Японский интернет-конгломерат Rakuten приобрёл компанию Viber Media, владеющую популярным сервисом VoIP-звонков и мгновенных сообщений Viber. Стоимость сделки составляет 900 млн. долл., сообщает Reuters. Viber Media — частная компания, основанная в декабре 2010 г. и зарегистрированная на Кипре. В 2013 г. пользовательская база Viber возросла на 120% по отношению к 2012 г. более чем до 300 млн. человек. Сейчас в компании работают около 50 человек, включая тех, кто находится в центрах разработок в Минске и Бресте.

Сервис Viber, фактически представляющий собой конкурента Skype, был первоначально запущен на iPhone. Сейчас данная служба работает на платформах Android, BlackBerry OS, iOS, Symbian, Windows Phone, Bada, а также Windows, Mac OS X и Linux. Система позволяет совершать бесплатные звонки через Интернет, передавать текстовые сообщения и обмениваться изображениями. Viber доступен примерно на 30 языках, в том числе на русском. Недавно компанией была запущена услуга Viber Out, позволяющая недорого звонить на городские и мобильные номера.

Корпорации Rakuten принадлежат один из крупнейших в Азии онлайн-гипермаркетов, объединяющий множество более мелких магазинов, а также интернет-банк и туристический бизнес. По данным Forbes, Rakuten входит в десятку самых инновационных компаний в мире, а владелец компании Хироси Микитани является третьим по величине миллиардером в Японии. Его состояние оценивается в 9,2 млрд. долл. Выручка Rakuten в прошлом году составила 5,1 млрд. долл., а прибыль — 421,5 млн. долл. Предполагается, что Viber поможет японскому игроку расширить перечень услуг, предлагаемых пользователям, а также увеличить аудиторию, завоевав новые сегменты рынка. Ранее, видимо, реализуя ту же стратегию, японский интернет-гигант приобрел производителя электронных книг Kobo, а также сингапурский интернет-кинотеатр Viki, позиционирующий себя как глобальна альтернатива американским Hulu или Netflix.

Как отмечает TechCrunch, покупка Viber поможет Rakuten конкурировать на местном рынке с сервисом Line, который к концу 2014 г. планирует увеличить пользовательскую базу до 500 млн. человек. Как и Viber, Line предлагает пользователям возможность добавлять в свои сообщения стикеры — красочные рисунки. Преимущество Line заключается в наличии многопользовательских игр. Микитани сообщил, что в планы Rakuten входит добавление такой функции в Viber.

Ранее сообщалось, что Viber Media ведет переговоры с потенциальными покупателями из Китая. Вероятная стоимость сделки тогда оценивалась на уровне 300 млн. долл. Известно, что еще летом 2013 г. Viber обратилась к инвестиционному банку Goldman Sachs с просьбой помочь в поиске покупателя.

Сделка происходит на фоне роста популярности интернет-мессенджеров, которые с переходом интернет-аудитории на мобильные устройства становятся универсальным средством коммуникации. За последние годы многомиллионные пользовательские базы аккумулировали американские Snapchat и WhatsApp, китайский WeChat и японский Line. Сервисы обратили на себя внимание интернет-гигантов. Гендиректор Facebook Марк Цукерберг в 2013 г., к примеру, готов был купить Snapchat за рекордные 3 млрд. долл., но основатели фотомессенджера Эван Шпигель и Бобби Мерфи отклонили щедрую оферту и продолжили развивать проект самостоятельно.

Распространение служб IP-телефонии подрывает доходы сотовых операторов. По данным Strategy Analytics, доходы мировых сотовых операторов от SMS в 2013 г. сократились впервые за всю историю этой службы. Выручка снизилась на 4% до 104 млрд. долл. К 2017 г. показатель снизится на 20%.

Версия для печати (без изображений)