WEB-ТЕХНОЛОГИИ

Два года назад притчей во языцех были порталы и электронная коммерция. Год назад - крах “дот-комов”. Теперь актуальной темой стали корпоративные порталы. Им отводится роль спасителей компаний от информационного хаоса, и российский рынок этих решений формируется прямо на глазах.

В течение последних нескольких месяцев прошло множество презентаций компаний, разрабатывающих и внедряющих подобные системы. Их представляли, например, “Город Инфо”, Sybase, iPlanet, Microsoft и, наконец, Ayaxi, объявившая, что займется внедрением корпоративных порталов на базе технологии английской фирмы Autonomy Systems.

Основой линейки программных продуктов Autonomy является пакет Portal-in-a-box, который помимо традиционных функций (т. е. агрегирования информации из разнородных источников и обеспечения доступа к ней через Web-интерфейс) имеет и средства для решения главной проблемы, возникающей при построении порталов, - систематизации неструктурированных данных. Ведь разнесение большого объема документов по категориям и создание их метаописаний требует немалых редакторских усилий.

Главное преимущество Portal-in-a-box состоит как раз в том, что он полностью автоматизирует процессы категоризации информации, ее резюмирования и расстановки гиперссылок. Все это обеспечивает технология распознавания образов на базе нейросетей, позволяющая анализировать содержание информации, причем не только в текстовом, но и в аудио- и видеоформатах. Пользователю достаточно один раз задать шаблон данных, и далее система будет производить обработку автоматически. Конечно, подобную возможность предлагают и другие продукты, скажем Microsoft SharePoint Portal Server (там применена самообучающаяся система: человек категоризирует несколько типовых документов, после чего она все делает сама), но ее полезность все равно трудно переоценить.

Кроме того, портал обеспечивает персонализацию контента: сервер отслеживает всю работу пользователей и строит профили их интересов. Это позволяет крупным компаниям выявить сотрудников разных подразделений, занимающихся решением схожих задач, и сгруппировать их в виртуальные сообщества. Как утверждается, по крайней мере один из “примерных” (reference) клиентов Autonomy - компания BAE Systems (ранее она называлась British Aerospace) - благодаря подобному открытию о деятельности своих инженеров смогла сэкономить несколько миллионов долларов.

Основываясь на сведениях, содержащихся в профилях, Portal-in-a-box может уведомлять пользователей о появлении нового интересного им контента на серверах интранет-сети или подключенных к порталу узлах Интернета. Происходить это может по электронной почте или через SMS-сообщения.

Портал строится на базе информационной инфраструктуры Autonomy ACI, к которой подключаются как модули извлечения данных (fetch) из разных источников (Microsost Exchange Fetch, FileNET Fetch, HTTP Fetch, Lotus Notes Fetch, ODBC Fetch, ODMA Fetch,

OMNI Fetch, Oracle Fetch, POP3 Fetch и т. п.), так и активные сервисы, например ActiveKnowledge (анализ контекста сведений в окне любого Windows-приложения и выдача ссылок на информацию по теме) или Autonomy Answer (система для автоматического ответа на запросы клиентов, приходящие по электронной почте).

Немаловажным преимуществом технологии Autonomy является поддержка ею широкого спектра языков, в том числе русского. Хотя, как выясняется, в данном отношении продукт не идеален (что часто бывает): поддержка неанглийского контента ограничена. К примеру, она пока не распространяется на функции анализа аудиофайлов, содержащих разговоры на русском.

Версия для печати