Договор — это основа ведения любого бизнеса. Невозможно строить деловые отношения с кем бы то ни было, не договорившись о том, как, зачем и на каких условиях вы собираетесь их строить. В то же самое время, неотъемлемым атрибутом бизнеса является невыполнение обязательств. Это может делаться умышленно или неумышленно, являться критическим для отношения сторон или действием, на которое можно закрыть глаза, и т. д.

И если вы задавались вопросом: «А как мне заставить подрядчика/клиента выполнить его обязательство по договору, если вдруг он не захочет этого делать?», — то ниже вы можете найти информацию по этому поводу.

Договор, договор и еще раз договор

Если вы обратитесь к юристам с запросом о том, что ваш подрядчик/клиент по договору не выполняет свои обязательства, то все юристы во всех уголках мира начнут диалог с одной и той же фразы: «Не могли бы вы показать договор?». Договор — это основа всего, а правильный договор — ключ к успеху. Как правильно говорил Мигель де Сервантес, кто приготовился к бою, тот его наполовину выиграл.

Но как составить договор таким образом, чтобы подрядчик/клиент выполнял свои обязательства? Ответ прост — санкции. Само собою, самой эффективной санкцией является штраф. Штраф за разглашение конфиденциальности, за несвоевременную оплату, за некачественные результаты работ и т. д. — можно напичкать договор штрафами от и до. Но важно понимать, что кроме штрафов существуют и другие виды санкций, например:

  • право немедленного расторжения договора — следует присмотреться к такому виду санкции, потому что часто вам может быть намного эффективнее быстро расторгнуть договор и найти нового клиента/подрядчика, нежели добиваться выплаты вам штрафа (да, редко кто со 100%-ной готовностью платит штраф после первого же запроса);
  • право не заплатить за услуги — эта санкция подойдет для договора с подрядчиками: включить в договор пункт о том, что в случае, если подрядчик долго/некачественно делает работу, то вы можете отказаться ему платить. В худшем случае вы потеряете только затраченное на этого подрядчика время, в лучшем — у вас на руках еще останутся сырые наработки результатов услуг и т. д.

Очень важно понимать: перед законом все равны. Не важно, подписывали вы договор с маленьким стартапом, с большое корпорацией или государственным органом — если у вас в договоре указаны обязанности контрагента, за невыполнение которых он должен уплатить штраф, то он обязан его уплатить независимо от размера компании или ее статуса.

Санкции в договоре — это первый шаг на пути к успеху. Но что делать, если согласно договору подрядчик/клиент нарушил свои обязательства и обязан заплатить штраф, но отказывается это делать? Здесь наступает момент для второго шага.

Ведите переговоры

Нет, идти в суд — это не второй шаг. Второй шаг должен быть одновременно быстрым, экономным и эффективным. Под эти характеристики идеально подходят переговоры как средство решения конфликтов. Базово, для целей нашей темы, все переговоры можно разделить на две большие группы — классические переговоры и медиация.

Классические переговоры состоят в том, что вы обсуждаете с подрядчиком/клиентом сложившуюся ситуацию и пытаетесь найти из нее взаимовыгодный выход. Очень часто подрядчик/клиент наотрез отказывается от каких либо переговоров и компромиссов, но, как показывает практика, такой настрой быстро исчезает после того, как подрядчик/клиент получает первое официальное и юридически грамотное письмо, составленное вашими юристами.

В переговорах с контрагентом очень важно показать две вещи: во-первых, что вы настроены дружественно и обеими руками за мирное решение конфликта; во-вторых, что если контрагент настроен иначе, то вы обладаете достаточными основаниями и знаниями для того, чтобы взыскать с него штраф и даже больше. Достичь такого баланса в переговорах можно с помощью юристов.

Альтернативой классическим переговорам является медиация. Разница между этими двумя способами решения конфликта состоит в том, что при процедуре медиации вы с контрагентом обращаетесь к независимому эксперту — медиатору — в вашей сфере, объясняете ему сложившуюся ситуацию, предоставляете документы для ознакомления, каждый объясняете ему свою позицию и пытаетесь прийти к решению конфликта с помощью посредничества медиатора.

Медиацию советуют использовать тем, кто изначально не настроен на личный диалог с контрагентом. В целом, основная задача медиатора состоит как раз в том, чтобы расположить стороны к диалогу и подтолкнуть их самим решить конфликт. У медиации может быть два исхода: либо стороны останутся упрямыми и не договорятся, либо придут к обоюдно выгодному решению конфликта. По правилам медиации, медиатор не решает спор, а только предлагает вам его решение. В случае успеха медиации, вы подписываете с подрядчиком/клиентом соглашение о том, как вы договорились урегулировать конфликт.

Важно помнить, что решение медиации не имеет такой обязательной силы, как, например, решение суда, а поэтому ничто не помешает контрагенту нарушить его, если он захочет это сделать.

Радикальные методы

Может случиться и так, что ваш контрагент принадлежит к категории особо отъявленных, и ни переговоры, ни медиация не дадут результатов. В таком случае, у вас остается два варианта — суд или арбитраж. Разница между судом и арбитражем в том, что суд — это государственное учреждение, которое действует и рассматривает дела согласно законодательству страны, в которой он находится.

Суд — это старый добрый олдскул в сфере решения споров, который всегда актуален. Вместе с этим, стоимость рассмотрение дела в суде может быть довольно внушительной, стандарты предоставления доказательств более высокие, чем при арбитражном рассмотрение дела, а само рассмотрение может занять довольно много времени. Однако решение суда, вынесенное в вашу пользу — действенный механизм защиты и реализации своих прав. Поэтому, стоит взвесить все за и против судебного рассмотрения дела перед тем, как принимать решение о подачи иска в суд.

Если и вы, и подрядчик/клиент зарегистрированы как субъекты предпринимательства в одной стране, то споры будут рассматриваться судами этой страны согласно ее законодательству. Если же вы сотрудничаете с иностранным подрядчиком/клиентом, то важно указать в договоре, суды какой страны будут рассматривать споры и право какой страны будет применяться.

Советуем вам всегда настаивать на выборе права вашей страны, так как, в случае спора, вы будете вести игру на своем поле.

Тогда что такое арбитраж? Арбитраж, по факту, также является судом, но не государственным, а частным. Правила рассмотрения дел в арбитражах более гибкие, чем в судах, а стоимость рассмотрения — меньше. Арбитражи обычно используются именно для того, чтобы решать бизнес конфликты. Условия о том, каким должен быть арбитраж, обычно прописываются в договоре. Основными из этих условий являются:

  • в какой арбитраж обращаться — в действующий (например, Лондонский) или создавать арбитражную коллегию специально для вашего спора?
  • сколько арбитров будут рассматривать спор?
  • как стороны выбирают арбитров?
  • какое право применяется при арбитражном рассмотрении дела?
  • можно ли обжаловать решение арбитража? и т. д.

Важно понимать, что стороны сами согласовывают условия арбитражного рассмотрение их дела. Если вы работаете по стандартному договору платформы (например — Upwork), то обязательно изучите такой договор на предмет процедуры решения спора, чтобы, в случае чего, быть готовым на все 100%, а не разбираться потом, что такое American Arbitration Association и почему она будет рассматривать ваш спор.

Иван Лясковский, ИТ-юрист, Legal IT Group