АВИОНИКА/Э-КОММЕРЦИЯ

 

На авиационном транспорте успешно применяются самые современные электронные технологии, связанные с Интернетом и э-коммерцией. В круг отраслевых лидеров входит компания Lufthansa. Еще в 1996 г. она выставила на своем сайте InfoFlyway (www.lufthansa.com) расписание полетов. И ввела в практику применение так называемых “электронных билетов” (ETIX).

Забронировать и купить их можно через Интернет, а получить посадочный талон - в аэропорту на стойке регистрации или в автомате ускоренной регистрации Quick Check-in. “Электронный билет” невозможно потерять, а упрощенная процедура оформления существенно экономит время пассажира.

К терминалам Check-in никогда нет очередей, причем аппараты для саморегистрации пассажиров установлены даже на ближних подступах к аэровокзалу - на стоянках такси и на конечных остановках городского транспорта. В настоящее время “электронные билеты” применяются уже в 160 аэропортах 40 стран мира.

С осени прошлого года клиенты Lufthansa могут зарегистрироваться и получить информацию о полетах с помощью мобильных WAP-телефонов.

Между тем InfoFlyway стал настоящим виртуальным рынком туристических услуг, располагающим любой информацией, необходимой для путешествия. Здесь можно узнать о тарифах, специальных предложениях, гостиницах, аренде автомобилей, льготах для участников программы Miles & More, а также забронировать и купить билеты.

Руководство Lufthansa рассматривает электронный бизнес как дополнительный ресурс повышения рентабельности: уже сегодня использование Интернет-технологий в системе продаж позволяет сократить издержки на 10%. Предполагается, что в 2005 г. около 25% билетов будет продаваться через Сеть.

Стремительное развитие Интернета и рост числа его пользователей ставят перед авиакомпаниями новые задачи. Одна из важнейших - обеспечение доступа к Сети непосредственно на борту самолета. В настоящее время уже разработаны основные средства для оснащения самолетов необходимым оборудованием и ведутся переговоры с производителями электроники и самолетостроительными предприятиями.

Уже сейчас клиенты Lufthansa имеют возможность во время полета (кроме моментов взлета и посадки) использовать портативные компьютеры с дисководами для CD-ROM и CD-плейерами. При этом ноутбуки подключаются через источники бортового электропитания напрямую, без адаптеров. Каждое пассажирское место в первом и бизнес-классе на дальних рейсах снабжено собственной розеткой.

Lufthansa в сотрудничестве с корпорацией Boeing реализует концепцию бортового Интернет-офиса, оборудуя все дальнемагистральные самолеты авиакомпании системой высокоскоростного доступа в Сеть.

Соответствующий договор был подписан в июне нынешнего года в ходе Парижского международного авиасалона в Ле-Бурже Скоттом Карсоном, президентом компании Connexion by Boeing (см. PC Week/RE, № 21/2001, с. 20), и Вольфгангом Мэйрхюбером, членом исполнительной дирекции и исполнительным директором Lufthansa.

Участники проекта ставят себе целью оснастить первый самолет “Боинг-747” авиакомпании системой скоростного доступа в Интернет в 2002 г. В ближайшие годы доступ в глобальную информационную сеть станет одним из базовых компонентов услуг Lufthansa.

“Наши пассажиры смогут работать в Интернете на борту самолета точно так же, как и на земле, - сказал Вольфганг Мэйрхюбер. - Узкополосному Интернету, который ограничен по объему и скорости, мы предпочли всемирно признанную, высокоэффективную широкополосную технологию, имеющую большой потенциал развития”.

Благодаря высокой скорости передачи, характерной для широкополосной связи, пассажиры смогут работать в онлайновом режиме и передавать файлы большого размера, в том числе целые презентации.

В течение нескольких месяцев эксперты Lufthansa и Boeing собираются детально изучить сетевые потребности своих клиентов. Система скоростного доступа в Интернет обеспечит такие возможности, как бронирование авиабилетов и номеров в гостиницах во время полета, а также доступ к корпоративным интранет-сетям и персональной электронной почте.

Важной составляющей проекта является организация глобальной спутниковой связи и сети обмена данными для пассажиров, находящихся в полете. Кроме того, предстоит большой объем сертификационных работ по использованию частот и бортового оборудования. Впрочем, соответствующий опыт уже есть: осенью 2000 г. компания Lufthansa Technik стала первым в мире провайдером, оснастившим VIP-самолет “Эрбас А340” аналогичной системой.

Lufthansa успешно продолжает развитие своего информационно-торгового сайта InfoFlyway, занимающего прочные позиции в Интернете. В прошлом году было зарегистрировано более 252 млн. его посещений. Количество операций по бронированию билетов достигло порядка 250 тыс. и таким образом на 140% превысило аналогичный показатель предыдущего года. Об этом сообщалось в ходе медиа-дня “Успешное внедрение э-коммерции в международных авиационных перевозках на примере компании Lufthansa”, проведенного в июне в аэропорту Франкфурта-на-Майне.

“В 2001 г. мы поставили себе целью продать более полумиллиона билетов через наш сайт, а к 2005-му хотим увеличить долю онлайновых продаж до 25% от общего их объема, - заявил исполнительный вице-президент Lufthansa по продажам Тьерри Антинори. - В связи с этим мы много внимания уделяем усовершенствованию процедуры бронирования и усилению присутствия компании на международном рынке”.

В течение прошлого года планомерно вводились новые услуги, которые должны увеличить привлекательность режима “онлайн” в качестве способа продажи билетов. Наибольшим спросом пользуются предложения, связанные с программой поощрения часто летающих пассажиров Miles & More. В базе InfoFlyway в настоящее время зарегистрировано более двух миллионов пассажиров.

В ближайшее время дизайн международных сайтов авиакомпании, число которых составляет около 70 (включая и российский www.lufthansa.ru), с помощью системы управления контентом будет приведен в соответствие с дизайном головного портала.

Пользуясь ею, сотрудники различных подразделений Lufthansa, не обладая специальными знаниями программиста, смогут самостоятельно вносить необходимые редакторские правки на странице. Очень простая в применении, эта система экономит время и средства, избавляя персонал от необходимости обращаться в специализированные агентства. “Расширенная и унифицированная форма международного присутствия Lufthansa в Интернете позволит нам увеличить объемы онлайновых продаж”, - отметил г-н Антинори.

Lufthansa: (095) 737-6412.

Версия для печати