Инженерная инфраструктура была и остается важной и неотъемлемой частью ИТ-систем, но и эту область затрагивают перемены. О том, как компания Vertiv реагирует на последние тенденции рынка и зачем проводит внутреннюю трансформацию, рассказывает глава российского представительства Vertiv Николай Харитонов.

Какие тренды в области ЦОДов сейчас наиболее заметны?

В первую очередь это консолидация крупных коммерческих ЦОДов. Начиная с 2014 г. в России из-за замедления экономики количество проектов в корпоративном сегменте сокращается. И сейчас мы наблюдаем активный переход клиентов на коммерческие площадки и в облака. На протяжении 2014-2015 гг. происходил активный переход на колокейшн, а сейчас появилась тенденция, когда заказчик берет вычислительные мощности в аренду по моделям IaaS, SaaS и PaaS.

В результате рост рынка ЦОДов продолжается, но в основном в сфере облачных и колокейшн-площадок, причем обычно оба вида услуг обеспечивают одни и те же провайдеры.

Как Vertiv реагирует на эти тренды?

На глобальном уровне и в России мы выделили три растущие направления. Первое — это коммерческие ЦОДы, услугами которых пользуются самые разные заказчики, и крупные, и небольшие. В глобальном масштабе этот рынок растет более чем на 10% в год, и, по прогнозам экспертов, рост продолжится. В нашей стране тоже наблюдается рост.

Второй сегмент — банки и финансовые компании. В России более 80% этих организаций являются государственными, они продолжают строить свои ЦОДы, но уже есть примеры, когда государственные банки размещают большие вычислительные мощности на арендованных площадках.

И третий сегмент, растущий глобально и локально, это телеком. Стоит отметить, что большая волна роста этой отрасли в России прошла при внедрении 3G и 4G. Сейчас российские операторы находятся в раздумьях насчет 5G, так как это требует серьезных инвестиций. К тому же они продолжают тратиться на закон Яровой. Впрочем, нашей компании этот закон пошел на пользу, так как для его исполнения операторы запустили проекты по строительству ЦОДов, а некоторые купили готовые площадки. С несколькими операторами мы сейчас находимся на стадии проработки проектов.

В России мы также выделяем направления нефтегаза и государственных организаций.

В конце прошлого года российский офис Vertiv трансформировал отдел продаж, назначив ключевых менеджеров, которые занимаются развитием перспективных направлений. Уже есть результаты. Так, в I квартале 2019 г. по сравнению с тем же кварталом прошлого года произошло кратное увеличение объема продаж. Мы видим устойчивый спрос, в портфеле есть ряд серьезных проектов, поэтому ожидаем, что, 2019-й год будет успешным.

В чем состоят особенности ваших продуктов с точки зрения технологий и рыночной ниши?

ЦОД обычно представляет собой отдельно стоящее здание с потреблением в несколько мегаватт. Такое энергопотребление приводит к выделению огромного количества тепла, которое нужно отводить, поэтому большую роль играют системы охлаждения.

Наши технологии отличаются высокой энергоэффективностью. Здесь мы являемся мировым лидером. Это подтверждает сертификация ряда площадок, в том числе и в России, независимыми организациями, такими как Uptime Institute.

Лучшие результаты в области энергоэффективности достигаются в скандинавских странах, где активно используется free cooling и показатели PUE могут достигать 1,05.

В России очень сложно достигнуть такого показателя, так как мы не можем в полном объеме использовать free cooling из-за большого перепада температур в разных регионах и загрязненности воздуха. Ведь порядка 65‒70% крупных ЦОДов строятся непосредственно в Москве.

Какой вклад в энергоэффективность ЦОДов вносят источники бесперебойного питания?

Потери электроэнергии на ИБП серьезно отражаются на затратах на эксплуатацию ЦОДа. Чем выше КПД, тем ниже потери. Эффективность ИБП Vertiv в отдельных линейках до 1,5-2% выше, чем у конкурентов. Для мощных ЦОДов разница может составлять десятки и сотни тысяч евро в год. Поэтому заказчики оценивают не только капитальные затраты, но и общую стоимость владения, и здесь мы предлагаем эффективные решения.

Кроме этого, заказчики обращают внимание на размеры решения, потому что в ЦОДах площадь ‒ очень важный показатель. Чем меньше занимает инженерное оборудование, тем больше остается для серверов.

Как в России развивается спрос на ИБП?

Российский рынок ИБП сократился в связи с общей экономической ситуацией. Кроме того, на него повлиял ряд факторов. Так, в последние несколько лет наблюдается существенное сокращение применения малых ИБП, т. е. однофазных с мощностью до 10 кВ•А. Такие ИБП обычно устанавливались в серверные комнаты и небольшие ЦОДы. В последнее время объем продаж серверов в России растет и, казалось бы, должен расти и спрос на небольшие ИБП. Но этого не происходит, потому что все больше серверов размещается в крупных ЦОДах, оснащенных мощными централизованными ИБП.

Развитие периферийных вычислений повышает интерес в ИБП малой мощности. Мы ожидаем подъема в этом сегменте в связи с ростом популярности интернет-услуг в рамках «умного» дома, когда всевозможные бытовые устройства подключаются к Интернету. Со временем это найдет применение в цифровой медицине, в проектах «умный город», сфере транспорта и розничной торговле. Это направление развивается, но еще не приняло массовый характер.

С другой стороны, за счет консолидации ЦОДов растет спрос на трехфазные ИБП, но, к сожалению, этот рост не перекрывает спад на потребительском однофазном рынке. Ведь в России, по данным IDC, в денежном выражении две трети продаж ИБП приходится на однофазные устройства.

Какие у российского рынка национальные особенности? Как развивается конкуренция?

Российский рынок ИБП имеет несколько отличительных черт. Во-первых, с 2014 г. действует санкционный фактор. Результатом стало появление так называемых локальных производителей. Это не 100%-но российское производство, а импортозамещение за счет использования оборудования азиатских производителей и финальной сборки на нашей территории. Данный рынок не является массовым, но уже начинает создавать определенную конкуренцию западным вендорам.

Национальная специфика также заключается в том, что за последние три-четыре года российский рынок консолидировался и ключевым потребителем стали государственные организации. Но не все они озабочены импортозамещением и не у каждого такого заказчика есть требования, чтобы производитель был российским. Это скорее характерно для силовых ведомств и некоторых других государственных предприятий.

По данным IDC, по сравнению с 2013-м объем продаж в деньгах упал более чем вдвое. В результате обостряется конкуренция, главным образом, ценовая.

Разные производители реагируют на это по-разному. Мы в Vertiv реализуем гибкий подход: провели внутреннюю трансформацию и выделили ряд приоритетных направлений, разделив корпоративный рынок на отдельные стратегические сегменты, готовим к запуску партнерскую программу, внедряем гибкое ценообразование.

Сейчас многие поставщики стараются делать упор не на отдельные продукты, а на комплексные решения. Как вы реагируете на этот тренд?

Мы часть этого тренда. Ведь в портфеле Vertiv много известных торговых марок — Liebert, Net Sure, Knurr, Chloride. Компания выделила отдельное направление, в рамках которого продвигает комплексные решения.

Например, у нас есть решение для защиты базовых станций для телекоммуникационной сферы — ИБП постоянного тока. Также мы поставляем индустриальные решения, которые продвигаются под брендом Chloride, они широко используются в промышленности, нефтегазовой отрасли, атомной энергетике, т. е. в сложной и достаточно агрессивной среде.

Vertiv является серьезным игроком на рынке модульных ЦОДов, они продвигаются под маркой SmartMod. Это — быстро создаваемые ЦОДы, предназначенные для клиентов, которые не занимаются капитальным строительством, а используют готовые сэндвич-панели, получая ЦОД, собранный под заданные параметры (количество стоек, энергопотребление, тепловыделение и уровень надежности). Такой контейнерный ЦОД заранее собирают на заводе в соответствие с параметрами, потом разбирают и доставляют на объект заказчика. В России и Белоруссии успешно реализованы проекты модульных ЦОДов Vertiv.

Инженерная инфраструктура становится все сложнее. Что у вас предусмотрено для автоматизации управления?

У нас есть решение Trellis, которое позволяет управлять всей инженерной инфраструктурой ЦОДа: выполнять мониторинг, собирать информацию, рассылать уведомления при отклонении важных показателей. В результате клиент имеет возможность в режиме онлайн получать информацию о работоспособности всех инженерных узлов системы.

Кроме того, эта система позволяет вести инвентаризацию, т. е. отражать изменение потребления в каждой стойке и отслеживать, какие серверы там находятся. Немаловажно, что Trellis поддерживает инженерное оборудование и других производителей.

Trellis можно применять как для отдельной крупной площадки на тысячи стоек, так и для большого количества территориально разнесенных узлов, таких как серверные комнаты, филиальные ЦОДы, edge-узлы. Другими словами, этот софт применяется и в крупных ЦОДах, и в средних, и в совсем небольших. Сейчас мы находимся в процессе запуска этого решения в одном крупном российском банке.

Вы упомянули новую партнерскую программу. В чем она заключается?

Vertiv запускает партнерскую программу на глобальном и локальном уровнях. В России ее анонс запланирован на лето 2019 года. В ней будет учитываться специфика всех партнеров, включая системных интеграторов, работающих на проектном рынке, небольших реселлеров, которые в основном продают однофазные ИБП, и онлайн-ритейла. Уже сейчас можно сказать, что это будет классическая двухуровневая партнерская программа, характерная для компаний нашего профиля. Мы давно работаем с крупными дистрибьюторами — OCS, RRC, Landata.

Основная цель запуска программы — укрепить наши отношения с партнерами, оказать поддержку в продажах решений Vertiv, обеспечить высокую квалификацию специалистов с помощью регулярного обучения.

Все это требует инвестиций. Как вы это собираетесь окупать?

Несмотря на замедление экономики Vertiv по-прежнему инвестирует в Россию. Мы продолжаем расширять штат. Компания верит, что после затишья на рынке начнется подъем, так как накапливается отложенный спрос. Ведь задачи у заказчиков остаются, и их необходимо решать.

Какие у вас еще планы на 2019 год?

Помимо запуска партнерской программы и расширения штата собираемся также усилить сервисное направление за счет создания локального подразделения, которое будет направлено на развитие сервисных партнеров. Будем проводить обучение, поддерживать необходимый набор запчастей и осуществлять поддержку нашего сервисного сообщества.

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT