4 июля ОАО “Сбербанк России” и компания “Яндекс” завершили сделку по созданию совместного предприятия. Банк приобрел долю уставного капитала “Яндекс.Денег” — она составила 75% минус 1 руб. Главная цель СП — разработка принципиально новых сервисов для розничных платежей в Интернете, сообщает пресс-служба “Яндекса”.

К слову, первые шаги к заключению соглашения уже были сделаны ранее: в начале июня “Яндекс.Деньги” отменили комиссию, и пользователи получили возможность пополнять свой электронный кошелек в банкоматах и терминалах Сбербанка без комиссии с пластиковой карты любого банка.

Сбербанк в представлении не нуждается, это единственный представитель России в топ-50 крупнейших банков мира, “Яндекс” — одна из крупнейших российских ИТ-компаний и четвертый поисковик в мире по количеству обработанных запросов. Теперь эти компании планируют объединить усилия в области электронной коммерции. В частности, они собираются заняться улучшением платежных сервисов — например, созданием универсального платежного решения для СМБ, упрощением платежей и банковских переводов в Сети. Таким образом, объединятся финансовые возможности Сбербанка и технические возможности “Яндекса”. Эксперты отмечают, что эффект от такого взаимодействия будет положительный.

“Сотрудничество двух крупных игроков рынка — это, безусловно, сильный ход. “Яндекс.Деньги” получают мощную офлайновую поддержку и очень сильный канал для дистрибуции сервисов. В то же время для Сбербанка это [сотрудничество] — прекрасный выход на рынок e-commerce, — считает председатель правления НКО “ПэйЮ” Елена Орлова. — Появление на рынке электронных денег новых платежных сервисов может только приветствоваться. Это позволит сделать российский рынок более конкурентным и, следовательно, повысить качество предоставляемых на нем услуг. Электронные деньги являются логическим продолжением операций, традиционно выполняемых кредитными организациями. Если удастся оперативно интегрировать все сервисы и в кратчайшие сроки решить все бюрократические вопросы, то “Яндекс.Деньги” сможет совершить большой рывок от конкурентов”.

Позитивной точки зрения придерживается и генеральный директор “Молоток.ру” Игорь Тарасенко. По его словам, сделка повысит прозрачность отрасли, что, безусловно, приведет к более высоким темпам ее роста. Он также предвидит перспективу обострения конкуренции между альянсом Сбербанка и “Яндекса” и такими сильными игроками, как PayPal и PayU. “Конкуренция между тремя топ-игроками серьезно обострится. У “Яндекса” и “Сбербанка” появится возможность доказать лидирующую позицию путем “поедания” части клиентской базы и оборота за счет WebMoney и небольшой, 7—10%-ной доли мелких игроков”, — считает Игорь Тарасенко.

Руководителем СП назначена Евгения Завалишина, возглавляющая “Яндекс.Деньги” с 2006 г. В состав совета директоров вошли три представителя Сбербанка (Александр Торбахов, Денис Бугров и Святослав Островский) и два представителя “Яндекса” (Аркадий Волож и Евгения Завалишина).

Версия для печати