Во время выступления на очередном собрании акционеров и аналитиков глава Microsoft Стив Балмер признал, что во время его правления компания была слишком сосредоточена на Windows, чтобы осознать революционные изменения в мире ИТ, которые произошли благодаря Apple iPhone.

“О чем я больше всего сожалею, так это о периоде начала 2000-х, когда мы сфокусировались на Windows и не смогли уделить внимание новому устройству под названием смартфон”, — сказал он. Раскаяние Балмера можно понять, особенно если вспомнить, что в 2007-м он заявил, что у iPhone нет ни малейшего шанса на сколько-нибудь существенную долю рынка, даже самого крошечного.

Это не первая крупная ошибка Microsoft. В свое время Билл Гейтс прозевал интернет-революцию. А теперь его преемник признал, что в результате серьезного промаха софтверный гигант уступил позиции компаниям Apple и Google; более того, по его словам, Microsoft практически не имеет доли на мобильном рынке.

Сказанное Балмером подтверждает аналитическая компания Gartner, по оценке которой во II квартале этого года на рынке мобильных ОС на долю Microsoft (по количеству устройств) пришлось 3,3%, системы iOS — 14,2%, а Android — 79%.

Однако главное — не только признать ошибки, но и сделать из них выводы. Действуя в этом направлении, Microsoft нынешним летом начала масштабную реорганизацию, цель которой — фокус на устройствах и сервисах. А через полтора месяца Стив Балмер объявил о своем уходе с поста главы Microsoft — по слухам, в результате давления со стороны недовольных акционеров.

Так что выступление на собрании акционеров — одно из последних для Балмера в роли главы компании. В своей речи он представил инвесторам свое видение будущего Microsoft в качестве поставщика унифицированных устройств и сервисов; объяснил, что планируется сделать в области производства мобильного оборудования, которым Microsoft займется после завершения сделки с Nokia, а также как будет происходить переход от продуктов к сервисам, предназначенным как для предприятий, так и для потребителей.

Балмер выделил четыре основных направления, в которых компания должна добиться хороших результатов, чтобы преуспеть. Первое — облачный пакет Office 365 и облачная платформа Azure. По словам финансового директора Эми Худ, продвижение Office 365 приносит в год 1,5 млрд. долл., так как потребителям нравится возможность платить только за годовую подписку вместо того, чтобы каждые пять-семь лет покупать новый Office.

Второе направление — Windows-ПК — связано с использованием компьютеров для повышения производительности труда. По словам Балмера, нужно объяснить людям, что некоторые полезные сервисы, доступные на ПК, можно будет использовать и на других устройствах, таких как iPad, iPhone, Android-аппараты и т. д. Другими словами, идея Microsoft состоит в том, чтобы объединить свои сервисы с устройствами и охватить ими как можно больше других платформ.

Возможно, компания уже собирается сделать первые шаги в этом направлении. Так, Ки Лу, возглавляющий подразделение приложений и сервисов, намекнул, что пакет Office может быть перенесен на iPad. Он объяснил, что сейчас идут работы по созданию версии для сенсорного экрана основных приложений Office — Outlook, Word и Excel.

Третья область — Windows Phone. Здесь Microsoft возлагает надежды на недавно купленную Nokia и сосредоточение на устройствах и сервисах. По словам Балмера, маленькую долю на мобильном рынке можно рассматривать как хорошую возможность для роста.

И наконец четвертая — продажа облачных и гибридных сервисов. По мнению Балмера, компании могут сэкономить, если будут не самостоятельно управлять своими данными, а возложат эту работу на Microsoft.

Своё выступление Балмер закончил на оптимистической ноте, сообщив, что он готовится из главы Microsoft превратиться в заинтересованное лицо, которому принадлежит 4%-ная доля компании: “Сейчас ветер дует нам навстречу, но у нас огромные возможности для роста. Главная мера продуктивности компании — это ее прибыль. Как акционер я буду нести ответственность за фокус на получении хороших краткосрочных результатов и в то же время на инвестициях в направления, которые в будущем могут приносить все больше и больше прибыли”.

Версия для печати (без изображений)