Но число пользователей дармового доступа растет

Идея переложить затраты с покупателя услуги на рекламодателя не нова. По этому принципу живет большинство СМИ: телевидение, печатные издания, радио. За счет рекламы издатели газет и журналов могут держать подписные и розничные цены на низком уровне, что обеспечивает доступность подобной продукции. Однако в Интернете ситуация иная: там пользователь должен заплатить за доступ, и заплатить в общем-то немало. Поэтому несколько лет назад вполне естественным образом родилась идея предоставления бесплатного доступа в Интернет с перекладыванием всех расходов на рекламодателей. На сегодняшний день известно несколько моделей получения доходов, но все они в чем-то ущербны.

Американская модель-1: реклама

Первые попытки создания служб бесплатного доступа были предприняты в США еще на заре развития Интернета, но быстро закончились неудачами. Вторая волна пришлась на 1998-1999 гг., когда эти услуги предложили такие компании, как NetZero, Spinway.com, Freei.Net, 1stUp, FreeRide и др.

Большинство подобных ISP (поставщиков услуг Интернета) опирается на рекламу в качестве основного источника доходов. Суть этого подхода в следующем. Подписчик получает право на доступ в обмен на информацию о себе, интересную рекламодателям (в основном демографического характера). Далее, при работе в Интернете внизу экрана его компьютера появляется специальное окно (его невозможно закрыть), в котором показывается реклама, “нацеленная” на пользователя исходя из его профиля, информации о посещаемых им сайтах, совершаемых поисковых запросах и т. п.

Организаторы бесплатного доступа полагали, что благодаря наличию подобной информации удается значительно повысить эффективность рекламы. Кроме того, в окне можно размещать “кнопки”, позволяющие переходить на сайты спонсоров. Все это должно было способствовать популярности сервиса среди рекламодателей и его окупаемости. Скажем, себестоимость услуг dialup-доступа в расчете на одного подписчика в США составляет 5-7 долл. в месяц, поэтому для окупаемости достаточно показать каждому клиенту по 1000 баннеров в месяц (баннеры продаются по средней цене 10 долл. за тысячу).

Поначалу описанные расчеты оправдывались, а сомнения аналитиков в том, что требование предоставить сведения о себе ограничит популярность подобных сервисов, не подтверждались. Так, в марте 1999 г. (через четыре месяца после открытия) число зарегистрированных пользователей NetZero составило 500 тыс. человек, к августу 1999-го оно доросло до 1,7 млн., к апрелю 2000 г. - почти до 3 млн., а к концу 2000-го, по оценке фирмы Goldman Sachs, приблизится к 4 млн. По информации NetZero, более половины из них обращались к этой услуге хотя бы раз в месяц. К апрелю 2000 г. количество активных подписчиков Freei.net (конкурента NetZero) равнялось 1,1 млн. человек. Это - огромные цифры. Скажем, у AOL всего около 20 млн., у MindSpring и EarthLink (другие крупнейшие провайдеры Америки) - по 1 млн., а у AT&T’s WorldNet - 1,5 млн. клиентов.

Домен Freei.net, как и одноименная компания, теперь принадлежит фирме NetZero

Осень 1999 г. была “звездным часом” для бесплатных ISP, и, помимо того, что тогда они пользовались пристальным вниманием прессы, некоторым из них удалось с выгодой разместить свои акции на бирже, причем капитализация NetZero составила почти 3 млрд. долл.

Однако, несмотря на огромную популярность, у этих компаний начались проблемы. Дело в том, что им так и не удалось привлечь достаточного количества рекламных денег. В результате этой осенью несколько фирм разорились и были перекуплены конкурентами: Freeinternet.com и Freei.Net достались NetZero, Worldspy и Frewweb - Juno Online Services, а FreeNet закрылась, разослав своим клиентам предложение присоединиться к платному провайдеру Netspace.

Положение еще “живых” компаний тоже не из легких. Скажем, в 2000 г. убытки NetZero составили 91,3 млн. долл., и это несмотря на ряд удачных соглашений, таких, как весенняя сделка с General Motors, обещавшая NetZero поступление 100 млн. долл. в течение четырех лет.

Причин, отпугивающих рекламодателей, оказалось множество, - бесплатностью сервиса соблазнялись в основном низкооплачиваемые слои населения, точность собираемых профилей вызывала сомнения, а качество предлагаемого доступа было невысоким и клиенты использовали его редко, как резервный по отношению к платному Интернет-доступу. А возможно, дело просто в том, что подобных компаний развелось слишком много.

Американская модель-2: партнерство

В конце прошлого года на рынке ISP появилась новая модель предоставления доступа к Интернет-ресурсам: по партнерским соглашениям. Компания любого профиля деятельности могла недорого арендовать у крупного поставщика телекоммуникационных услуг оборудование и каналы связи и организовать “виртуальный ISP”. Например, начинающая фирма Liberty Bay, обратившись к Level 3, стала предоставлять доступ в Интернет всего за 9 долл. в месяц. Аналогичным образом создали сервисы доступа рок-звезда Дэвид Боуи (BowieNet ISP), фирмы Dell Computer и Compaq Computer.

Услуга FreeDSL доступна почти по всей Америке

Но многие крупные фирмы предпочли не удаляться от основного бизнеса и предложили доступ в партнерстве с существующими бесплатными ISP. В течение года шел буквально шквал анонсов о совместных проектах оффлайновых структур, сайтов и подобных провайдеров ISP. Их начали порталы Yahoo, AltaVista, Lycos, NBCi, Excite@Home, развлекательный сайт Simpsons.com, сайт для подростков Bolt.com, сети магазинов Kmart (сайт BlueLigth.com) и Barnes & Noble, компании Corel (но только для своих клиентов), IBM, Ameritrade и пр.

Главными игроками со стороны провайдеров были фирмы 1stUp.com (собственность фирмы CMGI), Spinway.com (совместный проект Ma-sayoshi Son’s Softbank и основателя Seagate Ала Шугарта) и Juno Online Services - они обеспечивали услуги доступа и показ рекламы.

Аналитики полагают, что модель партнерства весьма перспективна, так как ее цель - поддержка отношений с уже имеющимися клиентами. Поэтому некоторые компании, скажем StartFree.com, пытаются до предела упростить подобное сотрудничество, позволяя владельцам сайтов регистрировать партнерство прямо в онлайне и в течение нескольких дней предоставлять своим клиентам пробный бесплатный доступ с продолжительностью сессий до 5 мин.

Схема работы подразумевает не только размещение баннеров в специальном окне, но и постоянную демонстрацию логотипа партнера, а также автоматическое переключение пользователя на ее сайт при любом соединении с Сетью (эту настройку, принимаемую по умолчанию, пользователь отключить не может).

Для того чтобы воспользоваться данным сервисом, достаточно установить специальное программное обеспечение, скачав его с сайтов участников программы или получив на специальном компакт-диске. Такие диски распространялись самыми разнообразными способами. Например, Kmart раздавал их через свою розничную сеть (состоящую из 2177 магазинов, которые ежедневно посещает 30 млн. человек), а NBCi - через сеть распространения пиццы Domino’s Pizza. Всего через шесть недель после начала работы у сервиса Kmart было около 1 млн. клиентов.

Помимо организации партнерских программ, некоторые ISP пробуют строить такие модели бизнеса, которые позволяли бы превращать “халявщиков” в клиентов, платящих за услуги. Например, Juno Online Services, располагающая 3,8 млн. подписчиков, разработала маркетинговую программу, которая обеспечила перевод 780 тыс. из них в платных dialup-клиентов. Также компания подталкивает их к использованию ее платного высокоскоростного DSL-сервиса, поддерживаемого совместно с Covad Communications.

И все же эти ухищрения пока не спасают фирмы, специализирующиеся исключительно на предоставлении бесплатного доступа: Juno потеряла в последнем квартале около 44 млн. долл. Финансовое положение Spinway.com и 1stUp.com также крайне тяжелое.

Европейская модель

В промышленно развитых государствах Европы, в отличие от США, телекоммуникационные компании находятся в руках государства, монопольно владеют линиями связи и неэффективны. Поэтому здесь действует повременная схема оплаты телефонных разговоров (в противоположность США, где стоимость разговора не зависит от продолжительности), а цена минуты связи очень высока. Например, в Великобритании она обходится в 1-4 пенса (от 1,5-6 центов).

Все это отрицательно сказывается на развитии Интернета - Европа сильно отстает от США как по числу пользователей, так и по времени, проводимому каждым из них в Сети. Заинтересованные круги лоббируют переход на “плоский” тариф, но пока еще ничего не изменилось. (Именно по неэффективному европейскому пути нас сейчас заставляет идти Минсвязи!!! - прим. ред.)

Между тем такая ситуация привела к расцвету на континенте Интернет-провайдеров, которых можно отнести к категории “условно-бесплатных”. Модель бизнеса проста: ISP договаривается с поставщиками услуг связи о разделе прибыли, получаемой теми от клиента, работающего в Web. Например, в Великобритании телефонная компания оставляет себе от 33 до 60% денег, полученных с клиента, перечисляя остальные на счет Интернет-провайдера. При цене связи в несколько центов за минуту это само по себе приводит к высокой доходности ISP. Кроме того, провайдеры берут плату за звонки в службу технической поддержки, достигающую 1 фунта стерлингов за минуту.

Первым игроком, предложившим “бесплатный” доступ в Европе, была компания Freeserve, открытая в конце 1998 г. фирмой Dixons Group (крупнейшим в Британии розничным торговцем домашней электроникой). В начале 1999 г. она имела уже 750 тыс., а в июне - 1,5 млн. подписчиков и лидировала по этому показателю в стране. Ее портал стал здесь также самым популярным.

Идею быстро переняли другие фирмы Британии: поставщик спутниковых телепередач British Sky Broadcasting Group, крупнейшая страховая компания Prudential, известнейший банк Barclays, книжный ритейлер W.H. Smith, сеть продуктовых магазинов Tesco, газета Mirror Group, таблоид The Sun и даже футбольный клуб Arsenal Football Club. К их числу вскоре присоединилась и телефонная компания British Telecommunications.

А затем эту модель скопировали и в других странах: фирмы Germany.net в Германии, Kingfisher и Liberty Surf во Франции, Tiscali в Италии, Econophone, Sunrise и Span в Швейцарии, Sony Europe в Германии и Англии и т. д. Все они пытаются использовать бесплатный доступ для привлечения пользователей к своим ресурсам с последующим получением прибыли от рекламы или комиссионных от онлайновых продаж. Даже AOL открыла бесплатный сервис Netscape Online, хотя и продолжает предлагать более качественные платные услуги. Так же в июне поступила Microsoft.

Однако весь этот поток услуг создал проблемы самим провайдерам, которым теперь весьма сложно выделять себя на рынке, что опять-таки привело к падению их доходов. Например, Freeserve в апреле сообщила об убытках за 1999 г. в размере 27,7 млн. долл.

Другие страны - другие модели

Американские провайдеры бесплатного доступа активно “движутся” в другие страны. Скажем, в этом году Freei.Net открыла подразделения в странах ПАСЕ, а 1stUp.com - в Латинской Америке. Однако во многих странах есть и свои, родные поставщики бесплатных услуг доступа, число клиентов которых стремительно растет.

Так, Zfree в Новой Зеландии за шесть месяцев своего существования собрал 200 тыс. подписчиков и наращивает их число по 800 человек в день. Его конкурент, платный провайдер Xtra (подразделение Telecom New Zeland), имеет 300 тыс. подписчиков, но это число растет со скоростью 330 человек в день. Всего в этой стране около 600 тыс. подписчиков Интернета при населении 4 млн. человек.

Кардинально иную модель провайдерского бизнеса предложили австралийцы (в нашей стране ее пытается реализовать компания Rambler, freenet. rambler.ru). Суть ее в том, что пользователь получает доступ не ко всей Сети, а только к сайтам, перечисляющим компании-провайдеру средства в расчете 1 цент за 1 показанную страницу. Он по-прежнему предоставляет данные о себе ISP, что позволяет владельцам сайтов знать, кто их посещает. Клиенту не требуется устанавливать никакого дополнительного ПО, работа ведется через прокси-сервер провайдера, а длительность одной сессии связи ограничена. Перспективы такого сервиса, правда, сомнительны, так как он заинтересует скорее всего только бедные слои населения, а это не то, что надо рекламодателям, которые в конечном счете оплачивают этот доступ.

Вообще говоря, отечественные провайдеры довольно активно экспериментируют с бесплатным доступом. Например, такой доступ на свои серверы электронной почты предлагали в разное время ORC и “Зенон”.

Любопытны и последние опыты с предоставлением бесплатных услуг доступа в Web с сотовых телефонов, проводимые совместно фирмами NetZero и Quallcom (последняя вложила в NetZero около 100 млн. долл.), а также широкополосного DSL-доступа, предоставляемого с апреля этого года фирмой Broadband Digital Group (торговая марка FreeDSL).

Схема работы Free DSL не отличается от схемы работы обычного бесплатного американского провайдера, что наводит на грустные мысли о живучести этой компании - ведь себестоимость DSL-доступа выше, чем у dialup-соединения. Однако ввиду наплыва желающих получить халявный DSL-доступ (еще до открытия их набралось более 450 тыс.) она может выбирать наиболее “полезных” клиентов. Кроме того, она предлагает и более качественное обслуживание, но за дополнительную плату. Над организацией бесплатного DSL-доступа работают и другие фирмы, например Staruni (www.staruni.com), iNYC (www.iNYC. com).

В целом, однако, схем, обеспечивающих безубыточность провайдеров бесплатного Интернет-доступа, пока не найдено. Правда, аналитики Jupiter Communications прогнозируют, что безумцы, предоставляющие его, будут находиться и дальше - и в 2003 г. их услугами воспользуется 10 млн. человек.

Версия для печати