ТЕХНОЛОГИИ

Повышения эффективности управления глобальной корпорацией с динамической структурой можно добиться за счет внедрения корпоративных систем электронного бизнеса, использующих открытые стандарты

Электронный бизнес проникает в бизнес обычный, как вода в почву, и повышает его эффективность так же, как регулярный полив - урожаи. Сегодня остается все меньше областей человеческой деятельности, где не используются средства электронной торговли.

Одна из отраслей, где весьма активно используются системы, базирующиеся на Интернет-технологиях, - нефтегазовый сектор, в котором путем внедрения корпоративных систем электронного бизнеса можно добиться существенного повышения эффективности управления крупными предприятиями с динамической структурой.

Анатолий Логинов

“Высокая степень интеграции технологий корпоративного управления является наиболее яркой отличительной чертой глобальной корпорации и необходимым условием ее успешного долгосрочного функционирования. Предприятие растет, модернизируется за счет слияний и поглощений, его структура динамично меняется”, - считает Анатолий Логинов, генеральный директор компании “Банковский производственный центр” (БПЦ, www.bpc.ru).

Он убежден, что традиционные системы корпоративного управления, такие, как SAP, Baan или PeopleSoft, ориентированы на работу в стабильной инфраструктуре, в результате чего они не всегда успевают за происходящими изменениями. В условиях же меняющейся структуры возникает задача, для решения которой ERP-системы приспособлены плохо.

Задача эта - организация взаимодействия подразделений и предприятий по вопросам материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции. Не наладив такого взаимодействия, нельзя установить централизованный контроль за процессами снабжения и сбыта, что в свою очередь приведет к значительным финансовым потерям. Хотя компании Oracle, SAP и JD Edwards предлагают интегрированные решения для систем управления цепочками поставок, пока их технологии не свободны от серьезных недостатков.

Радужные перспективы корпоративного э-бизнеса

По мнению специалистов БПЦ, заметного повышения эффективности управления глобальной корпорацией с гибкой структурой можно добиться за счет внедрения корпоративных систем электронного бизнеса, опирающихся на открытые стандарты типа TCP/IP, HTML и XML. Такие системы динамически объединяют разнородные информационные и управленческие системы компании и ее партнеров, а безопасные технологии электронных платежей дают возможность осуществлять расчеты в момент совершения сделки.

Как правило, корпоративные системы электронного бизнеса имеют стандартные интерфейсы взаимодействия с наиболее известными ERP-системами, благодаря чему интеграция систем ЭБ со сложившейся ИТ-инфраструктурой происходит быстро и относительно безболезненно.

Сегодня наибольшее распространение получили следующие типы систем э-бизнеса:

- электронная система материально-технического снабжения (e-procurement);

- электронная система управления цепочками поставок (supply chain management);

- электронная система сбыта продукции;

- электронная система взаимодействия с клиентами и партнерами (e-CRM, customer relationship management);

- отраслевые и межотраслевые электронные торговые площадки (e-marketplace);

- электронные внутрикорпоративные порталы по работе с персоналом (e-HRO, human resources outsourcing).

Купить поменьше, купить подешевле+

В области автоматизации проектирования и управления производством за последние двадцать лет достигнут огромный прогресс, но снабжение остается по-прежнему наиболее ресурсоемкой, неавтоматизированной и неэффективной сферой работы корпораций. В результате перерасход средств на приобретение сырья и комплектующих составляет 15-27% от общей суммы, идущей на закупку.

Особенно велик этот перерасход при единичных закупках: цепочки поставок по долгосрочным контрактам обычно достаточно хорошо оптимизированы, а вот разовые закупки плохо поддаются контролю. Мало того, что заказы обрабатываются долго, закупки получаются фрагментированными и неподдающимися централизованному контролю, и, как следствие, такие методы экономии, как накопительные скидки, не используются.

Ситуация усугубляется с ростом динамики изменений корпоративной структуры: поглощения, слияния, диверсификация и глобализация приводят к постоянному преобразованию связей между покупателями и поставщиками, отслеживать которые в рамках традиционных ERP-систем становится все сложнее.

И здесь помогают системы электронного бизнеса, которые, по оценкам Forrester Research (www.forrester.com), позволяют в сроки, обычно не превышающие года, добиться значительного увеличения эффективности материально-технического снабжения - в частности, сократить затраты на обработку заказа при покупке товаров в среднем со 170 до 30 долл., а время его прохождения - с восьми до двух дней. Закупаемые товары же в целом оказываются на 5-20% дешевле благодаря использованию накопительных скидок, динамического анализа предложений поставщиков и т. п.

Наиболее яркие примеры реализации систем материально-технического снабжения представляют компании Ford, Dell, Cisco, Shell Chemical и Microsoft. Так, ежегодный объем электронных закупок Microsoft составляет 3 млрд. долл., а сроки прохождения заказа после внедрения системы уменьшились с восьми до трех дней. Численность персонала, занимающегося в этой компании вопросами снабжения, сократилась в девять раз.

Системы управления поставками

Интеграция поставщиков, транспортных и финансовых компаний, участвующих в цепочках поставок, часто оказывается затруднительной из-за несовместимости их информационных, управленческих и транзакционных систем. Даже в тех случаях, когда та или иная корпорация стремится к унификации используемой ERP-системы, она, как правило, оказывается не в состоянии навязать ее всем поставщикам, состав которых (к тому же) периодически меняется.

Но электронные системы управления поставками, используя открытые стандарты, позволяют интегрировать разнородные системы управления всех участников процесса поставок и таким образом устранить основные причины потерь. В общем случае они обеспечивают планирование поставок, выполнение заказов, расчеты и анализ эффективности.

Ожидается, что оптимизация систем управления поставками еще длительное время будет оставаться одной из центральных задач повышения эффективности корпоративного управления.

Клиент всегда прав

Системы управления взаимоотношениями (CRM) с клиентами призваны привлекать новых заказчиков, развивать связи с постоянными, а также удерживать выгодных, заключая с ними долгосрочные договора.

У крупной быстрорастущей компании взаимоотношения с клиентами часто осложняются из-за того, что совместные действия сотрудников производственных подразделений, отделов продаж и сервисных служб не всегда отработаны, а актуальная информация о клиентах оказывается недоступной в оперативном режиме при обработке их заявок.

В результате эффективность маркетинговых программ снижается, связь между рынком и производством разрывается, а главное - возрастает вероятность потери клиентов вследствие небрежного или неперсонифицированного обращения с ними. Интересно, что, по некоторым сведениям, затраты на продажу товаров “старому” клиенту в шесть раз ниже затрат на продажу новому, а удержание в течение года 5% существующей клиентской базы приводит к увеличению прибыли в среднем на 85%.

Современные Интернет-технологии позволяют создавать технологическую инфраструктуру для эффективного управления взаимоотношениями на уровне компании, обеспечивая каждое подразделение информацией о клиенте в процессе работы с ним.

Продать побольше, продать подороже!

Типичными проблемами при выходе компании на новые рынки, особенно в странах, где экономический уклад отличается от североамериканского или западноевропейского, являются нарушения в системе расчетов. К их числу относятся задержки платежей по отгруженным товарам, нарушение ценовой политики (завышение цен или демпинг со стороны недобросовестных или неопытных дистрибьюторов). Все это приводит к подрыву рынка в долгосрочной перспективе, уменьшению объемов продаж.

Системы электронной дистрибуции - один из наиболее отработанных элементов корпоративного управления. Они позволяют осуществить заказ необходимого товара по Интернету, оплатить сделанный заказ, а также обеспечить контроль за ценовой политикой. Кроме того, существует возможность мониторинга прибыльности и надежности каждого дистрибьютора, а также значительного увеличения оборачиваемости средств.

Объединенные торговые площадки

В конце 90-х годов развитие систем электронного бизнеса привело к возникновению интереса к созданию межкорпоративных электронных торговых площадок и бирж. Как правило, такие площадки организуются в форме нейтральных предприятий, а их участниками становятся крупнейшие компании в какой-либо отрасли.

Определенную известность получили площадки, объединяющие гигантов автомобилестроения, нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие корпорации и некоторые другие.

Межкорпоративные площадки создаются для того, чтобы помочь участникам консолидировать спрос и оказать дополнительное давление на поставщиков, облегчить обмен высвобождающимися материально-техническими активами (дорогостоящим оборудованием, материалами и т. п.), а также снизить затраты на операции купли-продажи за счет сокращения количества посредников. Однако, несмотря на оптимистические прогнозы, эти площадки пока не играют заметной роли, уступая специализированным биржам или внутрикорпоративным системам электронных закупок.

Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Электронный бизнес полезен не только безвестному Васе Пупкину, покупающему через Интернет дешевые гвозди, но и крупным компаниям. Более того, для вторых он намного важнее, чем для первого, так как помогает организациям решать вопросы материально-технического снабжения, управлять цепочками поставок, обеспечивать сбыт продукции, налаживать отношения с клиентами и партнерами и решать другие насущные проблемы.

“В большой компании должна быть высокой степень интеграции технологий корпоративного управления. Лучшим вариантом решения этой проблемы являются системы электронного бизнеса”, - заключает г-н Логинов, чья компания активно пропагандирует этот новый подход к решению производственных проблем.

Портрет компании

Компания БПЦ была создана в 1995 г. как совместное предприятие Сбербанка и корпорации Digital Equipment (DEC), но после того как DEC влилась в Compaq, фирма пустилась в свободное плавание и постепенно выросла в группу компаний. Основной специализацией СП стала автоматизация банковских технологий - сначала это были поставка оборудования и создание локальных сетей в отделениях Сберегательного банка, потом - платежные системы для банковских карточек.

В последние два года БПЦ сконцентрировалась на системах электронной коммерции. Одним из ее проектов стало создание для Министерства путей сообщения системы оплаты грузоперевозок через Интернет посредством пластиковых карточек.

Сейчас компания в партнерстве с Альфа-банком создала новую фирму, планирующую предоставлять услуги и технологии по обеспечению платежей с помощью пластиковых карточек через Интернет, используя протокол SET (Secure Electronic Transaction). Этот протокол продвигается ассоциацией Visa, которая потребовала, чтобы к 2002 г. хотя бы один из участников заключаемой через Интернет сделки его применял. Решения от новой компании будут базироваться на технологиях IBM.

Версия для печати