ЮБИЛЕИ

Недавно немецкой дистрибьюторско-интеграторской компании MAS Elektronik AG (www.mas.ru), действующей на рынках семи стран, поставляющей продукцию 17 вендоров и работающей почти с тысячью дилеров и крупных клиентов, исполнилось 10 лет. Юбилей - хороший повод осмыслить прошлое и попытаться заглянуть в будущее. Вот что рассказал нашему корреспонденту Владимиру Митину один из сооснователей MAS Elektronik AG Яков Адонц (Jacob Adonts).

Яков Адонц: “Один из путей развития

MAS Elektronik AG - создание

собственной торговой марки”

PC Week: Кому пришла в голову идея основать MAS Elektronik AG? Какие цели преследовались создателями компании на разных этапах ее развития?

Яков Адонц: История создания MAS Elektronik AG (бывшая MAS Elektronikhandels GmbH) уходит своими корнями в 1987-1989 гг., когда в СССР был колоссальный спрос на услуги, связанные с переоснащением предприятий компьютерной техникой. Этим и занималась компания PC Computer GmbH, у истоков которой стояли ваш покорный слуга (я в то время занимался налаживанием банковских связей между Востоком и Западом и одновременно представлял интересы Санкт-Петербургского парламента в Западной Европе по ряду вопросов) и Йенс Ю (Jens Yu), специалист в области информационных технологий, получивший степень магистра бизнес-администрирования (MBA) в Брюссельском университете. В те годы компьютерная техника поставлялась в нашу страну в огромных количествах, и когда стало ясно, что этот бизнес стабилен, родилась идея выделить его в самостоятельное дело. Тогда и созрело решение организовать компанию MAS Elektronikhandels GmbH. В то время в Германии было множество людей, готовых вложиться в Россию. Поэтому мне и Йенсу не составило труда привлечь в качестве инвесторов двух немецких бизнесменов, уже в то время владевших несколькими заводами в Юго-Восточной Азии.

Прежде всего нам хотелось найти нишу новой компании. В Германии PC Computer GmbH позиционировала себя больше как сервисная компания, занимавшаяся оказанием услуг небольшим предприятиям и частным лицам. В России же наш бизнес был рассчитан на то, чтобы работать в основном на государственные предприятия. Так, например, одним из первых заказчиков MAS Elektronikhandels GmbH был Сбербанк - мы переоснастили целый ряд его отделений.

Если вспомнить, в каком порядке возникали наши филиалы, то первым стало российское представительство в Санкт-Петербурге, открытое в 1992 г. В то время им руководил Сергей Кикнадзе, а штат составлял 13 человек. В 1993 г. появилось представительство в Москве. Его возглавил Александр Кистанов. Одновременно было открыто отделение в Минске, а через год в Киеве. Уже в 1993 г. наш оборот по сравнению с 1991 г. увеличился вдвое.

22 февраля 2000 г. после тщательного аудита и проверки MAS Elektronikhandels GmbH с целью обеспечения максимальной “прозрачности” для вендоров была преобразована в акционерное общество отрытого типа и изменила название на MAS Elektronik AG. Данное событие - особая гордость компании. Ведь среди фирм, работающих на российском рынке, нет аналогов нашей. Подписав с нами партнерское соглашение, основные наши вендоры получают право на приобретение акций MAS Elektronik AG. Вендоры не только участвуют в прибыли, но и имеют возможность следить за финансовыми операциями фирмы.

Мы стараемся максимально информировать своих партнеров и клиентов о деятельности компании. А если зайти на сайт www.mas.de/webcam, то можно, воспользовавшись установленными в немецком офисе Web-камерами, увидеть сотрудников MAS Elektronik AG прямо за рабочими столами.

PC Week: На какие секторы рынка вы нацеливаетесь в ближайшем будущем?

Я. А.: MAS Elektronik AG не собирается становиться классическим широкопрофильным дистрибьютором и предлагать со склада в Москве продукцию сотни или более фирм. У нас существует два основных направления деятельности: системная интеграция (проектирование, разработка, внедрение и сопровождение сетевых и телекоммуникационных решений, а также систем бесперебойного электропитания любой сложности) и дистрибуция. В последнем можно выделить три “поднаправления”:

- дистрибуция оборудования для рынка SoHo (сканеры, мониторы, лазерные принтеры, цифровые камеры);

- дистрибуция оборудования для обеспечения допечатного процесса (профессиональные сканеры, цветные и черно-белые лазерные принтеры, расходные материалы для принтеров, мониторы);

- проектная дистрибуция (поставка активного и пассивного сетевого и телекоммуникационного оборудования, серверов и ПК, RISC-систем, источников бесперебойного питания любой мощности, дизель-генераторных установок и т. д.).

Эти рынки определены компанией как приоритетные, и в них мы чувствуем себя более чем уверенно. Конечно же, мы будем постоянно увеличивать число вендоров, поставляющих оборудование для интересующих нас секторов. В то же время MAS Elektronik AG уже давно идет по пути создания собственной торговой марки и выпуска своей продукции. С этой целью компания приобрела долевое участие в ряде производств (заводов) в Юго-Восточной Азии, разработала целую линейку сетевых продуктов, мониторов, но этим наши планы вовсе не ограничиваются. В настоящий момент зарегистрировано несколько торговых марок и логотипов, в том числе XORO и YaNet. То есть процесс пошел, и мы надеемся, что собственные продукты MAS Elektronik AG при наличии уже отлаженных каналов сбыта скоро станут хорошо известны российским потребителям.

PC Week: Как выглядит среднестатистический сотрудник MAS Elektronik AG?

Я. А.: Вопрос персонала - это очень серьезный вопрос для любой большой компании. Я бы так описал среднестатистический портрет работника MAS Elektronik AG: это мужчина/женщина в возрасте до 30 лет с высшим образованием, закончивший(ая) скорее всего МГУ, МФТИ или МИФИ, специальность которого(ой) непосредственно связана с информационными технологиями. Мы стараемся реализовать такую кадровую политику, при которой талантливым людям у нас открываются большие возможности для реализации своих идей.

Стараясь удержать наиболее ценных сотрудников, мы привлекаем их в акционеры компании, предлагаем им ESO (Employees Stock Option). Это право сотрудника на владение пакетом акций фирмы на льготных условиях. А условия эти бывают двух видов. Первый - право на покупку акций по цене ниже биржевой (как правило, на 15%); это в основном используется в “старых” компаниях, которые давно присутствуют на биржевом рынке). Второй вид - и мы предлагаем именно его - право на покупки акций “по номиналу”.

Мы очень бережно относимся к персоналу: ни в один из крупных и мелких экономических кризисов никто из сотрудников не был уволен и зарплата выплачивалась регулярно. Мне кажется, это говорит о многом+

PC Week: Какие новые виды услуг вы планируете предоставлять своим дилерам?

Я. А.: Еще в 1995 г. компания начала использовать Интернет для своей оперативной работы, выбрав Сеть в качестве ключевого звена в оптимизации как внутренних, так и внешних бизнес-процессов. Мы убедились - это решение действительно позволяет опережать конкурентов, оптимизировать логистику, снижать издержки доставки и предлагать более низкие цены. Разработанная специалистами MAS Elektronik AG система электронной коммерции давно и успешно функционирует в Германии. Одними из первых в России мы открыли специализированный Web-сервер, где наши дилеры могут получить доступ ко всем необходимым сведениям о состоянии склада, проводимых нами маркетинговых акциях и к ценовой информации.

В марте на сервере www.mas.ru была запущена удобная онлайновая система размещения заказов. Сейчас к работе с ней в пробном режиме допущено ограниченное число “самых близких” дилеров. Через месяц будет проведен анализ функционирования системы, по его итогам предполагается устранить все возможные неудобства и доработать интерфейс менеджера. Далее MAS Elektronik AG планирует запуск системы для всех отделений компании и всех дилеров, желающих делать заказы через Интернет. Кроме того, наши специалисты продолжают работать над развитием новых Интернет-проектов.

Версия для печати