Если говорить о практической стороне такого явления, как Интернет, то можно вывести некую формулу интереса людей к Сети. Смысл ее заключается в том, что одни хотят узнать больше о мире, другие - чтобы мир больше узнал о них. И если для первых требуется хороший доступ, то вторым не обойтись без хостинга. Об этой второй стороне мы и беседовали с Сергеем Алимбековым, заместителем генерального директора компании “МТУ Интел”.

Сергей Алимбеков

PC Week: Сергей Саидович, хотя большинство наших читателей наверняка хорошо представляют себе, что такое хостинг, но иногда кажется, что каждый под этим понимает что-то свое.

Сергей Алимбеков: По сути хостинг - это использование площадки провайдера для размещения вашего веб-сайта. Дело в том, что вам, чтобы сайт работал быстро, надежно и был всегда доступен, придется поставить отдельный сервер, подвести к нему мощный телекоммуникационный канал, обеспечить гарантированное и резервное электропитание, создать оптимальные климатические условия, обеспечить круглосуточную техническую поддержку. В общем, вам предстоит создать и поддерживать работу своего центра данных (data center), потратив на его развертывание несколько десятков тысяч долларов в виде капитальных вложений в оборудование и программное обеспечение. А ведь задача-то состоит всего лишь в том, чтобы сделать ваш сайт постоянно доступным для пользователей Интернета. Решить ее наиболее экономичным способом можно с помощью хостинга.

Хостинг - услуга масштабируемая: вы можете создать небольшой корпоративный сайт на сервере провайдера, а можете развернуть огромный портал на базе собственного сервера, установленного в центре данных.

PC Week: Создается впечатление, что число людей, которые хотят развернуть свой сайт, гораздо больше числа тех, кто этой возможностью пользуется. Иными словами, потенциальный спрос превышает спрос реальный.

С. А.: Действительно, сегодня к хостингу прибегают те, кто знает, что с ним делать. Дело в том, что провайдер лишь выделяет вам ресурсы, а ваша задача - подготовить сайт и “выложить” его на сервер провайдера. Если вы не умеете разрабатывать веб-сайты, то вам придется воспользоваться помощью дизайн-студии, которая сделает дизайн, запрограммирует и опубликует ваш сайт в Сети.

Разница между потенциальным и реальным спросом объясняется тем, что пока нет решений, которые, например, позволили бы с ходу купить представительство в Интернете. Хотя сегодня появились возможности получить простейший сайт, который создается за шесть “кликов” мыши, но они не удовлетворяют запросы большинства компаний, которые хотели бы иметь свое представительство в Сети. Тем не менее и без этого спрос на хостинг достаточно высок и потребность в услуге осознана.

PC Week: Что, на ваш взгляд, нужно предпринять для большей удовлетворенности клиентов?

С. А.: В чем заключается проблема? Как только речь заходит о создании функционального сайта, будьте готовы к расходам в несколько тысяч долларов, при том, что хостинг такого сайта может стоить всего десять - двадцать долларов. Ценовое несоответствие очевидно. Вряд ли в ближайшее время удастся найти некое универсальное решение на все случаи жизни, позволяющие с одинаковой легкостью создавать сайты металлургической компании и банка, продовольственного магазина и отраслевого министерства. Поэтому сегодня нужны специализированные решения для простого и быстрого создания функциональных сайтов. Надо сегментировать клиентов по отраслям и дать им решение, максимально приближенное к “коробочному” варианту.

PC Week: Но ведь сегодня существует программное обеспечение электронных магазинов, более того - можно арендовать электронный магазин или прилавок.

С. А.: Да, и это одно из специализированных решений. Но электронные магазины, по нынешней терминологии, относятся не столько к хостингу, сколько к области аренды приложений. В принципе это услуги, близкие друг другу по способу своего предоставления: в том и другом случае используются ресурсы провайдера.

Я бы хотел отметить один момент. У нас есть механизм, который позволяет предоставлять в аренду любые программные комплексы. Если завтра придет системный интегратор и предложит давать в аренду систему управления контактами или электронный супермаркет, - мы к этому готовы.

PC Week: Что сегодня типичный провайдер может предоставить клиенту помимо хостинга?

С. А.: Очевидно, что провайдеры имеют разные возможности. Например, за “МТУ Интел” стоит мощная техническая инфраструктура. Мы можем установить телефонные номера, создать виртуальную частную сеть, организовать скоростной ADSL-доступ и т. п. Немногие провайдеры имеют центры данных, близкие по уровню к нашему. Поэтому даже хостинг хостингу рознь. Типовой набор услуг в области хостинга не у всех провайдеров одинаков. Так, один в качестве СУБД предложит Oracle, а другой - MS SQL. Один сможет обеспечить работу практически во всех операционных средах, а другой только в ограниченном их числе.

PC Week: Давайте тогда поставим вопрос по-иному. Какие, на ваш взгляд, интересные услуги есть у вас в области аренды приложений?

С. А.: Я бы отметил виртуальный почтовый сервер и почтовый ящик с расширенными возможностями. Дело в том, что электронная почта пока является самым популярным сервисом Интернета. А вот организовать нормальную почтовую службу в компании не так-то просто. Для этого нужно поставить отдельный компьютер, взять в штат человека, способного управляться с этим сложным программным комплексом, и т. п.

Виртуальный почтовый сервер позволяет организовать индивидуальные почтовые ящики сотрудников, он “умеет” обрабатывать почту по любым протоколам, разбирать любые кодировки. Вы можете установить фильтры на нежелательную почту, преградить дорогу спэму, определить списки рассылки и др. С помощью фильтров несложно собирать всю исходящую и входящую корпоративную почту в почтовом ящике человека, отвечающего за корпоративную безопасность. Можно ограничить почтовое общение своих пользователей корпоративным доменом и доменами дружественных организаций, можно запретить своим работникам переписываться с людьми не из вашей компании в рабочее время, но разрешить в нерабочее и т. д. К почтовому ящику с расширенными возможностями обеспечивается доступ из любого места, где есть выход в Интернет. Он несколько напоминает бесплатные почтовые службы, но в отличие от них избавляет вас от необходимости просматривать рекламу и получать ненужные послания.

PC Week: Хостинг, аренда приложений, контент, Интернет-решения - все это так тесно переплетается, что даже продвинутому пользователю сложно понять, к кому обращаться за той или иной услугой.

С. А.: Это объективно. Все зависит от того, что именно считает та или иная компания своим бизнесом. Например, одни работают во всем спектре Интернет-рынка - от доступа до контента, a другие говорят: наше дело доступ, а контентом пусть занимается кто-нибудь еще. Но в любом случае я с вами согласен, что для потребителя получение услуги должно быть прозрачным. Пришел к провайдеру - получил наряду с доступом телефоны, CRM и т. п. Пришел к системному интегратору - получил наряду с ERP доступ в Интернет, VPN и пр. Это идеальная схема.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати