На конференции Showcase венчурные капиталисты искали объекты для инвестиций    

Трой Клит, сооснователь и главный исполнительный директор фирмы Accesslease.com (Дейли-Сити, шт. Калифорния), конечно, предполагал, что использование Web-узла в качестве посредника при заключении договоров лизинга между предприятиями - хорошая идея. Но он даже не подозревал, насколько она окажется хороша.

Венчурные капиталисты, слетевшиеся в конце января в Палм-Спрингс (шт. Калифорния) на конференцию Showcase, были в восторге от начинания Клита и других подобных проектов. Их агенты проверили каждого участника на наличие “золотых” идей в области ведения электронного бизнеса между предприятиями (B2B). Всего в Showcase приняли участие 140 недавно созданных компаний, представлявших свои демонстрационные продукты и нуждавшихся в финансировании.

Аналитики предсказывают безумно быстрый рост рынка B2B. По прогнозу исследовательской фирмы Gartner Group (Стэмфорд, шт. Коннектикут), к 2004 г. мировой оборот в этой сфере должен составить 7,29 трлн. долл., и инвесторы из кожи вон лезут, чтобы уже сейчас гарантировать себе получение кусочка от этого пирога.

Венчурные капиталисты, вынужденные полагаться на эти предсказания, все же не забывают и о том, что рынок B2B пока еще для них терра инкогнита.

“Рыночные перспективы B2B огромны, цифры, которые называются в этой связи, делают игнорирование этих перспектив просто невозможным”, - считает Кимбалл Атвуд, управляющий директор в фирме Artemis Ventures, дочернем предприятии компании Artemis Management (Сосалито, шт. Калифорния).

Однако последние прогнозы Gartner Group вызывают определенный скептицизм. Другие исследователи рынка, такие, как фирма Forrester Research (Кеймбридж, шт. Массачусетс), придерживаются более консервативных оценок (см. диаграмму). И все же венчурные капиталисты - это люди, которые кое-что понимают в рыночных реалиях. Они не сомневаются в том, что недолго уже остается ждать того момента, когда обычные торговые предприятия начнут серьезную борьбу со своими новоявленными конкурентами.

Экономические мотивы здесь очевидны. Норма прибыли компаний, работающих на рынке B2B, намного выше, и они не так страдают от атак конкурентов, использующих тактику выжженной земли, таких, как Buy.com с ее моделью “нулевой прибыли” (товары продаются по себестоимости, а доходы компания получает за счет продажи рекламного пространства и установления партнерских отношений с другими фирмами).   

 

Рынок B2B переживает бум.Оборот рынка электронной коммерции между предприятиями в США

Инвесторы прекрасно осознают наличие спроса на ПО и услуги для рынка B2B. В первую очередь они интересуются компаниями, предоставляющими инфраструктурные решения для поддержки цепочек поставок и торговых узлов, использование которых позволяет упростить взаимодействие между поставщиками и их клиентами. Специалисты Gartner считают, что в 2004 г. доля так называемых электронных рынков в общем объеме рынка B2B составит 37%.

“Если вы можете предложить что-либо, что поможет в создании инфраструктуры электронной коммерции, то можно не сомневаться, что в предстоящие годы спрос на вашу продукцию будет очень высоким”, - уверен Питер Миллс, управляющий партнер в фирме @Ventures (Менло-Парк, шт. Калифорния), являющейся венчурным подразделением компании CMGI.

В мире ИТ причиной всей этой кутерьмы зачастую считают желание некоторых людей побыстрее разбогатеть. В значительной мере так оно и есть. Однако роль новаторов Интернета традиционно принадлежит далеко не самым крупным фирмам. Как идут дела у них, так они идут и у отрасли в целом.

“Иногда я просто наблюдаю за тем, что делают небольшие компании. Затем дожидаюсь, пока их идеи подхватят "большие ребята", а потом уже решаю, у кого покупать готовый продукт”, - признается Джей Борделл, управляющий партнер в фирме Cohner Consulting (Лос-Анджелес, шт. Калифорния).

Клит и другой сооснователь Accesslease.com Луис Калиц ехали в Палм-Спрингс с одной мыслью: финансирование. “Мы не можем сделать без него больше ни одного шага”, - обрисовал Клит положение своей компании, стоимость которой оценивается в миллион долларов. Но уже к вечеру первого дня он больше не волновался и только счастливо улыбался. Презентация перед шестью представителями венчурных фирм, засыпавшими его вопросами, прошла на ура.

Рост активности на рынке B2B не грозит ослаблением финансирования электронных магазинов, ориентированных на потребителей. Те же самые компании, что проявили такой интерес к Accesslease.com, заявляют о своей заинтересованности и в рынке коммерции “бизнес - потребитель”, хотя найти бриллиант в этой россыпи становится все сложнее. Компаний вроде eBay осталось не так уж много.

Версия для печати