Антон Гонсалвес

Качество обслуживания покупателя в виртуальном магазине во многом зависит от того, как налажен учет его запросов и привычек, но это не все. Неотъемлемой частью процесса являются тестирование Web-приложений и разработка мероприятий на случай перегрузки узла и резкого роста трафика.

Патрик Келли, председатель совета директоров фирмы Everything-Commerce (Сан-Рамон, шт. Калифорния), прекрасно знаком с привередливостью Web-покупателей, которые всегда готовы, щелкнув мышью, перейти на узел конкурента. ‘Чтобы выжить на этом рынке, необходимо вести непрестанный анализ, - уверен он. - Клиент не станет дожидаться, пока ваша система скомпонует все необходимые страницы. А чтобы избавить его от такого ожидания, нужно хорошо знать все узкие места своего виртуального магазина”.

Планируя ввести в эксплуатацию в октябре собственный Web-узел по продаже автомобильной продукции, фирма уже сейчас уделяет повышенное внимание мониторингу серверов. Для этого она собирается разработать собственный инструментарий, хотя подобные средства уже имеются на рынке. Программные пакеты и услуги в этой области, в частности, предлагают фирмы eBSure (Даллас, шт. Техас) и Coremetrics (Сан-Франциско, шт. Калифорния).

eBRobot учитывает время, затраченное на совершение онлайновых транзакций

Правда, к решению проблемы они подходят по-разному: eBSure выпустила программный пакет, а Coremetrics выбрала модель поставщика прикладных услуг.

Свой комплект eBSure фирма намерена в апреле нынешнего года представить на выставке Internet World, которая пройдет в Лос-Анджелесе (шт. Калифорния), а в июне он поступит в продажу. В состав продукта войдут три компонента: eBWatch, eBTracker и eBRobot. eBWatch - это Java-приложение для серверов под Linux, Windows NT и Unix, контролирующее работу всех пользователей, щелкающих мышью на страницах Web-узла. Оно регистрирует, куда заходил каждый посетитель, сколько времени ему понадобилось на загрузку страниц, завершение транзакции и выполнение других операций.

Генератор отчетов, общий для всех компонентов, способен представлять собранную информацию в различных графических форматах, включая линейную, столбцовую и секторную диаграммы. eBTracker, устанавливаемый на настольных системах Windows 95, Windows 98 и Windows NT, контролирует работу служащих во “Всемирной паутине”. Приложение регистрирует, какие узлы посетил тот или иной сотрудник и как долго оставался на них. Такая информация может быть использована для оценки эффективности подключения к Интернету и качества обслуживания, предоставляемого поставщиком услуг Интернета. eBRobot, также работающий в средах Windows 95, Windows 98 и Windows NT, “прозванивает” Web-узлы и проверяет время, необходимое для выполнения деловых транзакций. После обработки в генераторе отчетов эту информацию можно сопоставить с шаблоном, подготовленным фирмой eBSure на основе статистических данных для других подобных узлов. Такие шаблоны для различных отраслей под общим названием eBIndex фирма намерена публиковать на своем Web-узле.

Стоимость комплекта eBSure зависит от конфигурации и может колебаться в пределах от 1000 до 30 000 долл.

Фирма Coremetrics со своей стороны анонсировала в марте новую услугу eLuminate по дистанционному мониторингу Web-узлов клиентов и генерации отчетов по запросу. По словам представителей фирмы, ею можно воспользоваться через 1-3 дня после заказа, причем эта услуга обходится дешевле, чем приобретение и эксплуатация соответствующего программного обеспечения. eLuminate к тому же избавляет клиентов от необходимости самостоятельно обрабатывать огромные массивы данных. О цене новой услуги пока не сообщается.

Версия для печати