В конце мая подразделение банка “Платина”, занимавшееся разработкой, поддержкой и продвижением платежной системы CyberPlat.com, было окончательно оформлено в независимую компанию.

Происходящее с CyberPlat однозначно свидетельствует о переходе российского Интернета в следующую фазу развития, когда для выживания Интернет-проектам необходимы крупные инвестиции. За последние полгода нашли себе инвестора Интернет-магазин “оЗон”, поисковая система Яndex, портал Rambler, очередное финансирование получил Port.ru. Кроме того, открылся ряд новых крупных сайтов. Во всех этих случаях речь идет о миллионных вливаниях.

Помимо денег Интернет-проект требует от руководства динамичного принятия решений, что также приводит к необходимости его отделения от большой фирмы. Представители CyberPlat.com не скрывают, что все эти обстоятельства имели место и в их случае. Например, поиском инвестора занимается фирма Solomon Smith Barney. Пока же основным владельцем образовавшейся фирмы остается КБ “Платина”.

Для образования CyberPlat.com была еще одна важная причина: платежная система позиционируется теперь как универсальная, не привязанная ни к какому конкретному банку. Для подключения других банков компанией разработано специальное агентское программное обеспечение. По словам генерального директора компании Игоря Кальгана, сейчас ведутся переговоры о подключении к CyberPlat ряда российских банков.

Кроме того, фирма собирается выходить на мировой рынок. Дело в том, что эквайринг-счет Интернет-магазина должен располагаться в банке, имеющем представительство в той стране, где находится сервер магазина. Это обуславливает интерес к CyberPlat ряда банков Чехии, Англии, Франции, Израиля, США. Кстати говоря, именно ввиду международного аспекта в имени компании появилось окончания “.com”.

На сегодняшний день CyberPlat позволяет проводить платежи (в том числе микроплатежи) в Интернет-магазинах по пластиковым картам (через систему Assist, созданную питерской фирмой “Рексофт”), вести крупные платежи между предприятиями, а также предоставляет услуги Интернет-банкинга.

В планах новоиспеченной компании, собравшей достаточно сильную команду, - интеграция CyberPlat с российскими платежными системами (STB Card, Union Card), дублирование банковских процессинговых центров, создание центра управления цифровыми сертификатами, формирование агентской сети по привлечению и обслуживанию клиентов (т. е. других банков), внедрение поддержки технологии SET (Secure Electronic Transaction), организация шлюзов в другие платежные системы Интернета.

Надо сказать, что преобразования CyberPlat сопровождались некоторыми осложнениями. В конце апреля система Assist, перестав быть просто платежным интерфейсом к CyberPlat, обеспечила альтернативный механизм обработки карт через процессинговый центр STB Card (см. PC Week/RE, № 15/2000, с.30). В некотором смысле она теперь конкурент CyberPlat. При этом большая часть объемов платежей через CyberPlat шла с применением Assist. Весьма популярны и другие платежные системы, например WebMoney (www.webmoney.ru), Cashew (www.cashew.ru), RussianShoppingClub (www.russianshopping.com). А всего в Рунете существует более полутора десятков платежных систем.

Пока же CyberPlat остается наиболее популярной платежной инфраструктурой в Рунете. По опубликованным в ноябре прошлого года данным КБ “Платина”, ее оборот составлял около 1,5 млн. руб. В начале этого года, когда начались процессы отделения CyberPlat от “Платины” и поиска инвестора, публикация абсолютных цифр оборота прекратилась, хотя представители CyberPlat.com утверждают, что он рос на 50% в месяц. Если это действительно так, то ее оборот в настоящее время должен составлять более 600 тыс. в месяц. По неофициальным данным, эта цифра на пару десятков процентов выше. Сейчас к системе подключено около 90 магазинов и примерно 140 находятся в разных фазах подключения.

CyberPlat.com: (095) 745-4060.

Версия для печати