К началу 2014 года на планете Земля насчитывалось 6,8 млрд. мобильных устройств. 87% землян пользуется сегодня такими девайсами. По прогнозам к концу года на нашей планете телефонов будет больше, чем людей... Это значит, что количество мобильных приложений и мобильных проектов будет неуклонно увеличиваться. Всё больше QA-специалистов будет задействовано в мобильном тестировании, а число по-настоящему качественных приложений, загружаемых в «маркеты» и «сторы», будет лишь расти.

В современном обществе гаджеты и девайсы возведены в ранг новой религии. «Ньютоновское яблоко» ведет холодную войну с «чапековским роботом». Молодежь больше не мечтает о журналах с наклейками и львятах из киндер-сюрпризов.

В своем культовом произведении Generation P, написанном в конце девяностых, Виктор Пелевин вводит новый термин, который означает новый виток эволюции человека. Взяв за основу английский глагол To ZAP, который дословно переводится как «Переключать каналы», он подарил свету неологозм «Homo zapiens», составленный по аналогии с латинским названием человека разумного.

Попытаемся пойти немного дальше. Отталкиваясь от слова Tap, означающего прикосновение пальцем к сенсорному дисплею, можно смело предположить, что мы с вами Homo Tapiens. Обладатели кнопочных телефонов, пожалуйста, не думайте, что вы остались на предыдущей ступени эволюции. Как и любая теория, моя еще достаточно далека от идеала.

Итак, давайте вспомним сегодняшний день с самого утра. Кто-то опаздывал на работу и вызывал такси через мобильное приложение, кто-то видел в метро, как сосед напротив упорно «расстреливал свиней птицами», кто-то наверняка в это время запостил несколько фотографий в Instagram, другие же успели початиться с друзьями в Viber. Но каждый, так или иначе, сталкивался с мобильными приложениями.

Добавив нотку перфекционизма, предположим, что каждое приложение укрупненно мы можем назвать мобильным проектом. Нереальной кажется мысль, что каждое из этих приложений было протестировано, и уж совсем абсурдным утверждение — что ни в одном из них нет багов! Сотни миллионов людей прямо сейчас используют мобильные приложения, и здорово, что многие из них прошли через заботливые руки QA-инженеров.

Но интересно ли вам, как именно тестируют приложения? Чем должны руководствуются тестировщики, проверяя его работу? Попробуем ответить на эти вопросы, приводя примеры из собственной практики.

Не думаю, что велик процент тех, кто прямо сейчас открыл или открывает на своем девайсе приложение, протестированное мной лично, однако поверьте — они есть, прямо сейчас, сию секунду. И это они — конечные юзеры, как мы, тестировщики, зачастую их называем. Но кто они и как ведут себя, пользуясь приложениями? Ответ очень важен.

Давно известно: чтобы поймать преступника нужно думать как он. Однажды моя знакомая потеряла в своей квартире деньги и спросила: если бы ты была преступником, куда бы ты их спрятала? С «мышлением преступника» оказалось туго, в итоге деньги так и не нашлись. Но история глубоко запала в память, и я решила применить такой подход при тестировании мобильных приложений.

Вместо преступника мне представлялся конечный пользователь. Например, как бы мобильным приложением пользовалась моя бабушка? Она была такая «шустрая», всё делала на лету. Ей не составляло труда набирать СМС и лепить при этом пельмени. Представляя, как бы вела себя бабушка, я попробовала быстрый сценарий, не обращая внимания на графику и вводя данные на лету, просто, прямолинейно, немного небрежно и невнимательно. И я нашла мажор — серьезную ошибку. Платное мобильное медицинское приложение «было готово» оказывать услуги по консультации больных совершенно бесплатно.

Руководствуясь этим принципом за время работы я пыталась ставить себя в разные ситуации. Например, становилась тинейджером в неизменных наушниках, который пытается использовать программу голосового управления смартфоном. Получалось плохо, находились дефекты. В другой раз представила себя таксистом — в одной руке у меня руль, а в другой приличных размеров смартфон. Одной рукой полноценно использовать приложение не получалось. Вносились предложения по улучшению. Перевоплощение в разные роли каждый раз помогало находить дефекты.

Думай как пользователь! Вот он, главный принцип тестировщика.

Именно поэтому необходимо помнить о юзабилити, принципы которого очень важны для мобильных приложений. И даже если перед тестировщиком не стоит прямая задача думать об удобстве пользователя — это вернется сторицей. Вне зависимости от платформы, делая смартфон удобнее вы способны помочь огромному количеству людей стать хоть чуточку, но добрей и счастливее.

Говоря о юзабилити нельзя не затронуть тему интуитивно понятных мобильных интерфейсов. Недавно в руки попался простенький смартфон с заявленными характеристиками интуитивности. Необходимо было настроить доступ в интернет для того, чтобы запустить навигатор. И знаете что? Пришлось провозиться 4 часа, чтобы найти все галочки, палочки, колбочки и закорючки. 240 минут пришлось потратить на то, чтобы разобраться в «интуитивно понятном интерфейсе». Стараясь мыслить рационально, я не доверяю интуиции. Да, есть шоу «Интуиция» на ТВ — там из 12 участников надо угадать, кто дрессировщик, а кто маньяк :). При этом оба они стоят с плеткой в руках. То же и с «интуитивно понятным интерфейсом»: «тапнул» в нужное место — считай повезло.

Обращаясь к коллегам тестировщикам, хочется сказать — давайте просто хорошо, спокойно и уверенно делать свою работу. Давайте думать «как преступники», делать приложения стабильными и удобными, давайте находить больше дефектов. Только не забывайте, что в руке у вас всего лишь инженерный сплав из полупроводников, стекла и пластика, у каждого из которых есть очень простая, но при этом самая важная функция: набрать телефонный номер и услышать голос своих любимых и близких людей.

Автор статьи — руководитель департамента компании «Технологии качества» (бренд A1QA).


Версия для печати