РЕЧЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

На сегодняшний день во всем мире установлено около 1,7 млрд. телефонов, причем все большую популярность получают их мобильные собратья. Многие пользователи уже не нуждаются в персональном компьютере для доступа в Интернет. В Америке все шире внедряются персонализированные голосовые сервисы, позволяющие при помощи телефона получать самую разнообразную информацию как из специализированных баз данных, так и из Интернета. Поэтому не случайно на прошедшей в конце марта выставке CeBIT в области речевых технологий тема голосовых порталов была в центре внимания.

Многие участники выставки посчитали, что компьютерная индустрия находится на пороге бума голосовых сервисов. Вице-президент по беспроводным технологиям аналитической группы The Kelsey Марк Плакиас предсказал, что к 2005 г. 18 млн. человек будут тем или иным способом использовать голосовые порталы. По его мнению, это связано со все возрастающей тенденцией замены традиционных проводных сетей связи на мобильные и беспроводные технологии.

В США сервис Tellme уже перерос в огромный голосовой портал, позволяющий любому желающему со своего телефона получить доступ к информации в Интернете. К другим игрокам этого рынка можно отнести BeVocal, TelSurf, Networks и Audiopoint. Европа пока значительно отстает в данном отношении от США, но многие считают, что это временное явление. По нашу сторону Атлантики телефонная инфраструктура хорошо развита, а доля населения, имеющего доступ в Интернет, не столь высока, и многие выше упомянутые компании планируют в течение 2001 г. запустить в Европе несколько новых проектов.

Голосовые порталы пока очень молоды. В основном все они начали развиваться сразу после появления языка разметки голосовых диалогов VoiceXML в мае 2000 г. VoiceXML опирается на технологии распознавания и синтеза речи, которые стары, как и сам компьютер, но благодаря новому стандарту получили второе дыхание. Если раньше область их применения в основном ограничивалась клиентскими машинами и специальными военными проектами, то теперь, после перехода на высокоскоростные серверы Интернета, круг их задач стал буквально необъятным: от традиционного доступа к прогнозу погоды, котировкам акций, последним новостям до узко персонализированной информации, позволяющей управлять личным электронным почтовым ящиком, банковским счетом, загородным домом или машиной. Одно из последних воплощений данной технологии - проект интеллектуального дома в Англии, управляемого голосом как изнутри, так и через Интернет.

Алан Паунд, управляющий директор компании Aculab, считает, что голосовые порталы пойдут дальше своих прародителей. Благодаря простоте VoiceXML их написание стало не сложнее создания обычных веб-сайтов, бурное развитие которых было вызвано также появлением языка гипертекстовой разметки HTML. Основных клиентов же он видит в лице корпораций, банков и крупных финансовых организаций, которые при помощи голосовых порталов смогут значительно снизить затраты на обслуживание клиентов.

Помимо снижения затрат, при правильном подходе можно даже получать прибыль. Обычно голосовые порталы доступны по бесплатным телефонам, где основной доход приносит реклама: во время ожидания исполнения запроса пользователям предлагается прослушать небольшой информационный блок. Аналитическая группа The Kelsey отмечает, что эффективность подобной рекламы очень высока, и ожидается, что ее оборот достигнет к 2005 г. 17 млрд. долл.

Таким образом, мы с вами становимся свидетелями развития новой компьютерной отрасли, которой даже успели дать специальное название - voice commerce (v-commerce).

Версия для печати