Поставщики ПК ожидают, что отложенный спрос и выход Windows 7 дадут толчок мощному циклу обновления компьютеров в 2010 г., однако нетбуки и неттопы (экономичные мини-ПК на процессорах Intel Atom) могут испортить им бал.

Многие обозреватели пишут, что нетбуки отнимают продажи у традиционных ноутбуков и снижают средние продажные цены портативных ПК. А может, это только вершина айсберга?

Dell, HP и другие вендоры прогнозируют мощный цикл обновления ПК в первом полугодии 2010-го, ожидая, что отложенный спрос и выход Windows 7 наконец подтолкнут компании к обновлению парка ноутбуков и настольных компьютеров, однако на деле может сказаться пока незаметное подрывное влияние тонких клиентов и мини-ПК — нетбуков и неттопов, так что красивый корабль растущих продаж пойдёт ко дну.

К настоящему дню неттопы не произвели ещё большого эффекта на рынке, но некоторые VAR'ы и аналитики считают, что у них, как и у нетбуков и тонких клиентов, большой потенциал, чтобы в значительной степени заменить ноутбуки в среде бизнеса.

“Многим пользователям нужен только доступ в Интернет и несложные текстовые редакторы, и такие машины специально предназначены для этого, — говорит Джуд Дейгл из компании PA Computer Connection. — Теперь, когда джинн выпущен из бутылки, никто не сможет запихнуть его обратно. Даже простые машины прекрасно справляются с большинством приложений, и Windows 7 нормально работает на процессоре Atom с точки зрения большинства потребностей, так зачем тратить больше, чем необходимо?”

PA Computer Connection продает ноутбуки Acer, которая недавно выпустила неттоп с расширенными возможностями видео — эта машина специально предназначена для бизнес-пользователей и продается только через реселлеров. И заказчики, которые ищут пути снижения затрат, в частности Daimler Chrysler, обратились к таким альтернативам, как тонкие клиенты.

Рынок экономичных неттопов и нетбуков только начинает пробуждаться в среде бизнеса, но потенциал есть, считают аналитики.

“Acer позиционирует свой неттоп как замену настольного ПК для специалистов по анализу информации, которым мало что нужно помимо браузера и Microsoft Office, — говорит Чарльз Кинг, главный аналитик фирмы Pund-IT. — На самом деле таковы потребности очень многих пользователей, так что стóит посмотреть, как подобные продукты пойдут у потребителей, особенно когда выйдет следующее поколение моделей с графическими процессорами и технологиями Nvidia”.

Но подрывает ли это цикл обновления ПК в среде бизнеса? Кинг так не считает. “Я не думаю, что они способны обрушить рынок в целом, — сказал он. — Конечно, они дешевле традиционных ПК и ноутбуков, но они не годятся для многих приложений, требующих большой вычислительной мощности и памяти”.

Ценовая разница между нетбуками и традиционными ноутбуками также гораздо больше, чем между неттопами и обычными ПК, указывает Роб Эндерль, главный аналитик фирмы The Enderle Group.

“Неттопы могут быть очень привлекательны для рынка, который ищет нового, эффективного и недорогого продукта, — сказал он. — Однако по цене они недалеко ушли от обычных ПК, что делает их скорее вариацией на тему персонального компьютера. Во многом всё будет зависеть от того, как позиционируются эти устройства”.

Принятие таких технологий заказчиками будет, вероятно, играть большую роль в успехе экономичных тонких клиентов, и именно здесь VAR'ы могут сыграть важную роль в деле их продвижения в бизнес- среде.

“На текущий момент я не ожидаю, что эти устройства существенно повлияют на цикл обновления, хотя потенциал у них, конечно, есть, — говорит М. Дж. Шуер, президент компании Jenaly Technology Group. — В последние три месяца, я вижу, всё больше вендоров предлагают решения в виде виртуальных ПК, которые готовы использовать преимущества этого класса оборудования. Главным будет принятие виртуальных ПК заказчиками”.

Марк Харрисон, президент компании — поставщика решений Silicon East, считает, что рынок пока дремлет.

“Большинство пользователей хотят иметь полноценный “рабочий стол” Windows, — сказал он. — А тонкие клиенты и виртуальные ПК не готовы на главную роль и, если честно, не столь уж экономичны по затратам”.

Харрисон верит, что цикл обновления ПК близится, главным образом из-за стареющего парка компьютеров, которые все еще работают.

“Нет сомнений, что Windows 7 будет большим делом для канала, — сказал он. — Все эти XP-коробки пяти-восьмилетней давности придется заменить, и пользователи со страхом понимают это”.

Но хотя время тонких клиентов, наверное, еще не пришло, нетбуки и неттопы уже имеют свою аудиторию. “Мы наблюдаем, как нетбуки каждый день отбирают продажи у более мощных ноутбуков, — говорит Дейгл. — Скажем, бизнес-пользователь, который имеет хороший десктоп в офисе и доволен его мощью и универсальностью, вполне может купить нетбук, чтобы брать его с собой в дорогу для работы с документами”.

“…Как реселлер я приветствую всё, что поможет мне сделать проекты более доступными для наших заказчиков, — добавил он. — Тонкие клиенты могут быть большим плюсом для бизнеса, а если нет, то это лишь еще один гвоздь в гроб продаж оборудования. Потому что это товар без маржи”.

Версия для печати