Для нас это новинка. Вы надеетесь, что у вас получится?

Г. Л.: Я даже рискну сказать, что уверен, что получиться. Самое главное — у нас нет задачи, скажем, создания ассоциации любыми средствами. Все должно идти естественным путем, в соответствии с имеющими потребностями рынка. А такие потребности есть.

PC Week: Спасибо за беседу.

* AIIM (Association for Information and Image Management) — независимая коммерческая организация, которая видит свою миссию в развитии ECM-рынка и продвижении передовых идей и технологий, выступая посредником между всеми его участниками, включая пользователей, вендоров, системных интеграторов и государственные регулирующие органы. Основная форма работы — проведение по всему миру обучения и консультаций (в первую очередь для заказчиков), издание специализированных журналов и руководств. Центральное место в работе AIIM занимает проведение ежегодной AIIM Expo & Conference (AIIMexpo), ведущего международного ECM-мероприятия.

Версия для печати (без изображений)