Корпорация IBM покупает у компании AT&T подразделение Sterling Commerce за 1,4 млрд. долл. наличными. За счет данного поглощения IBM собирается расширить присутствие на рынке средств взаимодействия между предприятиями (Business-to-Business, B2B). Аналитики полагают, что эта сделка может вызвать и у других крупных ИТ-игроков всплеск интереса к рынку B2B.

Sterling Commerce, основанная в 1970-х, специализируется на ПО и услугах для безопасного обмена электронными документами и выполнения транзакций через Интернет. У компании более 18 тыс. клиентов, которые используют ее технологии для деловых операций с заказчиками, поставщиками и партнерами. На рынке B2B компания Sterling занимается второе место после фирмы GXS, выполняя в год порядка 1 млрд. транзакций.

Для IBM это самая крупная сделка с 2007-го после покупки Cognos. Но аналитики находят ее весьма выгодной. Дело в том, что во времена интернет-бума начала 2000-х, когда технология B2B считалась основой новой экономики, Sterling была на подъеме и ее купила за 3,9 млрд. долл. фирма SBC Communications, которая в 2005-м вошла в состав AT&T. Однако теперь AT&T сфокусировалась на своем основном телекоммуникационном бизнесе, и Sterling оказалась в стороне от главных интересов материнской компании. Хотя AT&T не сообщает отдельно ее финансовых результатов, известно, что направление, в которое входит Sterling, обеспечило в 2009-м порядка 1,2 млрд. долл. дохода.

Рассматривая причины данной сделки, наблюдатели отмечают, что отношение IBM к рынку B2B время от времени менялось. В эпоху интернет-бума Голубой гигант, как и многие другие, заинтересовался перспективами электронной коммерции, но в середине прошлого десятилетия охладел к этой новинке, посчитав, что из-за высокой конкуренции B2B-бизнес становится слишком малоприбыльным.

Возрождение внимания к B2B корпорация объясняет изменением ситуации на этом рынке. По словам представителей IBM, сейчас предприятия расширяют объем совместных бизнес-процессов с поставщиками, заказчиками и партнерами, и роль B2B возрастает.

К тому же, отмечают наблюдатели, в течение последнего десятилетия IBM старается увеличить прибыль, концентрируясь на направлениях с высокой маржой, таких как ПО и услуги. Достаточно вспомнить покупку подразделения PwC Consulting у PricewaterhouseCoopers и продажу ПК-бизнеса компании Lenovo.

Что касается выбора для поглощения именно компании Sterling, то IBM мотивирует это значительным расширением ее портфеля продуктов и услуг по сравнению с тем, который был у нее в 2004-м, когда все ограничивалось простым обменом электронными данными. Корпорация намерена усилить интеграцию между средствами обработки транзакций и другими частями корпоративной ИТ-инфраструктуры.

Эта сделка усилит консолидацию в области B2B, тем более что лидер этого рынка компания GXS недавно объявила о поглощении игрока номер три — фирмы Inovis и сейчас ожидает одобрения со стороны регулирующих органов. Аналитики полагают, что основные конкуренты IBM — Oracle и HP — не захотят оставаться в стороне и тоже приобретут участников рынка B2B.

Но IBM также не собирается прекращать поглощения. Напротив, недавно корпорация объявила о намерении потратить на покупку компаний 20 млрд. долл. в течение ближайших пяти лет. Это — гораздо больше ее предыдущих расходов на эти цели. Ведь за последние восемь лет она инвестировала в поглощения около 14 млрд. долл., купив порядка 70 компаний, причем основные расходы пришлись на последние три года. Так что следует ожидать дальнейшего усиления тенденции к слияниям и поглощениям.

После завершения сделки 2500 сотрудников Sterling будут работать в подразделении WebSphere, которое входит в состав IBM Software Group.

Версия для печати