IBM: спасение утопающих  дело рук самих утопающих

 

Угол зрения

Джон Ташек

Недавно один из кандидатов на место присяжного в Уголовном суде города Сан-Франциско заявил судье, что не может принимать участия в заседании, поскольку уже знает его будущий исход. “Я могу предсказывать будущее,  -  заявил этот сумасшедший.  -  Знаете, я медиум”. Ошеломленный судья немедленно отстранил его.

Я не экстрасенс, но я могу сделать предсказание, которое тоже ошеломило бы судью, имей он отношение к компьютерному миру: IBM собирается завоевать рынок СУБД.

Конечно, эту корпорацию нельзя назвать новичком в области СУБД. Вы, вероятно, слышали заявления IBM о том, что более 70% данных во всем мире хранится в ее мэйнфреймах. Но этот рынок в последнее время исчерпал себя.

Собственно, что из того, что все эти данные находятся в хранилищах IBM? Рейсовые автобусы перевозят ежемесячно около полутора миллионов пассажиров, но это вовсе не означает, что автобусная компания имеет какое-то отношение к новейшим транспортным технологиям.

Сейчас действительно интересными областями рынка баз данных являются создание современных хранилищ данных и электронная торговля, а также область, связанная с решением вечной проблемы оснащения пользователей новыми приложениями, позволяющими получать доступ к данным с использованием современной N-уровневой архитектуры. Именно на этих фронтах IBM и начала свое наступление.

В своей стратегии основную ставку корпорация делает на технологию DB2, именуемую теперь Universal Database 5.0, или UDB. Но для того чтобы добиться реального успеха, IBM, помимо создания качественного продукта, необходимо еще решить по крайней мере три важные проблемы.

Во-первых, что самое главное, она должна заинтересовать сторонние фирмы. А привлечь их внимание к своим продуктам IBM удавалось далеко не всегда, и это можно сказать не только в отношении баз данных. Вспомните, сколь скудную поддержку имеет OS/2. Так что DB2 досталось тяжелое наследство. Когда, например, впервые была выпущена версия DB2 для Windows NT, на нее совершенно никто не обратил внимания, хотя это был отличный продукт. Затем IBM стала действовать умнее. Корпорация установила обратную связь с заказчиками, начала анализировать обзоры и, в кои-то веки, слушать заказчиков. Эффект не заставил себя ждать  -  UDB получила долгожданную поддержку третьих фирм.

Но осталась вторая проблема: маркетинг. Когда IBM впервые вывела UDB на рынок, она не имела в отношении этого продукта никакого конкретного маркетингового плана и проводила неопределенную, пассивную кампанию по его продвижению. Естественно, она была тут же выбита из седла более расторопной Oracle.

Однако в 1997 г. IBM взяла реванш, воспользовавшись печально известной историей с инструментальным подразделением Oracle и неудачами этой корпорации в области продвижения ее знаменитой технологии Network Computing Architecture. Еще раньше IBM начала теснить Sybase. Когда два года назад Sybase, ранее державшая под контролем Уолл-стрит, переживала тяжелые времена, IBM начала осаду. И  изменения в ее пользу начались уже тогда.

Третья основная проблема  -  как обходиться с каналами сбыта. И здесь IBM сумела понять еще одну политическую тонкость. Пока Oracle пытается придумать, как можно осуществлять прямые продажи, не обижая при этом своих дилеров, IBM всячески поддерживает реселлеров, добавляющих услуги, и системных интеграторов.

Но есть одна твердыня, которую не может поколебать даже столь решительно настроенная IBM. Это статус-кво заказчиков Oracle и Sybase, которые не испытывают ни малейшего желания менять системы, которые и так прекрасно работают.             

А в вашу дверь не стучится IBM? Ответьте мне по адресу: john_taschek@zd.com.

Версия для печати