В конце июня председатель Банка России Сергей Игнатьев во время своего выступления в Госдуме заявил, что, по оценкам его ведомства, во время нынешнего глобального экономического кризиса в нашей стране начала расти доля “серого” импорта. Мы не располагаем сведениями о том, как производились эти оценки, но можем предположить, что в России “серый” рынок в определенной степени “расправил крылья” в связи с недавним письмом Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в котором отмечается, что “в отношении оригинальных товаров, ввозимых неофициальными дилерами, ст. 14.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) применяться не должна” (см. PC Week/RE, № 6/2009).

Заметна ли тенденция увеличения доли “серого” импорта в ИТ-секторе российского рынка? “Кризис повлиял на активность серых поставщиков, но не привел к росту серого рынка, — говорит исполнительный вице-президент компании OCS Роксана Янборисова. — С началом кризиса активность западных поставщиков (в меньшей степени дистрибьюторов, в большей — субдистрибьюторов) резко выросла. ИТ-игроки получают много спама о распродажах и спецценах. Однако, по-видимому, эта активность не увенчалась особым успехом — ни на одном сегменте рынка мы не ощущаем сколько-нибудь серьезного наличия серого рынка. Только на самом начальном этапе кризиса, по очень ограниченному спектру продукции, был небольшой всплеск, который быстро угас”.

C ней солидарен президент группы компаний АСП Руслан Сагидуллин: “На серый рынок в нашей стране больше влияют не макроэкономические показатели, а региональная ценовая политика вендоров. Поэтому кризис не оказал существенного влияния на соотношение серого и белого товара на рынке”

Но не все так просто. “Одно из существенных проявлений кризиса в ИТ-бизнесе — заметное снижение ASP (средней цены продажи) практически в каждой товарной группе, — отмечает директор по продажам и маркетингу ELKO Moscow Александр Будилов. — Это вызвано сокращением инвестиций в ИТ и снижением покупательской способности в рознице. Конечные пользователи ищут более бюджетные решения и готовы экономить на всем. С другой стороны, нераспроданные складские остатки крупных производителей заставляют их искать способы ликвидации этого “старого” склада. В отличие от 1998 г. сейчас влияние кризиса ощущается во всем мире. Это открывает широкий простор для деятельности различных брокеров и так называемых “серых” поставщиков. В погоне за сиюминутной прибылью, покупатели готовы воспользоваться их услугами, пренебрегая или не уделяя должного внимания сопутствующим рискам. Риски же при этом довольно существенные: от отказа в гарантийном обслуживании на закупленный товар до приобретения специальных версий товаров с ограниченной функциональностью”.

Не секрет, что в отдельных сегментах российского ИТ-рынка проблема “серого” импорта существовала всегда и, надо полагать, будет существовать ещё долго. Что же это за сегменты? “Весь товар, который не требует локализации (процессоры, комплектующие, часть расходных материалов и т. д.) как ввозили по серым схемам, так и возят, отличить в данном случае “белое” от “серого” не представляется возможным, — говорит Руслан Сагидуллин. — В то же время принтеры, сделанные для Камбоджи в нашей стране как не покупали, так и не покупают”.

“Да, проблема “серого” импорта особенно сильно проявляется в тех товарных группах, где локализация продукта минимальна, — согласен Александр Будилов. — Один из таких товаров — комплектующие для сборки ПК. В группах товаров, где процент брака незначителен, доля “серых” поставщиков выросла особенно сильно. Для некоторых товаров она превышает 40%”. Представитель ещё одного дистрибьютора среди “склонных к серости” комплектующих выделяет процессоры, флэш-память, системные платы и видеокарты. При этом он сообщает, что особенно заметно доля “серых” поставок выросла в сегменте комплектующих, имеющих небольшие размеры, но большую стоимость.

“Серый рынок был, есть и будет, — отмечает Роксана Янборисова. — Вопрос в масштабах. И влияет на его размеры и устойчивость не кризис, а политика производителя. Если производитель делает неподготовленные изменения в процедуре поставок, делает глупости в канальной политике или ведет непродуманную ценовую политику, то это намного более “прочная” почва для “серого” рынка, чем кризис. А кризис влияет на другое. Вот, например, рост рынка неоригинальной “расходки” куда как заметнее, чем серый рынок. Или такой феномен, как локальные всплески “китайских подделок” на рынке пассивного оборудования”.

Версия для печати