Компания OCS Distribution провела в апреле в технопарке Сколково форум для ИТ-компаний «IT-Ось», посвященный вопросам стратегий в эпоху цифровой трансформации и привлекший более тысячи участников.

Идея этого мероприятия, по словам президента OCS Distribution Алексея Калинина, заключается в том, чтобы показать, как компании могут решать задачу повышения эффективности бизнес-процессов, диверсифицировать бизнес, трансформировать работу целых подразделений, ускорив ее в разы: «Мы говорим о том уровне мышления, на котором даже самые амбициозные задачи можно решить с помощью ИТ. Именно на этом уровне живет цифровая трансформация. И именно мы можем помочь российскому рынку в этом движении».

И это не просто красивые слова. Участие в форуме представителей ведущих ИТ-компаний позволило взглянуть на цифровую трансформацию с глобальной точки зрения, узнать, как с этим обстоят дела в других странах, и понять, какое место занимает Россия в этом масштабном преобразовании. Не остались в стороне и практические рекомендации, которыми поделились киты ИТ-отрасли, естественно, делая упор на своих собственных технологиях и стратегиях.

Помимо докладов на пленарном заседании в пяти залах прошли сессии, посвященные вопросам искусственного интеллекта, машинного обучения, мобильности, облаков, больших данных, ЦОДов, безопасности и Интернета вещей. Кроме того, состоялись круглые столы на темы блокчейна и импортозамещения.

Главная идея форума, прозвучавшая во многих докладах, заключается в том, что изменения в мире ИТ неизбежны, каждая компания станет цифровой, и если сейчас не начать к этому готовиться, то можно остаться далеко позади.

Движение в сторону цифрового будущего

Судя по результатам глобальных исследований, компании уже занимаются цифровой трансформацией, но пока еще находятся в начале пути. Так, опрос, проведенный Cisco и IMD, показал, что хотя три четверти руководителей предприятий понимают огромное влияние цифровизации на бизнес, активно этим занимаются меньше трети из них и лишь 6% удовлетворены ситуацией с инновациями в своей компании.

Консерватизм предприятий выявило и исследование компании Dell EMC. Около половины респондентов считают, что надо что-то делать, иначе вскоре их бизнес устареет, но примерно столько же предпочитают подождать, так как не знают, какой будет их отрасль через несколько лет.

Может быть причина такой неторопливости в том, что предприятия не видят смысла в цифровизации, не понимают зачем это нужно? Результаты опросов указывают на обратное. Так, по данным Dell EMC, больше половины респондентов уже сталкивались с тем, что в последние три года в их отрасли изменились привычные методы ведения бизнеса, а 62% респондентов отметили новых конкурентов, появившихся в результате внедрения цифровых технологий.

Есть и ключевые игроки цифровой трансформации. Исследование Dell EMC показало, что главными из них являются, с одной стороны, внешние силы — заказчики и конкуренты, а с другой ‒ внутренние в лице топ-менеджеров и руководителей бизнес-подразделений.

И наконец, масштабное исследование подразделения Institute for Business Value компании IBM выявило еще один момент: влияние цифровизации на самые важные результаты деятельности предприятий — доход и прибыль. Предприятия, участвующие в опросе, были разделены на три группы в зависимости от того, насколько активно они двигаются в сторону цифровой трансформации: инноваторов (27%), практиков (37%) и стремящихся (36%). Оказалось, что инноваторы существенно опережают остальных по темпу роста доходов и прибыли. Очевидно, причина в том, что в бизнесе огромное значение имеет возможность быстро принимать решения на основе фактов и реализовывать их. Здесь не обойтись без цифровых технологий, и передовые компании этим пользуются.

Что касается России, то, по данным вышеупомянутого исследования Cisco и IMD, наша страна отстает от всего мира в целом с точки зрения реакции компаний на цифровую трансформацию. Так, у нас задачи цифровизации активно решают 17% респондентов, а не признают угрозу или не реагируют должным образом — около 52%. В то время как во всем мире эти показатели составляют 26 и 46% соответственно. Правда, доля тех, кто выбирает позицию догоняющего, в нашей стране такая же, как и в других странах, — порядка 31%.

Джонатан Спарроу, вице-президент Cisco по работе в России и СНГ, считает, что одна из причин отставания нашей страны в более низком уровне конкуренции из-за высокой доли госкомпаний. Но, по его мнению, опыт показывает, что отставать не всегда плохо: «Иногда бывает лучше подождать и посмотреть, как делают другие, а потом сделать быстрее и лучше».

В России есть и другие особенности. Например, у нас высшее руководство предприятий интересуется цифровой трансформацией гораздо меньше, чем в других странах. Так, больше половины отечественных респондентов (62%) ответили, что высшее руководство не рассматривает такого рода вопросы или не реагирует на них должным образом. В мире этот показатель равен 24%.

Однако если рассматривать развитие цифровизации через призму электронной коммерции, то у нас дела обстоят неплохо. По оценке DT-Global Business Consulting, в 2016-м доля электронной торговли в ритейле составила в мире 8,5%, а в России — 3‒4%, но при этом в Москве — 15‒20%, т. е. выше, чем в Китае (17%) и США (10%). К тому же продажи через интернет у нас быстро растут — на 20% в 2016-м и на 17% в 2017 г. Так что, несмотря на отставание, у России есть шанс догнать остальной мир.

Стратегии цифровой экономики

Что же конкретно может дать цифровая трансформация? И чем это отличается от традиционной компьютеризации, которая во всем мире происходит уже не один десяток лет? В своих докладах участники форума перечислили технологии, составляющие основу цифровой трансформации, и привели ряд доводов, указывающих на то, что их применение сулит бизнесу огромные преимущества.

Исследование Cisco и IMD выявило три основные стратегии, которые выбирают компании в ходе цифровой трансформации. Первая — Cost value ‒ направлена на оптимизацию цен и затрат, вторая — Platform value ‒ нацелена на автоматизацию и быстрое получение выгоды от ИТ, а третья — Experience value ‒ делает упор на экосистему и электронную коммерцию для налаживания взаимоотношений с клиентами и партнерами.

Так что компаниям есть из чего выбрать подходящую стратегию цифровизации, причем нельзя сказать, какая лучше или хуже, так как они тесно связаны между собой. Докладчики привели ряд примеров, иллюстрирующих выгоды всех этих подходов.

Так, ИТ-предприниматель Леонид Богуславский, один из первых инвесторов компании «Озон» и многих других проектов, отметил, что в последние годы бизнес этого электронного магазина ежегодно растет почти на 60%. И хотя параллельно растут инвестиции в ИТ-инфраструктуру, это дает существенную отдачу. Одна из причин быстрого подъема в последнее время связана с оптимизацией цен. «С февраля прошлого года мы стали отслеживать в реальном времени цены конкурентов по нескольким сотням наименований и в зависимости от этого адаптировать свои цены», — сказал Леонид Богуславский.

На пользу экосистем указали результаты опроса, проведенного IBM. Оказалось, что инноваторы извлекают гораздо больше ценности из экосистем, чем остальные компании. «Без такой экосистемы простая оцифровка бизнес-процессов не будет давать масштабного эффекта», — сказал Андрей Филатов, генеральный директор IBM в России и СНГ. В частности, инноваторы используют партнерские отношения для лучшего понимания клиентов и более эффективно сотрудничают с партнерами для повышения качества продуктов и обслуживания. «Невыгодно все делать самим, гораздо дешевле договориться и сделать вместе», — подчеркнул Андрей Филатов.

Здесь на первое место выходит платформа, как основа для создания экосистемы. По данным опроса IBM, сейчас появление бизнес-платформ — это явный тренд, но только 28% респондентов отметили, что их компании занимаются построением платформенных бизнес-моделей, из них лишь 5% уже имеют такую модель.

Но уже сейчас существует значительная разница между теми, кто внедрил бизнес-платформу и остальными. Так, операторы платформ лидируют с точки зрения новаторства за счет того, что платформа становится элементом для привязки инноваций к конкретным направлениям бизнеса, а также дает возможность использовать данные сообщества. Более того, наличие платформы приводит к более плотному взаимодействию между конкурентами. Это — интересный тренд, так как обычно конкуренты стараются изолироваться друг от друга, однако ради сокращения издержек идут на сотрудничество, и в этом им помогают платформы. В нашей стране тоже наблюдается такое явление. Так, Андрей Филатов привел в качестве примера наших сотовых операторов, которые совместно используют инфраструктуру.

И наконец, платформа притягивает стартапы, которые собираются вокруг нее, потому что им есть на чем разрабатывать и есть кому продавать, чтобы быстро получать отдачу.

Видимо, компании уже осознают выгоды платформ. Согласно результатам опроса IBM, выделение капитала на построение платформенного бизнеса постоянно растет и в ближайшие два-три года достигнет 1,2 трлн. долл.

Прорывные технологии

Рассматривая технологии для цифрового будущего, докладчики выделили облачные вычисления, мобильность, интернет вещей, искусственный интеллект, блокчейн, виртуальную и дополненную реальность. Одни сейчас применяются более широко такие как мобильность и облака, другие в меньшей степени, например блокчейн, но все они уже так или иначе используются в бизнесе и повседневной жизни.

Так, Борис Щербаков, вице-президент и генеральный директор Dell EMC в России, отметил, что элементы искусственного интеллекта активно используются во многих сферах, в частности на транспорте и в быту, а интернет вещей тоже существует давно, так как сенсорные технологии находят широкое применение: «Здесь главное — это автоматизировать все больше и больше аспектов жизни, а человек будет управлять процессами на более высоком уровне, так как никто никогда не заменит человека в принятии решений».

Компания Intel также уверена в светлом будущем технологии искусственного интеллекта. «Речь идет о подготовке данных к принятию решений человеком и о принятии решений самими системами. Задачи здесь очень разные, так как что-то нужно делать в реальном времени, а что-то постепенно», — сказал директор по дистрибуции Intel в России Алексей Иванов и привел прогноз аналитиков, согласно которым рынок искусственного интеллекта вырастет с 644 млн. долл. в 2016-м до 36,8 млрд. долл. в 2025 г.

Облачные технологии тоже не являются новинкой, но в будущем их роль может еще больше возрасти. По словам Андрея Филатова, именно облако позволяет создать мост между традиционными задачами предприятия и новыми цифровыми платформами: «Невозможно все бросить и построить цифровой бизнес заново. Облака дают возможность интегрировать существующие приложения, новые процессы и мобильные технологии».

Что касается интернета вещей, то участники форума уверены, что со временем это будет интернет всего, так как эта технология будет использоваться везде, в том числе и в аппаратной инфраструктуре, составляющей основу любой цифровой платформы. Как отметил Алексей Соловьев, технический директор IT Division Schneider Electric, сейчас Интернет вещей, т. е. взаимодействие машины с машиной, играет все большую роль в управлении вычислительной инфраструктурой: «Тем самым мы снижаем риски человеческого фактора и получаем систему, свободную от ошибок оператора и других людей».

Рассказывая о цифровом будущем, практически все докладчики уделили особое внимание вопросам безопасности, без которой невозможна никакая цифровая трансформация.

Как подчеркнул Андрей Филатов, забывать про кибербезопасность нельзя: «Бывает, что запускаются проекты цифровизации, а про безопасность вспоминают в конце. Но ведь это не просто антивирусы, в основном — это процессы. Поэтому при создании цифрового бизнеса или экосистемы, необходимо понять, какие процессы обеспечивают безопасность, и их предусмотреть».

Это мнение разделяет Борис Щербаков, который отметил, что создание безопасных сред и обеспечение безопасной инфраструктуры — это то, с чего надо начинать цифровую трансформацию.

В этой области также грядут перемены. Так, по словам Кирилла Корнильева, вице-президента System Hardware, IBM CEE, уже через пять лет мощные квантовые компьютеры выйдут за рамки научных лабораторий, а квантовые вычисления станут мейнстримом. И тогда современные алгоритмы шифрования, основанные на принципе разложения на простые множители, вряд ли обеспечат безопасность и защиту. Но сейчас уже разработаны методы для криптографии нового поколения, например криптография на решетках, которые получат широкое распространение через пять лет, считает Кирилл Корнильев.

Он также отметил, что повышение мощности компьютеров позволит решить еще одну проблему информационной защиты, связанную с тем, что сейчас даже чувствительные данные зачастую хранятся в незашифрованном виде для повышения доступности. Здесь пригодится полностью гомоморфное шифрование, которое позволяет взаимодействовать с файлами, не расшифровывая их.