“Инновации — в жизнь” — под таким лозунгом компания Dassault Systemes (DS) провела в парижском Диснейленде ежегодную конференцию European Customer Forum (EDF), собравшую более полутора тысячи участников. В качестве основы для инноваций DS продвигает концепцию реалистичного восприятия (Lifelike Experience), реализованную на PLM-платформе V6.

Компания продолжает начатую несколько лет назад политику привлечения к своей платформе заказчиков из тех отраслей, которые раньше не использовали технологию PLM. На этот раз упор был сделан не просто на применении Lifelike Experience, а на учете требований экологии, бережном отношении к природе и к жизни человека. Этой теме на пленарной сессии было посвящено большинство докладов заказчиков. Кроме того, DS объявила об изменении бизнес-модели за счет перехода от выпуска продуктов к продвижению отраслевых решений.

Расширение границ PLM

Теме новых возможностей PLM был посвящен доклад Бернара Шарлеса, президента и главного исполнительного директора DS: “Мы расширяем охват отраслей. Это нам позволяет делать концепция Lifelike Experience, предназначенная для имитации реальной жизни. С ее помощью можно создать виртуальную среду, обеспечивающую реалистичное моделирование новых продуктов, которые отвечают ожиданиям потребителей и требованиям защиты окружающей среды”.

Для этого предназначены продукты DS. САПР Catia и SolidWorks служат для создания виртуальных продуктов, система имитационного моделирования Simulia дает возможность прогнозировать поведение новых изделий, приложение Delmia предназначено для реализации технологии бережливого производства (lean manufacturing), а программа управления инженерными данными и коллективной работы Enovia все это связывает в едином информационном пространстве. Помимо этого в состав платформы V6 входят продукты 3DVIA для реалистичного восприятия, 3DSWYM — для социальных сетей и Exalead — для построения поисковых приложений.

Г-н Шарлес подчеркнул, что перечисленные продукты позволяют представлять в цифровом виде не только изделия, но и элементы жизни людей и объекты природы, а также создавать сообщества для взаимодействия ученых, представителей бизнеса и производства.

От лица ученых на конференции выступила биолог Жаннин Бенюс, президент и основатель компании Biomimicry 3.8 (3.8 означает 3,8 млрд. лет существования жизни на Земле). Она рассказала о концепции “биомимикрии”, идея которой заключается в том, чтобы учиться у природы и имитировать ее подходы при проектировании продукции, и сообщила, что некоторые организации уже так и делают, чтобы воспользоваться экономичными и экологичными решениями, которые предлагает природа.

Экологическую тему продолжил Андреа Педрети, директор по технологии компании Airlight Energy Manufacturing, которая занимается разработкой и внедрением электростанций на основе солнечной энергии.

О поистине новаторском подходе применения виртуальной реальности рассказал Александр Миньон, профессор медицины Парижского университета. Речь шла о сайте Staying Alive, на котором в 3D-виде показаны все действия по оказании помощи человеку в случае внезапного сердечного приступа. “Ежегодно в мире сотни тысяч человек умирает от таких приступов, и мы надеемся, что наш проект поможет сократить это число”, — сказал Александр Миньон.

Представляя такие нетипичные примеры применения PLM, компания DS стремится показать широкие возможности этой технологии. При этом совсем не обязательно использовать все продукты, входящие в V6. “Есть много заказчиков, которые не используют САПР, но применяют V6 для управления информацией”, — сказал Бернар Шарлес. По его словам, сейчас V6 используется в 11 отраслях.

От продвижения продуктов к продвижению решений

Чтобы расширить круг заказчиков, компания меняет позиционирование. “Мы переходим от продвижения продуктов к продвижению решений для разных задач, т. е. становимся сервисной компанией”, — сообщил г-н Шарлес. Переходить от продуктов к решениям DS начала пару лет назад после приобретения у своего давнего партнера корпорации IBM подразделения по продвижению PLM. “По роду своей деятельности мы ближе к сервисной модели, чем к продуктовой. Продукты плюс взаимодействие с партнерами и заказчиками — это основа нашего бизнеса”, — объяснил г-н Шалес.

Он также указал на важность демократизации инструментов, т. е. повышения их доступности. Двигаясь в этом направлении, компания продвигает облачные сервисы. Сейчас, по словам г-на Шарлеса, все продукты V6 работают в облаке. Однако в связи с проблемами безопасности лишь немногие пользователи применяют общедоступные облака, большинство предпочитает частные. Правда он отметил, что с точки зрения защиты данных у облачной технологии есть преимущество перед традиционным подходом: “В облаке можно все отследить — кто, к чему и когда обратился. Но поскольку требования к вопросам безопасности в разных странах различаются, облачный сервис нужно локализовать”.

Меняя позиционирование, DS старается теснее взаимодействовать с заказчиками и поэтому увеличивает территориальный охват, в том числе и в России. “В течение последних двух лет российские предприятия активно внедряют PLM. Поэтому наш бизнес в этой стране растет, и мы наращиваем свой штат, повышая уровень компетенции специалистов, — сказал Бернар Шарлес. — Мы также давно сотрудничаем с российскими разработчиками, в частности из московского и новосибирского университетов, финансируя проекты по разработке программных модулей, которые потом мы используем в своих продуктах”.

Стоит ли овчинка выделки?

Расширение возможностей PLM и переход к продвижению решений требует затрат и других ресурсов. Зачем компании такие хлопоты? “Мы хотим наращивать бизнес, — объяснил Паскаль Далоз, исполнительный вице-президент DS по стратегии и маркетингу. — Сейчас наш оборот — 1,8 млрд. евро, и мы планируем ежегодно увеличивать его более чем на 20%. Чтобы расти такими темпами, нужно расширять свой рынок. Сейчас среди приоритетных отраслей — области потребительских товаров, высоких технологий и бионауки. Причем в числе наших клиентов есть не только компании, которые производят продукты, но и поставщики услуг. Например, в нынешнем году мы заключили два крупных контракта с банками и вышли в финансовую отрасль”.

По его словам, доля новых отраслей в доходе DS растет: три года назад она не превышала 20%, а теперь достигает 38%. Но для сохранения такого темпа DS должна постоянно наращивать функционал продуктов. Один из способов — покупка других компаний. В текущем году DS совершила несколько приобретений. Поглощение фирмы Enginuity позволит добавить в Enovia функционал для управления рецептурами. Технология компании Intercim, которая работает в области MES, уже встроена в Delmia. Продукты еще одной приобретенной компании, Elsys, выпускающей решения для проектирования электрических схем, будут использоваться в Catia. А технологии фирмы Simuliat, поставщика средств моделирования изделий из композитных материалов, войдут в состав Simulia.

DS не только скупает чужие технологии, но и создает свои. Так, на конференции был представлен новый продукт Natural Sketch, предназначенный для дизайнеров. “С его помощью художники могут рисовать на экране планшетного ПК так же, как и на бумаге. Такая возможность пригодится во всех отраслях, где требуется дизайн, — объяснил Паскаль Далоз. — Natural Sketch интегрирован с другими нашими продуктами. Поэтому можно передать рисунок инженерам, которые построят на его основе 3D-модель”.

От V5 к V6

Чтобы воплотить в жизнь стратегию расширения PLM, компания DS старается увеличить пользовательскую базу платформы V6, поскольку именно на ней реализованы новые возможности. А между тем многие предприятия продолжают использовать V5 и даже V4. “На данный момент с V5 на V6 перешли 12% пользователей. Мы надеемся, что половина остальных перейдет на V6 в течение трех лет, — сказал Паскаль Далоз. — Но процесс перехода непрост. Основная проблема в настройках. Мы не рекомендуем заказчикам при внедрении ПО вносить много изменений. Иначе развивать систему будет трудно. Например, в Boeing за десять лет использования Catia V5 написали более 50 млн. команд. Им будет трудно перейти на V6”.

Чтобы избежать таких проблем некоторые предприятия внедряют V6 для новых проектов. Именно так поступили компания Jaguar Land Rover, в которой проект внедрения V6 начался в феврале этого года и, по плану, завершится в конце 2012-го, и фирма Renault. “C сентября мы используем Catia и Enovia V6 для новых моделей автомобилей и собираемся в начале 2012-го запустить другие проекты на базе V6”, — сказал Оливье Колмар, вице-президент Renault по информационным системам для проектирования. Внедрение V6 началось в 2009 г. в рамках шестилетнего проекта по переходу на единое PLM-решение. По его словам, преимущества ощущаются уже сейчас: “Поскольку более 40% инженеров работают за пределами Франции, нам был нужен инструмент для коллективной работы и взаимодействия с поставщиками и партнерами. С помощью 3DLive удалось наладить совместную работу с 3D-моделями между всеми техноцентрами и тем самым сократить число командировок. К тому же люди стали лучше понимать друг друга, так как язык 3D является общим для всех, а использование единого хранилища данных позволило значительно ускорить доступ к информации и улучшить управление документацией”.

Несмотря на положительный опыт первопроходцев, далеко не все заказчики спешат переходить на V6. DS это понимает и обещает поддерживать всех своих пользователей. “Некоторые до сих работают на Catia V4. И хотя мы прекратили развитие этой платформы, продолжаем поддерживать ее пользователей. Ведь в некоторых отраслях жизненный цикл продуктов очень длинный, — сказал Паскаль Далоз — Что касается Catia V5, то поддержка продолжится до тех пор, пока ее заказчики будут платить за такие услуги”.

Это вполне естественно, учитывая то, что основной доход — порядка 40% — DS получает именно от Catia. “Причина в том, что из всех наших продуктов у Сatia самая большая инсталлированная база. При этом продажа новых лицензий приносит около трети дохода, а остальное поступает от поддержки”, — пояснил Паскаль Далоз. Но он считает, что у Catia есть перспективы для роста: “Рынок САПР еще не насыщен. До сих пор полмиллиона инженеров работают с 2D-САПР, и ежегодно примерно 3%, т. е. 15 тысяч пользователей, переходят с 2D на 3D”.

Тем из них, кому не требуется широкий функционал Catia, компания предлагает другую 3D САПР — SolidWorks. Долгое время она развивалась независимо от PLM-платформы, однако в последнее время DS начала сближать ее со своими остальными продуктами. “Работа по интеграции SolidWorks с Enovia уже началась и будет завершена в следующем году”, — сказал Паскаль Далоз.

Трудный путь

По мнению аналитической компании CIMdata, DS делает важный шаг, переходя от выпуска продуктов к продвижению отраслевых решений, так как это позволит ей выделиться на фоне конкурентов. Однако чтобы преуспеть на этом поприще, ей придется работать в тесном контакте с заказчиками, проверяя, насколько ее решения отвечают их потребностям, а также изменить подход к выпуску новых версий и продуктов. Если раньше этой основой для появления новинок служили новые технологии, то теперь придется следовать запросам рынка. К тому же никуда не денется и ежедневная работа по поддержке заказчиков из 11 отраслей. Если компании удастся одновременно решить все эти задачи, то она сможет обеспечить дальнейший рост бизнеса и укрепить позиции на рынке.

Версия для печати (без изображений)