E-ВОЛЮЦИЯ

Отрасль высоких технологий в наши дни напоминает Национальную баскетбольную ассоциацию. Я пришел к столь пугающему заключению, наблюдая за избиением очередной жертвы командой “Лос-Анджелес Лейкерз”. Баскетбол состоит из четырех игр, проходящих одновременно. Это нападение, защита и переходная фаза между ними, состоящая из быстрых про- ходов, свободных перепасовок и перехватов мяча - иногда небрежных, а иногда блестящих. И наконец, есть еще игра на трибунах, где болельщики больше интересуются тем, как бы попасть на экран “Джамботрона”*, нежели тем, что происходит на площадке.

Скотт Петерсен

Сегодня технологическая отрасль находится где-то между переходной игрой и игрой на трибунах. Недавние события на рынке иллюстрируют переходную фазу, в которой патетика трагедии сочетается с пафосом торжества: NASDAQ в апреле претерпела крупнейший за все время ее существования спад, пришедший на смену не менее мощному подъему. Десятки com-компаний находятся на грани банкротства, и в то же время такие столпы технологической отрасли, как Intel, IBM, AOL, Qualcomm, RealNetworks, Siebel Systems и Inktomi, докладывают об отличных финансовых показателях.

В ходе этой перетряски становится очевидно, что начинающие Web-компании - скороспелые, не обладают выносливостью, необходимой для продолжительной игры. В НБА матчи на выбывание (начинающиеся как раз в конце апреля) - это время, когда игра становится осторожнее, жестче и плотнее. Команды, практиковавшие в течение сезона быстрые проходы, - аналог наших com-компаний - часто завершают свое участие в состязании именно на этом этапе.

Приведенная аналогия может служить очень неплохой иллюстрацией мнения, изложенного в конце апреля главой исследовательской компании Forrester Research Джорджем Колони. Он считает, что по своим качествам com-компании (которые он называет собирательным именем “Hollow.com” -“пустота.com”) противоречат концепции и структуре коммерческой деятельности в США: это проворные, но близорукие, лишенные знаний и опыта игроки. Всю тяжесть вины Колони возлагает на главных исполнительных директоров com-компаний.

И он прав. Если вернуться к нашей аналогии, то эти люди выбрали себе роль болельщиков на трибунах, подогревающих игру задорными кличами, в то время как их команду давят по всей площадке. Убытки? Что за вздор! Главное - рыночная доля!

Здесь необходимо учитывать фактор опыта. Я встречался со множеством таких главных исполнительных директоров и вижу: все то, что они выигрывают на юношеском задоре, они тут же проигрывают на+ том же юношеском задоре. Риск поражения, похоже, не беспокоит эту толпу сторонних наблюдателей - ведь они всегда могут заложить или продать свои опционы, собрать пожитки и отправиться в другую начинающую компанию, которой требуется “опытный” “.com”-руководитель.

Всего несколько недель назад старейшина всех главных исполнительных директоров технологических компаний Луис Герстнер из IBM высказал интересное мнение в одном из номеров журнала Business Week. Он призвал руководителей предприятий избегать ловушки “.com”, не забывать об общей ситуации на рынке и о длительной, так сказать, перспективе.

Как и Колони, он предупреждает о губительном влиянии, которое нынешний “.com”-изм отрасли способен оказать на будущее ее участников: потеря перспективы угрожает возможности стабильного роста.

А меня больше всего беспокоит влияние этого явления на студентов бизнес-школ эпохи Интернет-экономики. Не утратили ли они уже почтения к ценностям “старой” экономики, которым дышали их предшественники?

Может быть, да, а может, и нет. Я даже не стану выражать сомнений в том, что новая экономика в конечном итоге победит. Как бы то ни было, в ближайшие месяцы и годы нам предстоит наблюдать немало матчей, сыгранных кое-как.

А как вы считаете, кто победит? Пишите мне по адресу: scot_petersen@ziffdavis.com. *Марка демонстрационного экрана фирмы Sony.

Версия для печати