На прошедшей в г. Лас-Вегасе конференции InterConnect Дэвид Кенни, недавно назначенный на пост главного руководителя подразделения IBM Watson, вышел на сцену в джинсах, кедах и рубашке навыпуск. Мне даже пришлось проверить свой бэйджик — а действительно ли я нахожусь на конференции IBM?

Кенни, бывший генеральный директор метеорологической компании The Weather Company, перешедшей в собственность IBM в конце января, даже не извинялся. «Я одет как программист, — сказал он, — ведь именно программисты являются клиентами компании Watson».

Наравне с генеральными директорами других приобретенных корпорацией IBM компаний, такими как Брэкстон Джерретт, ранее работавший в компании по управлению видеоконтентом Clearleap (куплена в 2015 г.), и Дерек Шётл, представляющий компанию Cloudant (куплена в 2014 г.), Кенни является представителем нового поколения IBM-щиков, не скованных застегнутым на все пуговицы прошлым и способных воплотить в жизнь устремления корпорации IBM.

Под этими устремлениями, естественно, подразумеваются «стратегические направления» IBM: облачные вычисления и аналитика, а также мобильные и социальные сервисы и ПО для обеспечения безопасности. Прибыль от этих видов деятельности в прошлом году выросла на 26% и составила 29 млрд. долл. Но вдруг это просто бухгалтерская уловка, чтобы замаскировать падающие доходы компании? Или оперативные перемены действительно приносят свои плоды?

Судя по новостям с конференции InterConnect, корпорация IBM и вправду правильно выбрала вектор движения. Как уже говорил Кенни, ключевым фактором продвижения стратегии IBM и растущих успехов компании являются разработчики. Самое громкое заявление прозвучало со стороны Swift, мегапопулярного языка программирования от компании Apple, функционал которого корпорация IBM, близкий партнер Apple, расширяет новыми библиотеками Swift Runtime и Swift Package Catalog, упрощающими разработку облачных и корпоративных приложений.

Еще одним важным компонентом от IBM, ориентированным на нужды разработчиков, стала PaaS-платформа Bluemix, наращивающая ассортимент сервисов, который теперь включает в себя новый сервис программирования OpenWhisk — прямого конкурента событийно-управляемого сервиса Lambda в рамках платформы AWS, позволяющего выполнять код по возникновению событий, инициируемых другими приложениями, без чего просто не сможет обойтись следующее поколение облачных приложений.

Среди других положительных моментов стоит отметить новое подразделение IBM под названием Cloud Video Services, сформированное в прошлом месяце после приобретения компании Ustream и возглавляемое Джерреттом из компании Clearleap. Если учесть, что на долю видео приходится большая часть мирового интернет-трафика и данных, то у корпорации IBM есть неплохие возможности перехватить управление большими объемами этой информации. А уж добавив в свою обойму компанию Watson, IBM сможет проделывать с этими данными интересные вещи вроде создания систем автоматического распознавания видео.

К примеру, традиционные системы видеонаблюдения, по словам Джерретта, — это «пустая трата времени». «Машинное и когнитивное обучение на основе видео — это простые и полезные технологии, способные повысить точность и снизить трудозатраты, связанные со слежением».

Пока все идет неплохо. Однако все равно этот «новый» сектор IBM, на долю которого приходится 35% прибыли компании, — мелочь по сравнению с остальными подразделениями IBM, занимающимися оборудованием, программным обеспечением и глобальными сервисами, которые прибыльным бизнесом больше не назовешь.

Назревает вопрос, в какой степени прежние виды деятельности помогут или помешают развитию стратегических направлений. Сможет ли IBM развиваться с облачной скоростью, продолжая при этом продавать большие объемы своих технологий в качестве «технических решений», требующих активного обслуживания для привлечения клиентов?

Жемчужиной в этом ожерелье, разумеется, является платформа Watson, с помощью которой IBM пытается привнести когнитивные технологии в каждый вид бизнеса. На конференции корпорация IBM представила бета-версии трех новых API для платформы Watson: Tone Analyzer (анализатор тона), Emotion Analysis (анализ эмоций) и Visual Recognition (визуальное распознавание), которые, соответственно, умеют интерпретировать текст с целью распознания точки зрения автора и определять эмоции вроде радости, отвращения и пр. Но с повсеместным распространением технологий Watson одновременно в качестве сервиса, программного продукта и торговой марки клиенты, возможно, с трудом разберутся в том, что именно может предложить им Watson.

Продумать судьбы нового и старого IBM предстоит генеральному директору Джинни Рометти. На это уйдет какое-то время, но ведь у компании еще масса ресурсов, множество передовых, лучших в отрасли технологий и толпы преданных клиентов. К тому же корпорация выступает в качестве надежного партнера и лидера отрасли, особенно в области open-source.

В дополнение ко всему, некоторые направления аппаратного бизнеса, такие как сервис хранения данных на флэш-носителях FlashSystem и мэйнфреймы, все еще неплохо удерживают свои позиции. Корпорация IBM, похоже, настроена и дальше покупать компании и талантливых специалистов, что она и продемонстрировала недавней чередой приобретений в сфере компаний, занимающихся цифровым маркетингом, одной из которых стало агентство Resource/Ammirati.

Так где повод для недовольства? Возможно, попытки IBM трансформироваться с целью удержаться на плаву с приходом новой компьютерной эпохи на фоне ежеквартального падения прибыли — зрелище неприятное, но они необходимы. Как бы тяжело компания IBM ни работала над своей перестройкой, успех мероприятия зависит от готовности ее клиентов проделать этот путь вместе с ней.

Версия для печати