В списке приоритетов государственного управления в России закреплена стратегическая задача войти в число мировых лидеров по уровню развитию ИКТ. Правительство признает развитие отрасли телекоммуникаций и связи одним из важнейших направлений экономики и ставит стратегические задачи по обеспечению высокоскоростного широкополосного доступа в Интернет (ШПД), мобильной связи четвертого поколения (4G) и внедрению цифровых и электронных услуг на территории всей страны.

В этой связи аналитическая компания J’son & Partners Consulting изучила российский рынок основных телекоммуникационных услуг в сегментах B2C (Business-to-Consumer), B2B (Business to Business, включая микро, малые, средние и крупные предприятия) и B2G (business-to-government). Они основывались на ключевых телекоммуникационных услугах — фиксированном ШПД, фиксированной телефонии, мобильной голосовой связи, мобильном доступе в Интернет и передаче данных.

Российский телеком в сегментах общество, бизнес и государство

Россия в наши дни по сценарию технологического развития повторяет глобальные международные тренды, отмечают аналитики. Большими темпами развиваются высокоскоростные технологии связи и доступа к Интернету, растет предложение и потребление современных информационных и цифровых услуг, увеличивается спрос на качественный разнообразный информационный, образовательный и развлекательный контент.

По словам главы Минкомсвязи Николая Никифорова, развитие отрасли информационных технологий станет одним из главных приоритетов ведомства. В настоящее время, по словам министра, сектор ИКТ в ВВП занимает примерно 3,9%. По сравнению с другими странами эта доля невелика. Поэтому Россия в данном отношении обладает серьезным потенциалом роста.

По мнению аналитиков Gartner, мировые расходы на телекоммуникационные услуги в 2012 г. вырастут на 1% по сравнению с прошлым годом и составят 1,72 трлн. долл. Результаты исследования J’son & Partners Consulting показали, что российский рынок телекоммуникационных услуг растет более высокими темпами, чем мировой. В 2012-м рост может составить 5%. Примерно такой же рост будет наблюдаться и в следующем году.

Общий объем рынка основных телекоммуникационных услуг в сегменте B2C достиг по итогам 2011 г. 891 млрд. руб. (рис. 1). В сегменте B2B выручка поставщиков от данных услуг почти в 4,5 раза меньше — 199,6 млрд. руб. Государственный сектор расходует на эти виды услуг 45 млрд. руб. Доля частного (потребительского) сегмента в структуре доходов операторов от основных услуг составляет 78%. На B2B-рынок приходится 18%, на государственный сектор 4%.

В настоящее время объем рынка мобильной связи в разы превышает объемы таких услуг, как фиксированный доступ в Интернет и фиксированная телефония. По итогам 2011 г. совокупная выручка операторов мобильной голосовой связи достигла отметки в 767,9 млрд. руб., в то время как суммарная выручка операторов Интернета и телефонии составила 291,7 млрд. руб.

Фиксированный доступ в Интернет

В настоящее время уровень проникновения широкополосного доступа в Интернет в Москве и городах-миллионниках в России сопоставим с уровнем крупнейших мегаполисов и мировых столиц: к примеру, в 2010 г. Москва с проникновением 76% отставала от Лос-Анджелеса на 11% и опережала Берлин на 14%. По итогам 2011-го в Москве на услугу ШПД было подписано уже 80% домохозяйств (ДХ).

В целом по стране по итогам 2011 г. услугой широкополосного доступа в Интернет пользовалось около 39% российских домохозяйств (21,7 млн.), из которых примерно 38% (8,3 млн. ДХ) приходилось на города-миллионники. Около 18% пользователей сосредоточены в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн. чел. По прогнозам J’son & Partners, доходы российских провайдеров в частном сегменте будут увеличиваться в среднем на 12% в год.

При этом рост проникновения будет постепенно замедляться и каждый его процент будет даваться труднее, в основном за счет подключения небольших городов и населенных пунктов. По словам Николая Никифорова, будет создан публичный реестр населенных пунктов, в которых граждане не имеют доступа к современным услугам связи. Также планируется организация обратной связи от жителей проблемных в этом отношении территорий.

Несмотря на то что как показали исследования компании comScore, по количеству всех жителей, пользующихся услугой интернет-доступа в домохозяйствах (традиционно считается, что в одном домохозяйстве в России проживает 2,7 жителей), наша страна по итогам 2011 г. явилась абсолютным лидером в Европе. Но по уровню проникновения ШПД (который измеряется в подключенных домохозяйствах) Россия все еще значительно отстает от стран-лидеров (в Европе проникновение составляет в среднем 70%, а в США 77%). Среди европейских стран Россия занимает третье место по числу подключенных домохозяйств, отставая от Германии и Франции на 5,5 и 0,9 млн. подключений соответственно.

По итогам 2011 г. лидером по числу абонентов ШПД среди стран мира является Китай, в котором насчитывается 153,5 млн. подключенных домохозяйств. Десятку лидеров замыкает Италия — около 16 млн. подключений. Россия за прошедший год поднялась с седьмого на шестое место, опередив Англию почти на 1 млн. абонентов.

По результатам исследования J’son & Partners, объем рынка фиксированного ШПД по технологиям FTTx, ADSL и DOCSIS достиг в 2011-м 112,9 млрд. руб. Годом ранее данный показатель был на уровне 100,9 млрд. руб. Годовой рост составил 12%.

Из этого объема (112,9 млрд. руб.) наибольшую долю доходов приносит сегмент B2C (64%). На B2B-сегмент приходится 24% доходов и вдвое меньше на государственный сектор (12%). Примерно 70—80% компаний среднего, малого (включая микропредприятия) и крупного бизнеса в больших городах России пользуются широкополосным доступом в Интернет. В ближайшие два-три года выручка провайдеров в сегменте B2B будет увеличиваться в среднем на 4% в год.

Проникновение услуги в государственном секторе в 2011 г. достигло 94%. При этом объем рынка в госсекторе в среднесрочной перспективе будет уменьшаться примерно на 6—9% в год, что связано в первую очередь со снижением стоимости госконтрактов, уменьшением количества выделяемых бюджетных средств, а также повышением требований к экономической обоснованности стоимости проектов.

Фиксированная телефония

Сегодня на рынке фиксированной связи сложилась сложная ситуация, результатом которой становится отток абонентов к операторам мобильной связи, предлагающих более выгодные тарифы, а также увеличение числа пользователей VoIP-телефонии. Несмотря на это, фиксированная телефонная связь в России остается высоко востребованной и предоставляется в полном объеме с надлежащим качеством.

По итогам 2011 г. объем рынка фиксированной телефонной связи составил около 178,8 млрд. руб. За год объем рынка снизился почти на 3%, что обусловливается сокращением расходов компаний B2B- и B2G-сегментов. Доходы операторов от частного сегмента составили 89,1 млрд. руб. (50% от общего рынка). В2В-сегмент занимает 37% рынка (67,1 млрд. руб.). Оставшиеся 13% (22,6 млрд. руб.) приходятся на государственный сектор.

Рынок телефонной связи в сегменте B2C демонстрирует стабильный рост выручки, который продолжится и в дальнейшем. По прогнозам J’son & Partners, среднегодовой рост составит примерно 5%. Основным драйвером будет увеличение тарифов Федеральной службой по тарифам. В сегменте B2B объем рынка имеет отрицательную динамику. В ближайшие несколько лет ожидается снижение объема в среднем на 4—5% в год.

Объем рынка в государственном секторе также имеет отрицательную динамику. По прогнозам J’son & Partners, снижение доходов составит примерно 10% в год.

Мобильная голосовая связь

По состоянию на конец 2011 г. общий доход операторов от мобильной голосовой связи достиг 767,9 млрд. руб. По сравнению с 2010-м данный показатель вырос на 7% (56,8 млрд. руб.). Из этого объема (767,9 млрд. руб.) на сегмент B2C приходится 663,7 млрд. руб., что составляет 86% от общего рынка. В сегменте B2B операторы заработали 97,5 млрд. руб. — 13% от общего рынка. Выручка операторов в государственном секторе составила всего около 1% (6,7 млрд. руб. в общей структуре доходов).

Наибольший рост выручки за 2011 г. зафиксирован в государственном секторе (60%), доля которого в общей структуре не превышает 1%. В сегменте B2B объем рынка увеличился на 14%. В частном сегменте данный показатель вырос на 7%.

Мобильный доступ в Интернет и передача данных

За последние годы мобильный Интернет (услуги передачи данных) является самым быстрорастущим сегментом дополнительных услуг в сетях сотовой связи России. По данным J’son & Partners, мобильным Интернетом пользуется половина населения страны, общий объем рынка по итогам 2011 г. составил 76 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 2010-м на 43%.

В основе подобного роста сегмента мобильного Интернета лежало активное развертывание сетей третьего поколения, увеличение пользовательской аудитории и потребляемого ими трафика. Доходы от услуг мобильного доступа в Интернет растут также за счет значительного роста продаж мобильных устройств (планшетов и смартфонов).

На текущий момент услуга мобильного доступа в Интернет является самой популярной среди всех VAS-услуг, предлагаемых населению. Ожидается, что к 2013 г. рынок увеличится до 111 млрд. руб., при этом рост в 2012 г. составит 24%, а в 2013-м. — 18%.

По мнению J’son & Partners, существенный рост доходов операторов сотовой связи от передачи данных вызван такими факторами, как увеличение продаж и расширение наличного парка смартфонов и планшетных ПК, рост продаж 3G USB-модемов и изменение в модели потребления услуг со смартфонов. Сюда следует также добавить рост популярности и числа мобильных приложений, требующих наличия “функционального” телефона и доступа в Интернет; улучшение покрытия операторских 3G/4G-сетей, рост числа пользователей условно-безлимитных тарифных планов мобильного Интернета; конвергенцию мобильного и интернет-пространств.

На пути к глобальному лидерству

Проекты в области развития ИКТ являются общественно и национально значимыми для каждого государства. Их реализация помимо прямого экономического эффекта от внедрения новых технологий способна повлиять на место, занимаемое страной в рейтингах по уровню развития ИКТ. Активная поддержка государством и Минкомсвязи призвана создавать благоприятные условия для совместной работы правительственных органов, операторов-поставщиков новых телекоммуникационных услуг и частных инвесторов и стимулировать развитие телекоммуникационной инфраструктуры, что в конечном счете способно обеспечить ежегодный рост ВВП России и предоставить пользователям услуги международного уровня.

По мнению экспертов J’son & Partners, одним из факторов, негативно влияющих на уровень распространения информационных технологий и развитие информационного общества в России, является недостаточно высокий уровень развития многих субъектов Российской Федерации в этом отношении. Так, сохраняются большие различия в использовании информационных технологий населением в различных регионах. Например, в рейтинговой оценке российских регионов по их готовности к информационному обществу индекс лидера более чем в 20 раз превышает показатель региона-аутсайдера.

Остаются проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей. Как правило, скорость доступа в регионах ниже, а тарифы, напротив, выше, чем в крупнейших городах — Москве и Санкт-Петербурге. Ниже в регионах и доля предприятий, использующих широкополосный доступ. Для ускоренного развития в России информационного общества необходимо обеспечить снижение стоимости предоставляемых населению услуг на основе информационных технологий с одновременным повышением их качества и уровня доступности за счет развития конкуренции между операторами связи и поставщиками оборудования.

Ожидается, что период 2012—2020 гг. может стать ключевым в формировании положительного имиджа России как потенциального лидера в области развития ИКТ благодаря целому ряду факторов. В частности, планомерному масштабному запуску технологий связи четвертого поколения (LTE), развитию современных мультимедийных услуг на их основе, обеспечению технического доступа к современным массовым цифровым услугам и стимулированию их использования населением, бизнесом и государственными служащими.

Как заложено в государственной программе Российской Федерации “Информационное общество (2011—2020 годы)”, число домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ в сеть Интернет, к 2015 г. должно достичь 55 из каждых 100 ДХ, а к 2020 г. — 80. Рост уровня проникновения ШПД будет обеспечен, в частности, за счет активного развития мобильных сетей третьего и четвертого поколений. За счет роста числа широкополосных подключений и улучшения других перечисленных комплексных показателей, стирания проблемы “цифрового неравенства” Россия к 2015 г. должна войти в число 20 стран-лидеров по индексу готовности к информационному обществу и закрепиться на этих позициях как минимум до 2020 г., отмечается в отчете J’son & Partners.

Версия для печати (без изображений)