“Don`t be evil” (“Не быть злыми”). Изначально придуманная в недрах Google фраза, призванная отображать поведенческую модель компании на ИТ-рынке, постепенно — по мере развития Google — теряла розовые оттенки и романтический флер, все более превращаясь из ее отличительной черты чуть ли не в маркетиноговую модель. Справедливости ради нужно отметить, что многие пользователи благ этой компании (как то: gmail, google+, youtube и др.) продолжают считать ее идеалом в деле служения человечеству, эдаким локомотивом технологического прогресса, где вопросу зарабатывания денег отводится чуть ли не второстепенное значение.

Как бы то ни было, но в записке инвесторам Ларри Пейдж в годовщину своего пребывания на посту генерального директора Google по-прежнему настаивает на том, что ориентиры компании лежат в плоскости удовлетворения нужд и потребностей пользователей, обеспечения им наилучших возможностей при пользовании Сетью. “Я всегда верил, что технологии должны делать за людей всю грязную работу, чтобы они тратили больше времени на то, что делает их счастливыми: жизнь и любовь”, — пишет Пейдж.

Проблема в том, что для того чтобы совершенствоваться, Google нужно знать про людей еще больше, и даже если сами люди не всегда этим довольны, продолжать аккумулировать всю возможную информацию о них — от местонахождения и вкусов до друзей и самых мелких фактов биографии.

Ларри Пейдж выступил в момент, когда Google оказалась под волной критики. Изменения в политике приватности компании спровоцировали недовольство пользователей, переросшее даже в онлайн-протесты. Публичному имиджу компании был нанесен существенный урон. Все закончилось предельно резким выступлением сенатора от штата Миннесота Эла Франкена, который заявил, что Google пожертвовала персональной информацией интернет-пользователей ради собственного успеха, и призвал власти США озаботиться происходящим.

Необходимо отметить, что несмотря ни на что Пейдж в обращении полон оптимизма, который, кстати, подкреплен и внушительными финансовыми итогами по результатам работы компании в первом квартале. Так, по состоянию на 31 марта 2012 г. выручка Google второй раз за всю ее историю превысила десятимиллиардную отметку, составив 10,65 млрд. долл., что на 24% выше результата аналогичного квартала прошлого года, равнявшегося 8,58 млрд. долл.

Хотя за год капитализация компании и увеличилась почти на 10%, на ИТ-рынке окончательно утвердился опасный конкурент Google — крупнейшая в мире соцсеть Facebook. Именно она представляет наибольшую угрозу основному бизнесу Google и вызывает опасения среди ее инвесторов.

Опасения, надо отметить, отнюдь не беспочвенные, так как на поприще создания собственной социальной сети Google так и не смогла добиться заметного прогресса. Ситуацию должна переломить очередная инициатива компании — ее новая соцсеть Google Plus, которая, по словам Пейджа, отнюдь не является “городом призраков”, как ее прозвали журналисты, — на самом деле это “процветающая и бурно развивающаяся социальная сеть с более чем 100 млн. активных пользователей”. Правда, в отношении последнего утверждения на ИТ-рынке существуют сомнения, ибо некоторые исследования свидетельствуют о том, что степень вовлеченности пользователей Google Plus в десятки, а то и в сотни раз меньше, чем у Facebook.

В обращении Пейдж особо отметил, что компания не прекращает усовершенствовать то, что и сделало ее известной, — свой поиск: “Когда мы основали Google, многие полагали, что проблема поиска уже решена и в этом бизнесе нет денег. Мы думали иначе. Поиск был ужасным, а если сделать его фантастическим, то совершенно точно можно зарабатывать”. Предполагается, что его релевантность многократно вырастет. “Если вы ищете, скажем, погоду в Сан-Франциско, то рассчитываете на то, чтобы отображение результатов поиска было приведено на первой странице. Теперь это будет реализовано, потому что поисковый механизм запоминает ваши предыдущие запросы”.

Что касается Android, Пейдж наравне с достижениями (850 000 ежедневных активаций и т. д.) этой мобильной платформы, создателем которой является поисковый гигант, не преминул признать, что в области планшетных компьютеров наибольшего успеха добилась не официальная поставка этой ОС, а модифицированные версии, устанавливаемые производителями планшетов нижнего ценового диапазона. Под модифицированными версиями Android подразумеваются такие, которые используют эту ОС как базовую, но при этом в ней по умолчанию отсутствуют стандартные Android-приложения, а вместо магазина Google Play на них установлен магазин приложений стороннего производителя. Под такими производителями Пейдж конечно же имел в виду Amazon и Barnes&Nobles.

К примеру, IHS iSuppli приводит следующие данные: объем продаж первого планшетного ПК Amazon Kindle Fire, в середине ноября прошлого года появившегося на американском рынке, в четвертом квартале 2011-го составил около 4 млн. шт. и стал вторым после того же показателя iPad. Уверенные продажи продемонстрировал и другой указанный выше производитель.

Пейдж прямо не подтверждает циркулирующие слухи о выходе компании на планшетный рынок, но говорит: “На рынке сейчас есть немало планшетов на Android, и очевидно, что у нас есть сильные конкуренты. Планшеты на Android, включая неполные его модификации, добились немалого успеха в бюджетном сегменте рынка. Мы уверены, что в перспективе их ожидает еще больший успех в этом сегменте наряду с другими устройствами с невысокой ценой. Это очень значимый для нас рынок, и мы довольно-таки сильно сфокусированы на нем”.

Да и почва для выхода на этот рынок у Google уже имеется, поскольку компания является владельцем аппаратного производителя Motorola Mobility. Кроме того, как отмечает Пейдж, Google уделяет существенное внимание развитию сервисов Google Wallet (оплата приложений) и Google Play (бывший Android Market), что также призвано улучшить всю экосистему Android.

Сюда же можно приплюсовать недавно разработанную версию браузера Chrome для Android.

Будущее Пейджу видится в сочетаемости разнообразных компьютерных устройств. “Сейчас получается так, что пользователь использует несколько устройств одновременно. У нас есть планшеты, есть Google TV, ПК, смартфоны… Все эти устройства важны в нашей жизни, но нужно, чтобы все они работали как единое целое. Таким я представляю себе завтрашний день”, — говорит Пейдж.

В общем, надо отметить, что Google в последнее время демонстрирует повышенную активность сразу во многих сегментах ИТ-рынка. В частности, недавно компания объявила о намерении полностью переделать оформление социальной сети Google Plus, существенно была доработана собственная ОС дл ПК — Chrome OS, были и другие инициативы. Многим Пейдж на посту генерального директора Google запомнится тем, что подверг закрытию немало сервисов компании, например, таких, как Code Search, Google Buzz, Jaiku и другие.

Версия для печати (без изображений)