О виртуальных организациях сейчас много говорят и даже пишут диссертации на темы типа “Виртуальные организации как новая форма экономических систем” или, к примеру, “Социальное управление в виртуальных организациях”. В начале июля 2010 г. в Петербурге прошло любопытное и познавательное мероприятие на эту тему: встреча Санкт-Петербургской предпринимательской группы “Виртуальная организация: как создавать и управлять”. Организатором мероприятия стал “Центр предпринимательства США-Россия”, а спонсором — компания Ernst & Young.

В ходе мероприятия Александр Базанов, главный редактор журнала “Marketing PRO”, просветил посетителей, сообщив им, что на рынке существует несколько различных форм и типов виртуальных организаций. К слову, специалисты выделяют семь основных типов виртуальных команд — сетевые, параллельные, команды по разработке продуктов или проектов, рабочие или производственные команды, команды быстрого реагирования, а также обслуживающие и управленческие команды. Александр Базанов отметил еще один тип: конгломерат компаний, когда несколько компаний объединяют некоторые функции, вынося их на отдельную площадку и оставаясь при этом независимыми друг от друга. В качестве примера г-н Базанов привел виртуальную компанию VIRTEC, созданную несколькими бразильскими промышленными предприятиями.

Среди плюсов виртуальных организаций Александр Базанов выделил освобождение собственника бизнеса, который имеет возможность дистанционно управлять компанией, находясь там, где ему удобно, а также то, что виртуальные компании дают возможность экономить время, которое сотрудники тратят на то, чтобы добраться в офис, и снижать расходы на аренду и обслуживание офиса. Г-н Базанов отметил также, что с точки зрения профессиональных навыков в виртуальных организациях самыми ценными специалистами являются менеджеры общего профиля, способные решать проблемы, возникающие в компании, не запрашивая при этом каждый раз инструкции у руководства. Это качество повышает оперативность решения возникающих вопросов. В целом, виртуальные организации позволяют решать производственные и коммерческие задачи с минимальными издержками. Интересно, что по статистике работа команды менеджеров в виртуальном пространстве так же эффективна, как и в реальной команде. К слову, люди, которым не приходилось работать в традиционной команде, когда все находятся в ограниченном и заранее определенном пространстве, встречаются все чаще. Критическим фактором успеха функционирования виртуальных команд является отсутствие чрезмерного контроля за персоналом и соблюдение принципа “абсолютного доверия”. (Общепризнано, что в виртуальных организациях требуется существенно большее доверие к персоналу, чем в традиционных командах.)

Именно этот вопрос затронула в своем выступлении генеральный директор компании iTrend Ася Власова, которая осветила специфику выбора сотрудников, способных быть “виртуалами”. Г-жа Власова отметила, что характерными чертами таких сотрудников является инициативность, а также ярко выраженная индивидуальность. К слову, такие сотрудники обычно интересуются и любят использовать различные гаджеты и почти всегда остаются “на связи”.

Соучредитель и исполнительный директор проекта “Киберсарафан” Никита Кабардин рассказал собравшимся об инструментах управления виртуальными организациями, функционирующими на базе различных ИТ-решений. В список основных типов решений, которые необходимы для управления виртуальной организацией, входят средства управления проектами, службы, необходимые для постановки задач и контроля за их исполнением, а также инструменты для обмена данными и ведения документации. Нужны также средства шифрования данных. В качестве примера решения для постановки задач и управления проектами г-н Кабардин назвал ПО Basecamp, а для ведения документации в виртуальных организациях упомянул такую службу, как Google Docs.

Версия для печати