Компания Software AG & IDS Scheer представила результаты третьего ежегодного аналитического исследования, призванного оценить перспективы и тренды российского рынка управления бизнес-процессами (BPM). Всего было проанализировано более 250 анкет, заполненных специалистами в области управления бизнес-процессами и ИТ-менеджерами.

Выяснилось, что, как и год назад, все бизнес-процессы описаны лишь в 10% компаний. Большинство либо уже ведет масштабные работы по описанию (35%), либо пока делает это от случая к случаю (43%). Постоянно и число компаний (11%), где описание бизнес-процессов вообще не ведется. Более половины компаний (57%) производят подобные описания централизованно в рамках специализированных оргструктур, отвечающих за описание, анализ и оптимизацию бизнес-процессов. Год назад таковых было на 7% меньше. В то же время, у 22% предприятий таких подразделений нет, а еще в 4% они были недавно расформированы.

Почувствовала ли компания положительный эффект от внедрения методов

процессного управления? Положительно на этот вопрос ответили 24% респондентов, еще 49% были удовлетворены не в полной мере, а 27% не достигли какого-либо эффекта вовсе. Правда, последних год назад было гораздо больше (41%). Попытка оценить уровень зрелости отечественных компаний по отношению к процессному управлению на основе шкалы, предложенной компанией Gartner, показала, что существенных изменений за прошедший год не произошло: у значительной части предприятий есть понимание, что процессный подход способствует повышению эффективности бизнеса (38%), а еще у 31% периодически ведется оптимизация отдельных процессов.

Заметно вырос интерес к контроллингу бизнес-процессов (Process Intelligence): если в 2009 г. доля компаний, в которых не была реализована подобная функциональность, составляла 42%, то в нынешнем году таковых осталось лишь 24%. В то же время отмечается, что промышленные аналитические инструменты используются здесь не очень активно: 36% предприятий делают это с помощью собственных разработок и еще 36% применяют для решения данной задачи Excel. Несмотря на то, что популярность средств Process Intelligence выросла за год втрое, пользуются ими всего лишь 3% респондентов.

Какие процессы наиболее критичны для бизнеса и нуждаются в оптимизации в первую очередь? Согласно данному опросу таковыми следует считать процессы планирования и бюджетирования, стратегического планирования и закупок. Последними в списке приоритетов оказались производство, маркетинг, управление заказами на обслуживание и разработка новых продуктов и услуг. Если же говорить о реализации процессного подхода в целом, то здесь наиболее приоритетными были названы задачи автоматизации бизнес-процессов на различных платформах (ERP, BPMS, СЭД), а также их регламентации и описания. Это подтверждается и структурой инвестиций в ИТ, сделанных компаниями в 2010 г. На внедрение ERP-решений указали 35% респондентов, на управление ИТ-архитектурой — 34% и на описание бизнес-процессов — 29%.

Версия для печати