ОБЗОР

Прошлым летом Я писал про мизерные обороты большинства российских компаний, занимающихся электронной коммерцией. Основной целью работы этих компаний был захват перспективной ниши на рынке. Финансовый и политический климат в стране были неблагоприятными, и эти проекты развивались в основном на внутрикорпоративные средства. О серьезных внешних инвестициях речь тогда не шла.

Однако за последние полгода ситуация существенным образом изменилась: “отдаленная” перспектива становится для многих ЭК- и Интернет-компаний реальностью: российский Интернет стоит на пороге крупных финансовых вливаний.

Этому есть несколько причин.

Во-первых, появились намеки на грядущую политическую стабильность и некоторый подъем в экономическом развитии страны.

Во-вторых, увеличилось число пользователей Интернета. Даются разные оценки их теперешнего числа (от 2 до 6 млн.), но ожидается, что оно будет расти и через 2-3 года достигнет 3,5-8 млн. человек.

Росту клиентской базы Интернета объективно способствует наметившаяся тенденция снижения стоимости доступа, улучшение его качества и расширение географии. Например, в марте цена на доступ dial-up у первичного московского провайдера “Россия-Онлайн” снизилась до 0,4 долл. в час в дневное время, при этом с 2 часов ночи до 10 часов утра доступ для клиентов вообще бесплатный. Похоже, не за горами тот момент, когда пользователям будет предложен тарифный план с неограниченным временем доступа при фиксированной месячной плате.

Цены на выделенные линии также падают. Московская ГТС обещает, что вместе с введением повременной оплаты телефонных переговоров предложит пользователям недорогую услугу высокоскоростного DSL-доступа, а фирма “Комкор” и холдинговая компания http://www.andersengroup.com создают в Москве сеть высокоскоростного доступа в Интернет для жилых домов.

К этому стоит добавить, что телекоммуникационные и другие компании активно улучшают магистральную канальную инфраструктуру - МПС и РАО ЕЭС предполагают строить линии передачи данных вдоль железных дорог и ЛЭП, компания “Голден Телеком” купила у фирмы Sonera оптоволоконную линию до Стокгольма на 2,4 Гбит/с, “Россия-Онлайн”, “Релком”, “Демос”, “МТУ-Интел” и другие Интернет-провайдеры расширяют свое присутствие (и одновременно качество доступа) в регионах страны, в частности, строят узлы доступа в Подмосковье.

Третий фактор, благоприятствующий инвестициям, состоит в том, что ведущие российские Интернет-компании доказали свою жизнеспособность и умение получать прибыль (пусть и небольшую) в неблагоприятном бизнес-климате.

Например, обороты в системе Интернет-платежей Assist/Cyberplat, поддерживаемой компаниями “Рексофт” и КБ “Платина”, достигли сегодня 19 млн. руб. (666 тыс. долл.) в месяц. Объем продаж онлайнового магазина “оЗон”, по данным компании “Рексофт”, за прошлый год вырос в четыре раза. Сейчас он растет на 20-25% в месяц, и на этот год планируется достигнуть показателя продаж в 2 млн. долл. Прошлым летом компания провела массированную рекламу в Интернете, призванную привлечь русскоязычных покупателей, проживающих на Западе. Это дало 40-процентный рост продаж.

Другая известная компания, Actis Systems, занимающаяся Web-дизайном и построением B2B-систем, по словам ее президента Павла Черкашина, в 1999 г. увеличила оборот в несколько раз, компания уже ведет Интернет-проекты стоимостью 0,5-1 млн. долл., в реализации которых участвуют как системные интеграторы, так и другие партнеры Actis.

Павел Черкашин предполагает, что в 2000 г. рынок Интернет-услуг также вырастет “в разы”. В качестве примера он приводит состояние рынка разработки Интернет-систем, который увеличился с 5-6 млн. долл. в 1998 г. до 10-30 млн. долл. в 1999 г. По его мнению, сейчас на рынке наблюдается избыток спроса, но не хватает профессиональных исполнителей проектов. В текущем году тенденция быстрого роста сохранится.

Все эти факторы и прогнозы инвесторам трудно игнорировать. (Правда, в некоторые оценки рынка все же трудно поверить.) Опасаясь упустить удобный момент, они начали активно вкладывать деньги в Рунет.

Недавние инвестиции

В первую очередь инвестиции идут в наиболее раскрученные Интернет-проекты и инфраструктуру. В конце 1999 г. и начале 2000 г. сразу несколько фирм вложили в такие начинания существенные, по меркам российского несырьевого бизнеса, деньги. Вот наиболее известные из последних событий.

- Компания Salomon Smith Barney приобрела долю платежной системы Cyberplat за 5 млн. долл.

- Фирмы Orion Capital и “Русские фонды” (организованная выходцами из России) купили у фирмы “Стек” часть собственности в проектах Rambler, iXBT, Top100, обещав вложить в них в течение трех лет до 30 млн. долл.

- В августе 1999 г. группа западных инвесторов приобрела за 940 тыс. долл. 20% акций компании Port.ru LLC, которой принадлежат почтовая служба Mail.ru и несколько других онлайновых проектов.

- Проект “Интернет-инкубатор” был продан компанией A. Partners иностранному инвестору. Вложения в нее на первом этапе составили около 1 млн. долл., а на втором 5-10 млн. долл.

- Фирмы Barings Vostok и UFG организовали совместную компанию для инвестиций в Россию (о деталях обещано рассказать на РИФ-2000). Она уже приобрела пакет акций магазина “оЗон”. Общая сумма этой сделки - несколько миллионов долларов. Подробнее об этом мы собираемся рассказать в одном из следующих номеров.

- Многие иностранные компании, например Global Telecom Services, активно скупают одного за другим центральных и региональных Интернет-провайдеров. В прошлом году GTS приобрела “Гласнет”, “Невалинк”, “Невателеком”.

Кроме этих можно провести ряд уже объявленных, но еще незавершенных сделок и проектов:

- Компания Arthur Andersen организовала недавно фонд Arthur Andersen Ventures с капиталом 500 млн. долл. для вложения в Интернет-компании по всему миру. По словам партнера отдела корпоративных финансов Arthur Andersen Лоренца Мак-Дугала, руководству фонда уже подано на рассмотрение несколько заявок на финансирование российских Интернет-проектов.

- По сообщению агентства “Финмаркет”, инвестиционная группа “Русские Фонды” ведет переговоры о покупке пакета акций сайта “Полит.Ру”. Предположительная стоимость сделки - также несколько миллионов долларов.

- По сообщению газеты “Ведомости”, ссылающейся на слова президента и председателя совета директоров “Интерроса” Владимира Потанина, совет директоров группы “Интеррос” одобрил концепцию инвестиций в Интернет порядка 10 млн. долл. Этот проект возглавит Сергей Алексашенко, бывший заместитель председателя Центробанка РФ. Предполагается сделать упор на создание инфраструктурных решений, что неудивительно, если вспомнить о нашумевшем в 1998 г. приобретении группой инвесторов, в которую входили “Интеррос” и Джордж Сорос, 25% пакета акций “Связьинвеста”.

Помощь начинающим

Характерной чертой Интернет-рынка является то, что онлайновые компании не хватаются за первого попавшегося инвестора, а ждут оптимального предложения. Наибольший объем вливаний получают, естественно, наиболее известные проекты. Однако есть несколько структур, занимающихся раскруткой и начинающих предприятий.

Например, в марте начал работу “Интернет-инкубатор”, созданный компанией A. Partners. Он ориентирован на тех, кто не имеет средств на развитие своего проекта, но готов вложить в это свои силы и знания, отказавшись в перспективе от владения контрольным пакетом акций нового предприятия.

В “Инкубатор” могут обращаться группы энтузиастов с хорошей идеей, готовые воплощать ее в жизнь. Им бесплатно предоставят помещение под офис, компьютерное оборудование, сеть, хостинг в Сети. A. Partners берет на себя финансовое управление проектом, ведение бухгалтерии, подбор персонала, правовую поддержку, связь с общественностью и промоушн, выделяет деньги на зарплату участников проекта - а для “созревшего” (т. е. организационно оформившегося проекта) будет найден инвестор (см. статью “Интернет-компании будут выращивать в "Инкубаторе"”).

Новые игроки

Для меня был крайне показателен состав участников прошедшей в начале марта в московском отеле “Метрополь” выставки-конференции “Интернет бизнес Россия 2000”: там собралось много людей, бизнес которых не имеет отношения к Интернету, но собирающихся вкладывать средства в те или иные Интернет-проекты.

Подтверждением того, что российские компании, далекие от Интернета, двинулись в Сеть, служит и недавняя договоренность между британским трейдером сталепрокатной продукции Middlesex Holdings и компанией “Газпром”. Они, по сообщению газеты The Moscow Times, решили открыть в IV квартале этого года на сайте www.europe-steel.com электронную торговую площадку для производителей российской сталелитейной продукции и иностранных покупателей.

Это решение вполне отвечает рекомендациям консалтинговой компании Arthur Andersen. Например, Мустафа Гозалан, менеджер ее подразделения бизнес-решений, утверждает, что в России нужно инвестировать средства в поисковые машины, нефтегазовую отрасль, создание Интернет-бирж и других торговых площадок (marketplaces), а также в дистанционное обучение.

Что дальше?

Наталья Одинцова, менеджер Arthur Andersen по корпоративным финансам, прогнозирует продолжение роста инвестиций в Рунет. Она полагает, что на российском рынке нет “глупых денег” (dump money), - здесь действуют люди, которые знают, что и зачем нужно делать. При этом нашим компаниям не стоит строить особо радужных планов.

Во-первых, единственным источником капитала для них будет акционирование. Доступ к проектному (долговому) капиталу останется закрытым.

Во-вторых, российские компании нельзя продать дорого, так как у них низкая ликвидность в силу плохого состояния экономики страны в целом. По словам г-жи Одинцовой, кризис 1998 г. показал, что риск в России есть практика, а не теория. (Тому подтверждение - цена, по которой продали “оЗон”. В США такая компания стоила бы намного дороже.)

Стимулировать инвестиции, по ее мнению, должно и то, что многие российские Интернет-компании добились неплохих результатов и положительного баланса. (Все же, как представляется, это - не самый важный фактор. Стоит рынку в целом начать быстро расти, конкуренция на нем резко усилится и компании окажутся вынужденными вкладывать в развитие больше, чем зарабатывают. В результате - мы пойдем по американскому пути.)

Сдерживать их будет, по словам экспертов Arthur Consulting, непрозрачность финансов российских компаний. Однако фирмы, желающие быстро развиваться (для чего требуются инвестиции), придут к необходимости стать более открытыми.

Есть и другие проблемы - например, как инвестору застраховаться от плохой команды. Основной капитал ИТ-фирмы - это не здание и не компьютеры, а люди, их знания и опыт. Если группа основных сотрудников проданной компании уйдет или начнет работать спустя рукава, то дело инвестора - труба. Эта проблема особенно актуальна в свете недавнего скандала с Music.Ru, когда компания Port.Ru, купившая этот проект, осталась фактически только с правами на доменное имя.

Андрей Вакуленко, генеральный директор компании “Интернет-инкубатор”, считает, что единственный способ защиты в этом случае - это убедить команду в том, что с инвестором ей будет лучше, чем без него. Иными словами, нужно очень внимательно присматриваться к команде, в которую вкладываются деньги, и очень аккуратно с ней работать.

В этом ключе, вероятно, и будут действовать инвесторы в нашей стране, где последние годы “кинуть” кредитора было нормой жизни. Хорошо известно, что большие деньги связаны с большим риском. И все же соблазн огромный. А значит, число желающих рискнуть будет расти.

Версия для печати