Microsoft. Какие ассоциации порождает у вас это слово? У меня сразу перед глазами проносятся грузовые баржи, груженные наличностью, чеками, банковскими облигациями, аккредитивами, золотыми слитками и монетами… Каждая буква в этом слове стоит десятки миллиардов долларов. Я не буду сейчас выискивать в Сети какова реальная капитализация этой корпорации на данный момент времени. Зачем эта сухая статистика? Так или иначе, она всегда в первой пятерке. Только что вспомнилось, что IBM ее недавно обошла по этому показателю. Но спустя несколько дней Microsoft отыгралась. Да никто этому и не удивился. Новость как новость. Обыденная. Софтверный колосс сметал на своем пути всех и вся. Если его где-то не устраивала его доля рынка — он покупал этот рынок целиком! Да он не замечал рынки вообще. Ибо он — это рынок. Неиссякаемый источник наличности для Microsoft — он всем известен: офисные пакеты Microsoft Office и собственно операционная система Microsoft Windows. Некоторые источники поменьше. Та же игровая консоль Xbox. Замечу только, что приносить прибыль консоль начала спустя десять лет с начала её продаж, а её разработка обошлась Microsoft в 10 миллиардов долларов.

Но в 1998 г. наступил момент, который можно описать одной фразой: Microsoft потеряла нюх. Речь идет о Google. Корпорация не оценила всей опасности, исходящей для нее от будущего поискового гиганта. Не удивлюсь, если она даже не сделала нескольких попыток поглотить набирающего обороты Google. Но поскольку этого не произошло, Microsoft принимается за собственную разработку поисковой системы.

Первая поисковая машина от Microsoft — MSN Search — использовала чужую индексную базу, и, попутно пережив массовую смену названий, поисковый сервис с 1 июня 2009 г. становится известен нам уже как Bing. На тот момент его доля на рынке США составляла около 8%. После существенного увеличения финансирования, по данным Hitwise и Experian, эта доля на поисковом рынке Штатов почти удвоилась. Вместе с Yahoo, которая отказалась от своего поискового движка в пользу Bing, они имеют на двоих почти 30% поискового рынка этой страны. Но совсем по-другому дело обстоит для Bing на глобальном поисковом рынке. По сведениям StatCounter, Bing остается на нем мелким игроком. Но Microsoft непреклонна в своем стремлении уничтожить поискового конкурента номер один — Google. Уже 13 лет она тратит на это громадные деньги. По подсчетам CNN Money, содержание собственной поисковой системы обошлось Microsoft (с момента запуска Bing в 2009 г.) в 5,5 млрд. долл.!

Microsoft, конечно же, не сидит сложа руки, а готовит для своей поисковой системы такие изменения, как возможность ввода пользователями запросов, сформулированных на их естественном языке, анализ смысловой составляющей результатов поиска, тесная интеграция с социальными сетями и собственной операционной системой Windows Phone, общее улучшение релевантности поиска и некоторые другие.

Но дело в том, что те нововведения, что внедряются для Bing, или недостаточны для более массового привлечения пользователей, или Google уже внедрил их аналоги несколько ранее.

Ставки сейчас особенно высоки. Еще никогда конкуренция на технологическом рынке не достигала таких высот. Будущее будет всё больше и больше уводить нас в сторону от персональных настольных систем к мобильным устройствам и решениям, где доля рынка у Microsoft просто ничтожна. Еще в начале 80-х и 90-х гг. минувшего столетия компания, рискнувшая назвать себя конкурентом Microsoft, выглядела бы смешно. Но с приходом Google ситуация изменилась.

Софтверный гигант ввиду усиливающегося конкурентного давления вынужден поддерживать существование своего убыточного подразделения онлайн-сервисов, в том числе и Bing, на протяжении многих лет. Но в то же время Google делает решительные шаги и начинает “чистку своих рядов”, закрывая убыточные или не приносящие какой-либо прибыли сервисы и подразделения. Совсем недавно был закрыт Google Labs, а службы Like.com и Boutiques.com подверглись интеграции с Google Product Search. Также , закроется Google Buzz, ставший для компании бесполезным ввиду наличия собственной социальной сети. К середине января 2012 г. исчезнут Code Search, а также сервис микроблогов под названием Jaiku, соцсервис iGoogle и предоставляющая API-доступ к получению поисковых результатов для узкого круга научных исследователей University Research Program for Google Search.

Инновации решают сейчас очень многое. Для их внедрения нужны, как правило, немалые ресурсы. Microsoft обладает ими в полной мере. Что касается Bing, то корпорации нужно предпринимать более решительные действия, чтобы он не выступал постоянно в роли догоняющего. Необходимо полностью изменить позиционирование поисковика, наделить его какой-то особой харизмой. Кроме (не только) технических нововведений он должен быть наделен большей отзывчивостью при использовании. Нужно изменить его восприятие потребителями, которые даже умудрились придумать синоним глаголу “искать”: “гуглить”. Может, Microsoft стоит наделить его голосовым управлением? “Очеловечить” его, в конце концов! Может тогда что-то изменится к лучшему?

Версия для печати