Игорь Альтшулер

Осенью, как известно, начинается подсчет цыплят, ран и товарищей. После завершения подсчета лица, его осуществившие, обычно обмениваются мнениями, пытаются подвести итоги и осмыслить оные. Для этого достаточно собрать эти лица вместе на семинар, что, собственно, и сделало информационное агентство “Ламинфо” 3 ноября в Международной академии предпринимательства. Разработчики экономического софта, аналитики и журналисты заинтересованно обсуждали тему “Программы для бизнеса в новых условиях”.

Поскольку нельзя серьезно анализировать систему (в данном случае рынок бизнес-программ), находясь все время внутри этой системы, открылся семинар обстоятельным докладом профессора В. Н. Лившица из Института системного анализа РАН “Макроэкономическая ситуация в России”. Кстати, господин Лившиц много внимания уделил экономическим и макроэкономическим мифам, а вот мифы и легенды софтверного рынка, видимо, еще ждут своих исследователей и толкователей.

В целом о рынке программ для бизнеса большинство выступающих (И. С. Аглицкий из “Ламинфо”, Б. Г. Нуралиев из “1С” и др.) отзывались как о динамичном (есть фирмы, у которых более чем вдвое выросли за год обороты), не ангажированном (хороший частный рынок, ни государство, ни иностранные инвесторы его своим вниманием не балуют), достаточно цивилизованном (непопулярен промышленный шпионаж, редки заказные публикации).

Едва ли не за каждым докладом (а выступающие были весьма откровенны) следовало обсуждение, а то и целая мини-дискуссия: “время умерить амбиции и аппетиты”, - говорили, например, одни; “напротив, - возражали другие, - сегодня должно открыться второе дыхание”. Или: “мы избежали больших потерь благодаря рублевым ценам и взвешенной политике изменения цен”, - заявляли с одной стороны; “большинство наших партнеров высказывается за скидки 20 - 30%, но не за рублевые цены, потому что инфляция съест все товарные запасы”, - говорили с другой.

Тема кризиса звучала на семинаре мрачно-торжественно: “число предприятий в России не растет, а впрок учетные программы, в отличие от подсолнечного масла, обычно не запасают”, “демпинг скоро дойдет до уровня бесплатной раздачи, губим рынок”, “производитель обходит дистрибьюторов и везет продукцию прямо в магазин”, “картина "Последний день Помпеи" - люди "кидают" партнеров, плюют на свою репутацию”. Последнее замечание, кстати, проясняет дело: многие фирмы (разработчики, дилеры, клиенты) не столько пострадали от кризиса, сколько перепугались и начали с перепугу вести себя неадекватно.

Правда, А. В. Глазков из “Диасофта” внес мажорную ноту: “Я благодарен этому кризису: организационные изменения и изменения в структуре затрат мы вряд ли произвели бы при спокойной жизни. Мы действовали жестко, но главной целью было сохранить ключевых опытных специалистов (специалистов на рынке сейчас много, выбор есть, но потеря команды и 3 - 5-летнего опыта, скорее всего, привела бы к потере бизнеса”. И добавил: “Мы сейчас можем поработать какое-то время и бесплатно у конкретного заказчика, показывая уровень своих специалистов и возможность решения актуальных для данного заказчика проблем. Я почувствовал большой запас прочности у своей компании”.

Ряд интересных вопросов затронула в своем выступлении Л. Г. Власова (АКДИ “Экономика и жизнь”). Раньше, по мнению г-жи Власовой, демонстрировали свои программы на выставках сами постановщики и разработчики, а посетители выставок были людьми не слишком осведомленными. Нынче все изменилось - потребители стали намного грамотнее, а вот в демонстраторы нередко попадают случайные люди, которые не могут внятно ответить на вопросы. Системы автоматизации финансово-экономической деятельности докладчица сравнила с гроздьями винограда, где есть ягоды разной спелости, а до многих вообще не добраться (т. е. трудно найти конкретную нужную функцию, нет “путеводителей”).

Вопросы к докладчикам и их ответы были достойны самих докладов, приведу пару примеров. “Так все же - вам кажется или вы считали?”. “Дело не в людях, а в том, что они делают”. “Клиент прирос к системе, но ему в ней плохо”. И еще вопрос: “У вас цифры в табличке в долларах?”. Ответ: “Зачем в долларах, в процентах”. Великое все же дело - правильно определить единицы измерения. Определишь, и дальнейший традиционный осенний подсчет (полученных ран, оставшихся товарищей, вылупившихся цыплят) значительно облегчается.

Версия для печати