18 июля правление “АйТи” сообщило о решении разделить направления ВРМ (управление бизнес-процессами) и ЕСМ (управление корпоративным контентом) входящей в эту ГК компании “Логика бизнеса 2.0”. Отныне они будут развиваться как самостоятельные бизнес-единицы: “Логика BPM” под руководством Марии Каменновой, возглавлявшей “Логику бизнеса 2.0”, и “Логика ECM” под началом Виктора Вайнштейна, возглавлявшего компанию “Аплана Софтвер” (дочерняя структура “АйТи”, занимающаяся разработкой тиражного и заказного ПО).

Комментируя это событие, председатель совета директоров ГК “АйТи” Тагир Яппаров высказал мнение, что хотя современные подходы к ECM и BPM подразумевают интеграцию соответствующих инструментов, но все же бизнесы по разработке и внедрению ПО и консалтинговый бизнес требуют разных подходов в организации и управлении. Однако за этими словами без труда можно увидеть признание, что очередной эксперимент по интеграции направлений ECM и BPM (а именно под таким лозунгом в конце 2011 г. была создана “Логика бизнеса 2.0”) оказался неудачным. Более того, выясняется, что многолетний поиск оптимальной организации в рамках холдинга “АйТи” бизнеса, связанного c разработкой и внедрением ECM-средств, продолжается.

Напомним, что “АйТи” ‒ один из старейших и авторитетных игроков российского рынка систем электронного документооборота и управления контентом. Еще в середине 1990-х в ее линейке софтверных продуктов появилось решение “БОСС-Референт”, с тех пор занимающее заметные позиции на отечественном СЭД-рынке с ориентацией на крупных корпоративных клиентов. По мнению наблюдателей, специфика положения “АйТи” как разработчика тиражного ПО и логика развития ее СЭД-продуктов определяется тем, что исторически основу бизнеса холдинга составляет проектная деятельность. Соответственно большинство ее тиражных продуктов формировалось на основе реализуемых заказных систем.

Такой подход, разумеется, имеет свои преимущества, в том числе в плане снижения инвестиционных затрат, но есть и минусы, в том числе в плане возможностей реализации долгосрочной политики развития продуктов и возможностей их интеграции. Все это было хорошо видно на примере многолетней истории “БОСС-Референта”, когда к 2010 г. у “АйТи” под этой маркой образовалось несколько самостоятельных продуктов для различных базовых ECM-платформ (IBM Lotus, IBM Filenet, Microsoft SharePoint, Red Hat JBoss), При этом были видны и некоторые проблемы по развитию ECM-направления как такового, что, в частности, выражалось в структурных преобразованиях в поисках оптимального баланса между процессами разработки ПО и его внедрения.

Нужно сказать, что в России с 1990 г. СЭД-рынок стал проектно-ориентированным: практически все разработчики этого ПО занимались и реализацией проектов по его внедрению. С начала текущего столетия многие из них попытались развивать и сети партнеров-внедренцев, но реализация этих идей шла с переменным успехом. Большинство вендоров используют смешанную модель работы с клиентам (напрямую и через партнеров), чисто партнерскую схему применяют только “ДоксВижн” и “1С”.

Несколько лет назад о переходе на чисто партнерскую модель заявила и “АйТи”, сформировав в своем составе компанию “Босс-Референт”, которая должна была заниматься только развитием и продвижением одноименных продуктов (туда перешла и группа их разработчиков из “Апланы”). Но, судя по всему, такую чисто вендорскую схему реализовать не удалось, в результате чего была создана еще и компания “Информационный менеджмент”, ориентированная на проектную деятельность.

В конце 2011-го руководство “АйТи” предприняло еще одну попытку реорганизовать свой ECM-бизнес, усилив его за счет большой команды BPМ-специалистов под руководством Марии Каменновой, которая имела почти двадцатилетний опыт работы в этой сфере (в 1990-х — в компании “Метатехнология”, которая потом объединилась с “Вестью”, затем выделилась в самостоятельную структуру “Логика бизнеса”, а спустя некоторое время стала подразделением немецкой IDC Scheer, которая в свою очередь была куплена потом другой немецкой компанией Software AG). В результате объединения “Босс-Референта”, “Информационного менеджмента” и пришедшей BPM-команды тогда была образована “Логика бизнеса 2.0” во главе с Марией Каменновой.

Отметим, что эти преобразования шли под лозунгом интеграции ECM- и BPM-направлений, которая должна была, по мнению руководства “АйТи”, дать мощный синергетический эффект. Однако уже тогда эксперты выражали некоторые сомнения в реальности такого объединения, в том числе поскольку помнили о таком же опыте объединения ECM+BPM в 1998 г. (тогда в результате слияния компаний “Весть” и “Метатехнология” появилась “Весть-Метатехнология”, которая распалась спустя полтора года). Но, по мнению Марии Каменновой, неудача конца 1990-х объяснялась неготовностью рынка к восприятию концепции ECM+BPM. Она выражала уверенность, что сейчас ситуация с пониманием темы совсем иная и идея такой интеграции вполне соответствует требованиям клиентов. Собственно, именно этим объяснялось и название “Логика бизнеса 2.0”, как вторая реализация схемы “ECM+BPM”. Примечательно, что в качестве бизнес-слогана компания выбрала тезис “Миссия выполнима”.

На протяжении полутора лет работы созданной компании наблюдатели (в том числи и наше издание) постоянно следили за развитием “версии 2”, за тем, как шли в компании структурные преобразования, как менялась продуктовая линейка. В публичных комментариях руководства “Логики бизнеса 2.0” неизменно присутствовали оптимистичные оценки ситуации, в том числе касающиеся развития софтверных предложений (в сентябре прошлого года был произведен ребрендинг: программное семейство “БОСС-Референт” стало называться “Логикой ECM”). Однако независимые эксперты отмечали проблемы направления по развитию ПО : это было заметно уже по тому, что значительная часть разработчиков СЭД-продуктов ушла в другие компании, в том числе одна группа под руководством Андрея Гриба (руководившего компанией “Босс-Референт”) перешла в компанию “ИнтерТраст” (основной конкурент “АйТи” на российском СЭД-рынке).

Судя по всему, именно проблемы интеграции разработческого и внедренческо-констультационного направлений (а не ECM и BPM как таковых) стало причиной принятого сейчас решения о разделении “Логики бизнеса 2.0” на две части. Разумеется, это лишь независимое предположение. Сейчас нам остается только следить за развитием событий, высказав уверенность, что “АйТи” продолжает занимать ведущие позиции в сегментах ECM и BPM российского ИТ-рынка.

Версия для печати